С. ДЖЕЙСОН БЛЭК, КРИСТОФЕР С. ХАЙАТТ "ВУДУ В МЕГАПОЛИСЕ", 1998

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

ГЛАВА 9. ДУХИ И ТЕОРИЯ МАГИИ

Во всем мире известны три компонента магии: взаимодействие разума с разумом, взаимодействие разума с материей и общение с бестелесными организмами то есть духами. Все остальное, начиная с астральных планов и заканчивая подъемом энергии кундалини - не более, чем аспекты названных трех разделов.

Эту главу мы начнем с логических рассуждений по поводу существования (или несуществования) духов. Поскольку наша предыдущая книга ("Сделки с Дьяволом") вдруг вызвала яростные нападки со стороны совершенно неожиданных оппонентов, мы решили, что стоит заодно обсудить наш американо-европейский страх перед сверхъестественным.

Мы будем говорить не только о страхе, укоренившемся в сердцах представителей среднего класса иудео-христианской Америки, но и о страхе, присущем эзотерическим и оккультным группам. В частности, у нас есть несколько "предупреждений", основанных на нашем обширном опыте и адресованных потенциальным членам таких групп.

Ранее в этой книге мы уже приводили примеры шизоидной реакции отдельных людей на спиритические явления. С одной стороны, официально признанные религии и (за некоторыми исключениями) эзотерические традиции в той или иной форме занимаются вопросами "жизни после смерти". Протестанты иногда могут потолковать о небесных сферах, у оккультистов есть различные теории реинкарнации, и т.д. В любом случае предполагается существование духов - без них просто невозможно обойтись. Но многие оккультные организации в США (вроде тех, что привлекают к себе белых граждан среднего достатка) восхваляют идею потусторонней жизни и одновременно догматически утверждают, что "посвященные" якобы знают: все "духи" суть на самом деле "юнгианские" архетипы или что-то вроде вторичного раздвоения личности. Судя по всему, столь очевидное противоречие ускользает от внимания большинства членов этих групп, будь то последователи викки, церемониальной магии или Алистера Кроули. Все эти группы заявляют, что занимаются практической "магией", они даже вызывают невидимых разумных существ. Многолетний опыт общения с такими группами позволяет нам с уверенностью заявить: в подавляющем большинстве они не занимаются ничем, даже отдаленно напоминающим магию...

Джейсон однажды разговаривал с членом подобной "магической" группы. Темой разговора был полтергейст. Так вот, собеседник Джейсона отстаивал гипотезу, согласно которой причиной всевозможных проявлений полтергейста является "бессознательное" (трудно сказать, что под этим подразумевалось) потревоженных детей - обитателей данного дома. Когда ему указали на то, что значительное количество зарегистрированных и исследованных случаев полтергейста имело место в домах, где либо не было детей, либо вообще никто не жил (там действие полтергейста фиксировалось автоматическими камерами), спорщик в ярости молча выбежал из комнаты.

Почему? Объясните, пожалуйста, почему эта тема оказывает столь мощное эмоциональное воздействие на такое количество разных людей - не только на среднестатистического прохожего, малосведущего в данных вопросах, но и на индивидуумов, заявляющих о своем серьезном интересе к превращению в "адептов"? Ведь любой человек, который воспитан в условиях культуры, подавляющей психические явления и сводящей серьезные разговоры о нечеловеческом разуме к "библейским сказкам" (как это делается в христианской, иудейской и исламской культуре), испытает катастрофический шок, столкнувшись нос к носу с настоящим феноменом. В большинстве же эзотерических групп подход к этим явлениям почти ничем не отличается от церковного. Для таких людей одна-единственная встреча с "привидением" или НЛО может оказаться самым разрушительным впечатлением жизни, потому что такая встреча изменяет абсолютно все.

Просматривая материалы, написанные квалифицированными исследователями психики (психологами, психиатрами, психотерапевтами), мы не раз наталкивались на замечания, свидетельствующие о нежелании упомянутых специалистов рассматривать заявления любителей оккультных наук, поскольку оккультизм, по их мнению, - это "компенсационное поведение, призванное скрыть ощущение собственной неполноценности". К сожалению, это определение оказывается справедливым для девяноста пяти процентов членов всевозможных "магических" организаций. Мы не хотим этим сказать, что не существует действительно умных людей, серьезно занимающихся магией - они есть, и мы с ними встречались. Есть среда них и богатые, и знаменитые. Если такому человеку случается попасть в "магическую" группу, он быстро разбирается, что к чему, и покидает ее.

В принципе, каждому, кто убеждает себя, что магия - явление психологическое, достаточно утром взглянуть на себя в зеркало. Он увидит в нем адепта. Зато столкнувшись с теми, кто провел определенную работу и испытал ее "сверхъестественные" результаты (физически улучшив качество своей жизни), такой адепт, снова заглянув в то же зеркало, увидит в нем неудачника. Конечно, реагировать враждебностью легче, чем изменить свой образ жизни.

У нас было много контактов с последователями викки в Южной Калифорнии. Предводителями всех викканских групп неизменно оказывались крикливые, до неприличия разжиревшие матроны (таких Израэль Регарди называл "женщинами-палатками"), которые на каждом собрании группы ставили перед собой, наверное, единственную цель - растолкать и задавить окружающих. Как правило, это сопровождалось словесным морализаторством (например: "это черная магия!", или "он несет на себе бремя плохой кармы") на уровне воскресной школы? Эти люди провозглашают себя природными мистиками; однако их клиническое ожирение, презрение к гигиене, непременная сигарета во рту и постоянные конфликты говорят совсем о другом. Как-то Джейсону дали прочесть особенно помпезную морализаторскую статью в журнале "Нео-язычник". Придя в раздражение от этого бреда, Джейсон спросил об авторе: "Она, небось, килограмм сто пятьдесят весит?". Друг, показавший ему статью, слегка обиженно заявил, что знает автора и что эта женщина скорее худощава. Тогда Джейсон заглянул ему прямо в глаза и спросил: "И все-таки: что у нее за проблемы?" После короткой паузы друг признался: "Ну-у, у нее небольшое косоглазие и нервное расстройство".

Мы не хотели бы показаться жестокими. Наша цель - просто сказать некоторую нелицеприятную правду о движении "Нью Эйдж" и ему подобных. Если вы решили вступить в магический орден (или церковь) и на первом же собрании оказываетесь среди сплошь одноглазых людей - подумайте хорошенько, не вступаете ли вы на самом деле в общество одноглазых? Сейчас мы говорили о викке; но в качестве примера можно было бы использовать практически любую другую группу, начиная с теософов и заканчивая различными последователями Кроули, "Золотой Зари" или Лавэя1.

1Антон Лавэй - основатель и глава американской "Церкви Сатаны"

Все дело в том, что провозглашаемые этими группами цели или программы ни в коем случае не являются реально осуществимыми. Так и получается, что в одном случае вы сталкиваетесь с располневшими курильщиками, объявляющими о своем "единстве с природой", а в другом - с последователями Кроули, которые, приняв девиз "Делай, что хочешь!", тем не менее страдают в раздумьях, одобрил бы старина Алистер аборты или противозачаточные средства. Тот круг психических атлетов, который когда-то создавал Кроули, сейчас находится под пятой религиозных чудаков, обнаруживших, что их мессия "всего лишь умерший англичанин, который брил себе голову". В группах, основная цель которых - избавить членов от чувства собственной неполноценности, истинное стремление к овладению высшими духовными способностями не приветствуется, ведь это требует значительной работы над собой (чего стараются избегать), и если уж кто-нибудь из участников группы достигнет результатов на этом поприще, остальные всегда найдут "уважительную причину" избавиться от такого энтузиаста.

Эти оккультисты, даже будучи действительно заинтересованными, явно не в состоянии совладать с эмоциональным потрясением, а иногда и вполне оправданным страхом, вызванным спиритическим явлением. Возможные выгоды подобной встречи их не прельщают, поскольку такие люди в большинстве своем давно смирились с жизнью на грани нищеты и с работой где-нибудь в отделе отправки корреспонденции.

Вот еще одна причина враждебности или, как минимум, безразличия к духовным феноменам: желания большинства членов подобных групп не идут дальше того, чтобы нарядиться субботним вечером в причудливые одежды, провести небольшой религиозный ритуальчик и, наконец, вознаградить себя бокалом-другим пивка. В этом нет ничего дурного, если, конечно, работа в группе предусматривает также серьезные мероприятия - только вот до серьезного-то обычно и не доходит. Фактически, опыт восприятия психических или сверхъестественных феноменов оказывается тем, чего в этих группах меньше всего желают. Добавьте к этому ужасающее невежество в отношении литературных источников по психическим явлениям (которые следовало бы поставить на первое место в табель приоритетов) - и вы получите исчерпывающую картину очередного "оккультного движения", под тонкой и прозрачной оболочкой которого кроется обычная пустота.

Все это разительно контрастирует с атмосферой в субкультуре вуду. Как и всякая истинная магия, вудуизм создавался для удовлетворения физических и духовных потребностей. Независимо оттого, как совершается ритуал - самостоятельно или с привлечением сантеро, палеро либо бокора, - от него ожидают конкретного (порой жизненно важного) результата. Мы уже рассказывали о некоторых своих впечатлениях по данному поводу - определенная "помощь" оказывалась даже при обработке материала данной книги. Несколько раз Джейсон не мог отыскать в каком-то месте ботанику, хотя и знал, что она существует. И каждый раз где-нибудь в ресторане или на приеме он встречал какого-нибудь незнакомца, который без всяких наводящих вопросов, иногда даже посреди совершенно не связанного с вуду разговора, вдруг упоминал, что видел ботанику там-то и там-то. Джейсон записывал координаты, и работа над книгой получала свое продолжение.

Серьезный разговор о духах мы начнем с цитаты из Карла Юнга, которую мы также использовали в книге "Сделки с Дьяволом":

Однажды я довольно долго обсуждал вопрос их идентификации с другом Уильяма Джеймса, профессором Хислопом из Нью-Йорка. После рассмотрения всех относящихся к делу вопросов он признал, что все эти метафизические явления лучше объясняются с позиций гипотезы о духах, нежели с точки зрения качеств и особенностей бессознательного. Тут, основываясь на моем собственном опыте, я вынужден признать его правоту. Будучи вынужденным сохранять скептицизм в каждом конкретном случае, в целом я должен признать, что гипотеза о духах позволяет получить на практике лучшие результаты, чем какая-либо другая.

Мы думаем, каждому, кто читал работы Юнга и материалы о нем самом (особенно те, что были опубликованы только после его смерти), ясно: Юнг верил не только в буквальное существование духов, но и в значительную часть того, что традиционно считается оккультным знанием. Таким образом, вы можете верить в то, что юнгианские архетипы находятся "только в вашей голове", а вот сам Юнг совершенно определенно в это не верил.

Мы рекомендуем вам также прочесть работы британского писателя Колина Уилсона, особенно "Полтергейст" и "За пределами оккультного"; в них вы найдете не только общее описание истории исследований спиритических явлений, проведенных квалифицированными учеными, но и множество сведений анекдотического характера. Особую ценность этим поистине энциклопедическим книгам придают рассказы К. Уилсона о том, как он пришел к выводу, что духи являются не только ментальным феноменом, но и реально существуют.

Конечно, из этого не следует, что распознать духа всегда просто - как раз нет! Например, "реален" или нет дух, явившийся вам во сне? Для подавляющего большинства людей ответ определяется исключительно их культурной программой.

Наши понятия об "индивидуальности" кажутся нам естественными, но на самом деле они тоже целиком зависят от того, где и как мы воспитывались. Утверждают, что китайские коммунисты "напоминают роботов". Но ведь мы - такие же роботы, как и они - ни на йоту больше, ни на йоту меньше. Мы ощущаем центр нашего сознания внутри нашей черепной коробки и считаем это доказанным фактом. Мы можем ощущать его физически. Но ведь в других культурах исторически складывалось так, что физически ощущаемый центр сознания находился в сердце, или в солнечном сплетении, или даже в печени. Возникает вопрос: действительно ли обиталищем "разума" является головной мозг или эта неуловимая субстанция вообще не имеет "насиженного" места в нашем теле?

Так что давайте исследовать комплекс разума и личности без тела (в нашем понимании) - это и есть дух. Почти в каждой культуре есть описания различных типов и уровней духов - своего рода "нефизическая экология" с хищниками, трупоедами, паразитами и прочими "экологическими нишами". Над таким подходом нередко смеются, называя его неразвитым пантеизмом, однако изучение исторических прецедентов с преследованиями, одержимостью и странными неожиданными встречами заставляет предположить, что старые модели являются наиболее точными из всего, чем мы обладаем на сегодняшний день.

Наша убежденность в том, что личный опыт и исторические факты подтверждают гипотезу существования духов, никоим образом не означает, что мы буквально "верим" в структуру афро-карибского пантеона или в европейскую демонологию. Ничего подобного. Нам доводилось читать опусы нескольких "англо", принявших "в чистом виде" религию ифа африканского народа йоруба. Эти книги с их морализаторскими нравоучениями и формализованной мифологией произвели на нас удручающее впечатление. Путь вуду не имеет со всем этим ничего общего: он прежде всего предлагает непосредственный опыт и направлен на достижение результата. В этом сила и уникальность вуду.

Что касается "магических имен", мы считаем, что они действуют так же, как и любые другие - иначе говоря, если вы, скажем, будете призывать на кладбище Барона Самеди, то рано или поздно возникнет нечто, которое сможет убить вашего недруга и согласится откликаться на предложенное имя (причем откликаться оно будет не только на ваши призывы, но и призывы других). Ну а о том, присутствует ли это нечто в указанном месте изначально, или оно там формируется, как иногда утверждают тибетцы, можно только гадать.

Джейсон уже высказывал на страницах этой книги свое предположение о том, почему он увлекся вуду. Все дело в том, что он проживал в районе, где обитали духи. Как и многие другие люди с врожденными "медиумическими" способностями, он оказался для духов своеобразным маяком, на который "они" слетались. Иначе говоря, случайная встреча с этими существами, откликавшимися на афро-карибские имена, вряд ли могла произойти где-нибудь в Айдахо или на Тайване, а вот в Калифорнии или Флориде - вполне.

В вуду, как и в классическом греко-римском язычестве, общение происходит не с едиными "богами", а с целыми семействами духов, имеющими сходную природу. Если попробовать подсчитать, скольких разных Геде (божеств-лоа смерти, подобных вышеупомянутому Барону Самеди) знают на Гаити, счет пойдет на тысячи. Есть также множество разных Эрзули, как хороших, так и плохих, а число ипостасей Эшу-Элеггвы, если объединить кубинский и бразильский материал, наверное, вообще будет выражаться астрономической цифрой. Если вы решите серьезно изучать самих духов, а не мифологические символы, то вам придется иметь дело с множеством существ, различающихся по степени своего интеллекта, силы и практической полезности - начиная с особей разумом не сильнее мышиного и заканчивая настоящими демонами и богами.

В вуду (как и вообще в любой традиционной магии) человек общается с духами так же, как общался бы со своим другом или деловым партнером, состоящим из плоти и крови. К духам обращаются на обычном языке, приветствуют с должным уважением и платят за предоставленные услуги. Это очень важный момент, который нельзя упускать из виду. Как только вы обнаружите, что дух реален и не относится к "психодраме" (как это любил называть Антон Лавэй), сразу спросите себя, чего в то же время желает данное существо. Традиция поможет вам и в этом. Вообще говоря, обычно духи желают пищи органического происхождения. Они питаются так же, как любые животные. Существующие в современной кровожадной и плотоядной культуре фобии относительно кровавого жертвоприношения (особенно почему-то боятся куриных жертв) являются бессмысленными, иррациональными и восходят к уже упоминавшемуся страху сверхъестественного.

Лос-анджелесский писатель Майкл Вентура в своем замечательном введении к работе Луиса Мануэля Нуньеса "Сантерия: Практическое пособие по афро-карибской магии" (1992) указывает, что реакция ужаса вызывается уже самой необходимостью выполнить этот ритуал, не говоря уже о возможном результате этого действия. Далее Вентура замечает, что в иудео-христианской культурной традиции взаимодействие со сверхъестественным оказалось прерогативой раввинов и священников. Большинство простых прихожан полагает, что самостоятельное призывание имени "Бога" для личных целей является само по себе зловещим действом (разумеется, речь не идет о простой формальной молитве).

Поначалу прочитанное несколько сбило нас с толку - ведь у нас за плечами многолетний непосредственный опыт проведения ритуалов. Но потом Джейсон вспомнил испуг одного человека по поводу книги "Иллюстрированная Гоэция Алистера Кроули". Один из ее авторов, Лон Мило Дюкетт, описывает, как он начертил на земле магический круг и приступил к обряду вызывания духа. Так вот, читателя обеспокоил не предполагаемый результат обряда, а то, что, читая книгу, он вроде как лично участвует в ритуале. Читатель оказался каким-то баптистом, жизненные достижения которого сводились к пению псалмов и беседам с проповедниками, так что даже чтение о таком ритуале показалось ему извращением. Он долго качал головой, бормоча: "Я бы никогда не сделал этого, никогда не сделал этого...".

Сколько же беспокойства добавило к этому кровавое жертвоприношение! Далеко не все ритуалы и обряды требуют этого, но если все же жертвоприношение обязательно, то кровь отдается "богу", а мясо животного участники обряда обычно готовят в пищу и съедают. Широко распространенными подношениями являются также фрукты, овощи, зерно, даже целые готовые блюда. (Читатель должен понять, что древние иудеи не испытывали никаких неудобств по поводу жертвоприношений. К ужасу некоторых современных иудеев-ортодоксов, открытие Третьего Храма немедленно потребовало бы возобновления животных жертвоприношений. Тех, кто этого не знал, обычно потрясает тот факт, что многие из 613 заповедей Ветхого Завета связаны с жертвоприношениями, сексом, браком, рабством и насилием. Мало кто из современных иудеев чувствует себя уютно, соприкасаясь со своей религией в ее изначальной форме.)

Заменителем, конечно, может быть купленное в магазине сырое мясо, однако обстоятельств, при которых допускается подобная замена, достаточно немного.

Позволим себе напомнить вам о приведенном ранее описании полтергейста, преследующего конкретного человека. Все древние авторы соглашаются с тем, что производство кинетической энергии и манипулирование физической материей подразумевают существование некоторого тела. Нечто подобное можно сказать и по поводу куда меньшего количества энергии, необходимого для того, чтобы воздействовать на чей-то разум, или наслать на кого-нибудь болезнь. Много ли энергии требуется для образования кровяного тромба или передачи вируса?

В свете всего вышесказанного хотелось бы подчеркнуть, что в магии любое жертвоприношение не является символическим. Магия - это технология взаимодействия с феноменальным миром на желаемом уровне (физическом или каком-то другом). Магия оказывает влияние на этот мир. Духи - это тоже организмы, и, хотя они не едят прямо у вас на глазах, они все равно желают чего-то. Иногда этим "чем-то" оказывается некое действие (например, половой акт или курение), в котором они поучаствуют для собственного развлечения. Маг получает ответные дары. Он временно разделяет с духом способность преодолевать время и пространство при помощи ясновидения и прорицания. Зафиксированы случаи, когда благодаря техникам вызывания духов у мага происходили глубокие эмоциональные перемены, изменения в "везении", в интеллектуальных способностях и талантах.

Мы даем духам возможность воспользоваться физическим измерением, а они в обмен позволяют нам вкусить выгод эфирного. Это честный обмен, ничем не напоминающий ту рабскую зависимость, которой так опасается иудейско-христианско-исламский церковный истеблишмент.

Мы говорили о том, что магия - это технология; это действительно так, но не в том смысле, как это понимает наша викторианская материалистическая культура, и не в смысле квантовой физики. Она включает в себя взаимодействие разума и материи, которое мы, западные люди, обычно не приемлем - разве что в фантастическом мире "веры". Но магия - это не только технология, но одновременно и искусство (в этом смысле она подобна, например, архитектуре). Как искусство, магия требует прирожденного таланта, а в то же время особого рода психических (медиумических) способностей. С этой точки зрения, особое значение имеет следующая глава. Рекомендуем вам не пожалеть усилий, чтобы овладеть описанными в ней техниками, особенно методикой вызывания состояния транса.

ГЛАВА 10. ТЕХНИКИ ПРОРИЦАНИЯ

Хотя порицание является неотъемлемой частью любых форм магии, в вудуистских традициях ему придается еще более важное значение. Ведь каждое прорицание - это призывание богов.

В своей изначальной форме многие традиционные африканские методы прорицания невероятно сложны. В Новом Свете они значительно упростились, но все равно многие правила и тонкости прорицания передаются только устно от учителя к ученику. Таким образом, это действительно секретное знание.

Поскольку наша книга предназначена для практика-самоучки, не воспитанного в традициях сантерии или макумбы, мы отобрали только такие методики прорицания, которые достаточно эффективны, будучи относительно простыми.

В афро-карибских традициях используются пять основных методов прорицания:

1. КАРТЫ ТАРО. Они применяются в основном магами острова Гаити, а также (в меньшей степени) в макумбе и сантерии. Используются также "испанские игральные карты", которые произошли от Таро. Мы не будем здесь рассказывать о Таро - такой рассказ потребовал бы отдельной книги. Вы можете купить себе колоду карт (новички особенно любят стандартную колоду Райдера - Уэйта) и любое руководство для начинающих. Тем, кто интересуется высшими техниками прорицания и магическими связями карт, рекомендуем обратиться к книге Кристофера С. Хайатта и Л. М. Дюкетта "Путь тайного любовника: Тантра, Таро и Святой Ангел-Хранитель".

2. Маятник. Этот инструмент не очень распространен в традиции вуду. Но он до сих пор широко используется для общения с духами в Африке. А поскольку маятник очень прост и удобен и легко сочетается с любым другим методом прорицания, мы решили включить его в нашу книгу.

3. Оби. Четыре кусочка ореха кола. Поскольку этот орех - достаточно редкий товар, его можно чем-нибудь заменить. Оби - один из самых фундаментальных и простых методов общения с духами.

4. Лос караколес (раковины каури) Самая сложная и древняя система прорицания. Мы представим ее в очень упрощенной форме, разработанной специально для этой книги.

5. Одержимость (измененное состояние сознания). Это самая трудная вещь для людей нашей культуры. Мы будем говорить в основном об аутогипнотических техниках, потому что одержимость духом чаще происходит (и это желательно) в групповых ситуациях. Но мы скажем пару слов и о феномене одержимости, а также дадим советы о том, как ею пользоваться, и особенно - как от нее потом освободиться.

ПРИМЕНЕНИЕ МАЯТНИКА

Маятник, или отвес - это хорошо сбалансированный грузик, подвешенный на нитке или тонкой цепочке. Можно сделать маятник самому: из колец или гаек. Главное - хорошо его сбалансировать. Авторы этой книги пользуются профессионально сделанными маятниками из латуни или меди. Маятник должен иметь форму пули или луковки. Иногда внутри маятника имеется пустое пространство - для "свидетеля". "Свидетель" - это примерно то же, что "связующее звено" в оперативной магии.

В оккультных магазинах, ориентированных на "нью-эйджерскую" публику, нам приходилось встречать маятники из кристаллов кварца на цепочке. По нашему мнению, такие маятники практически бесполезны, так как они плохо сбалансированы и слишком легки. Если вам действительно нужен маятник, советуем не торопиться и найти хороший, профессионально сделанный. Стоят они недорого - обычно до 20 долларов.

Теоретически в применении маятника нет ничего сложного, но на практике вам понадобятся время и терпение, чтобы "войти в курс дела". Главное - нужно сопротивляться искушению "заставить" маятник говорить вам то, что вы хотите услышать.

По нашему опыту, для общения с духами лучше всего использовать ту руку, которой вы пишете, хорошо закрепив ее (то есть поставив локоть на стол или, если вы сидите на полу со скрещенными ногами, на колено).

Маятник нужно "обучить". (На самом деле это, скорее, ваше сознание учится пользоваться маятником.) Для этого нужно немного качнуть его вперед-назад но прямой линии, направленной от вас. Затем попросите маятник показать вам то движение, которое будет означать "да". Обычно это круговое движение по часовой стрелке, но не всегда. Затем попросите показать движение, означающее "нет". Если это не получается, можете сами сказать маятнику, что круги по часовой стрелке означают "да", и специально покрутить маятник в этом направлении. Аналогичным образом поступаем и для "нет".

У большинства людей с практикой ответы маятника становятся все более разборчивыми. Некоторые сразу же становятся мастерами работы с маятником, но таких людей мало. А бывают и такие, у которых вообще ничего с маятником не получается. В этом случае следует отложить маятник до той поры, пока человек не почувствует непреодолимое желание попробовать еще раз. Мы знаем людей, которые поначалу были неспособны работать с этим инструментом, но через некоторое время неожиданно стали настоящими профессионалами - без какой-либо практики!

Показателем эффективности любой прорицательной системы является точность предоставляемой ею информации. Если вы еще не уверены в этом или любом другом методе, вы должны проверять ответы, а не просто считать их заведомо правильными. Это называется "тестированием" прорицания.

Маятник также широко используется в комплекте с доской уия, на которой по дуге или по кругу расположены буквы алфавита и цифры1, от которых к центру доски тянутся прямые линии. Маятник держат над такой доской и задают вопросы. Ответы на них слагаются из букв и цифр, на которые поочередно указывает маятник. Иногда этот процесс (радиэстезия) длится очень долго и утомителен для руки. Доски уия иногда бывают в магазинах. Можно сделать доску и самому.

1А также слова или символы "да" и "нет"

ОБИ

Оби - это четыре плоских предмета, которые можно легко перемешивать. Две стороны каждого предмета должны четко различаться. Обычно одна сторона темная, а другая светлая. Традиционные оби - это четыре дольки ореха кола или четыре кусочка свежего кокосового ореха. Мы используем в качестве их заменителя стеклянные кругляши для оформления цветочных композиций и аквариумов. На одну сторону этих темных кругляшей мы приклеили светлые бумажные круги (краска на стекле плохо держится). В крайнем случае можно взять и просто четыре монеты.

Задаются вопросы, ответами на которые могут быть не только "да" и "нет", но также "да" и "нет" в различных степенях. Если бросать оби несколько раз, можно получить довольно подробные прогнозы.

При одном бросании возможны пять вариантов выпадения оби. Каждый вариант имеет свое название и значение.

Обычно оби бросают один раз на один вопрос, но допускается и серия вопросов.

Важное исключение из предыдущего правила: Если выпадает Алафия (Мир) или Этава (Борьба), вы обязательно должны бросать оби еще раз, чтобы завершить ответ. Но это применимо только к первому бросанию. Трясут оби не более двух раз. Допустим, что при первом бросании выпала Этава, а при втором - Алафия. Это и будет ответом (борьба становится миром). По этому вопросу больше оби не бросают.

Процесс прорицания довольно прост. Добейтесь медитативного и серьезного состояния сознания и совершите очищение комнаты, в которой будете работать. В Бразилии иногда выкладывают по кругу цепочку или шнур, чтобы обозначить священное пространство, в котором будут бросаться оби. В сантерии оби часто ритуально очищают в чаше с освященной водой. Попросив духов (или конкретного духа) прийти и ответить на ваш вопрос, встряхните и бросьте оби и прочтите ответ. Можно совмещать использование оби и маятника, чтобы получать более подробные ответы.

Значения оду

Пять вариантов раскладов при бросании оби называются оду. Ниже приводятся прорицательные значения оду:

АЛАФИЯ (Мир)

В широком значении - спокойствие и безмятежность. Читатель может предположить, что это самый благоприятный из всех пяти оду, поскольку он состоит только из "позитивной" энергии. Это не совсем так. Алафия - расклад несбалансированный. Да, покой - это хорошо, но в слишком сильной степени он приводит к вялости и несобранности. Тем не менее, это хороший знак, особенно если он появляется после "Борьбы". Если же Алафия выпадает при первом бросании, ответ не может считаться законченным; оби следует перемешать и бросить снова.

ЭТАВА (Борьба)

Как и следует из названия, Этава символизирует конфликт. Это может быть конфликт между людьми или борьба с трудной ситуацией. Недоразумение, путаница, вещи не на своих местах. Как и Алафия, Этава считается неполным ответом при первом бросании, поскольку любой конфликт должен чем-то заканчиваться.

Оду - варианты раскладов при бросании оби

ЭИФЕ (Равновесие)

Это самый благоприятный из всех пяти оду. Означает совершенное равновесие сил тьмы и света, создающее гармоничную, уравновешенную ситуацию. Просим вас отметить это важное различие между вуду и христианством: в вуду1 предпочтительным является равновесие света и тьмы, а в христианстве (а также исламе) - чистый свет без всякой тьмы.

1А также в китайском даосизме и тантрических традициях Индии и Тибета

ОКАНА (Немного хорошего, немного плохого)

Этот оду означает обычный, средний уровень. Общее значение: все идет более или менее хорошо. Но ситуация может в любой момент измениться к худшему.

ОЙЕКУН (Тьма)

В переводе с языка йоруба ойекун означает "сумерки", но, как нам кажется, слово "тьма" точнее передает значение этого оду. Это полная противоположность Алафии, высший уровень отрицательной энергии. В традиции сантерии этот оду указывает на самые худшие влияния. При выпадении Ойекуна рекомендуется сразу же прекратить прорицание, зажечь свечу и попросить предков о защите. В лучшем случае Ойекун может означать, что на вопрос нет ответа.

Значения омо-оду

Если первыми выпадают Алафия (Мир) или Этава (Борьба), нужно бросать оби еще раз, чтобы завершить ответ. При этом образуется комбинация из двух раскладов. Такие комбинации называются омо-оду, что означает "дети оду".

Начнем с омо-оду, получающихся при первой Алафии:

АЛАФИЯ + АЛАФИЯ. Это, с одной стороны, мощнейшее присутствие "светлого" элемента, а с другой стороны - опасность самоуспокоения, лени, инертности, опьянения. Если речь идет о выполнении какой-то задачи, то требуется трезвость (во всех смыслах) и сосредоточение.

АЛАФИЯ + ЭТАВА. Период мира, созерцания, отдыха и планирования перед испытанием или борьбой. Если хотите выйти победителем из грядущей грудной ситуации, рекомендуется иметь ясную голову и быть эмоционально холодным.

АЛАФИЯ + ЭИФЕ. Хороший расклад. Ясная голова и уравновешенность. Рекомендуется настрой "чему быть, того не миновать", причем "быть" - скорее всего, добру.

АЛАФИЯ + ОКАНА. Как бы спокойно вы ни готовились в период Алафии, Окана нарушит весь налаженный процесс одним маленьким непредвиденным препятствием. Расклад в основном отрицательный. Требует большой осторожности. Скорее всего, от тех действий, о которых вы спрашивали, придется воздержаться до лучших времен.

АЛАФИЯ + ОЙЕКУН. Внезапное, неожиданное бедствие. Выйдя за газетой, можно попасть под машину. Требуется предельная осторожность. Это расклад также предупреждает, что темные элементы невозможно выявить или просчитать наперед. А вот омо-оду, получающиеся при первой Этаве:

ЭТАВА + АЛАФИЯ. Покой и удовлетворение придут после тяжелой работы и борьбы. Вы должны заслужить свою награду.

ЭТАВА + ЭТАВА. Борьба после борьбы. Прежде чем желанная цель будет достигнута, требуются неустанные усилия. Любая слабинка приведет к поражению. Другое значение этого расклада: все идет не так, что бы вы ни делали.

ЭТАВА + ЭИФЕ. Борьба или усилия ведут к совершенному равновесию и успеху.

ЭТАВА + ОКАНА. Как бы упорно вы ни работали, все ваши планы будут разрушены из-за какой-то мелочи. Неудача и упадок духа после тяжелой работы. Стремление к совершенству - и посредственный результат.

ЭТАВА + ОЙЕКУН. Вы боретесь и боретесь, но неизбежно встречаете поражение. Ваша энергия направляется против вас же. Найдите достойный способ отступить или хотя бы уклониться от борьбы.

ЛОС КАРАКОЛЕС, ИЛИ "ДОСКА ИФЫ"

Гадание на раковинах каури - центральная прорицательная техника в сантерии (напомним, что сантерия - это магические традиции Кубы, Пуэрто-Рико и Виргинских островов, распространившиеся ныне в США) и бразильской макумбе. Берет начало в культуре йоруба.

Гаитянское гадание на каури происходит из других районов Африки. К тому же Гаити на протяжении почти столетия было изолировано от внешнего мира (Соединенные Штаты и Европа не признавали государства, возникшего в результате успешного бунта рабов). Поэтому о тамошних методах прорицания известно гораздо меньше.

В самом простом варианте первоначальной формы гадания на каури использовались шестнадцать раковин. Кроме того, из особого мешка наугад вытаскивали несколько других предметов, которые должны были указать на положительный или отрицательный аспект расклада.

Все гадательные операции в Африке обычно выполняются на красивом резном деревянном подносе ("Доске"), с одной стороны которого изображена голова покровителя прорицания Ифы, а в США - на специально освященном соломенном коврике. В Бразилии сакральный круг обозначают цепочкой или шнуром.

Перед гаданием призывают одного из Владык Перекрестков (см. главу 11), а затем бросают раковины - один раз или больше. Раковины подпилены таким образом, что имеют две четко выраженных стороны (как монеты). Есть вариант этого метода, когда шестнадцать плоских кусочков металла прикрепляются к цепи, которая встряхивается и затем выкладывается в форме подковы. Насколько нам известно, этот метод сейчас практикуют только в Африке, но возможно, он до сих пор в ходу и в некоторых районах Бразилии.

Если используются раковины каури, то их зубчатые щели считаются "ртами духов", и подсчитываются только те раковины, которые выпали "ртом" кверху.

С каждым числом1 (от 1 до 16), получаемым при подсчете раковин, выпавших "ртом" кверху, связаны определенные "изречения" и мифологические рассказы2. Кроме того, каждому числу соответствуют особые очистительные заклинания, эббо. Как сообщают специалисты, эта прорицательная система содержит не менее пятисот "тайных" значений, которые и по сей день передаются только устно.

1Точнее говоря, с каждым оду, которых в полном варианте прорицания может быть не 16, а 256

2Ср. "афоризмы" и комментарии к гексаграммам китайской "Книги Перемен" Сами "изречения" см. в Приложении

Вот почему мы создали этот упрощенный метод прорицания, который соответствует духу системы и доступен для начинающего. Еще раз подчеркиваем, что мы представляем здесь новую, адаптированную версию "Доски Ифы", а не тот метод прорицания, которому вас научил бы посвященный сантеро или жрец макумбы.

Приготовление оракула

Вам понадобится шестнадцать раковин каури. Вообще-то раковин должно быть восемнадцать, но две из них не используются при гадании. Они считаются стражами оракула. Для прорицателя, не имеющего должного посвящения, шестнадцати вполне хватит. Раковины должны быть маленькие, сантиметра полтора-два. Большие каури, которые продаются в сувенирных лавках на морских курортах, не подходят.

Верхнюю часть раковины ("горб") надо сточить напильником, чтобы раковины могли с равной степенью вероятности падать на одну из двух плоских сторон (см. рис.).

Кроме того, вам понадобится собственно "Доска" - круглый или квадратный поднос с бортиком (чтобы раковины при бросании не разлетались во все стороны). Овальный или прямоугольный поднос не подходит, поскольку его поверхность должна быть разделена на четыре правильных равных части. Оптимальный диаметр "Доски" - от фута до двух.

Нарисуйте на ней (или приклейте) следующий чертеж. Его разделы, цвета и символы были получены в ходе сеанса с маятником. Таким образом, мы представляем прорицательную систему, полученную посредством прорицания!

В верхнем левом углу находится символ Легбы, Владыки Перекрестков, опекающего двери и дороги и передающего информацию. Символ рисуется белым на черном фоне. Этот сектор "Доски" представляет положительную, доброжелательную, мужскую энергию. Он особенно важен при вопросах, имеющих отношение к коммуникациям, путешествиям, контрактам и "белой магии".

Разметка "Доски" для прорицания по раковинам

В нижнем левом углу находится символ Эрзули3 - черный на оранжевом фоне. Это положительная женская энергия. Данный сектор важен при вопросах, связанных с позитивным аспектом энергии Венеры.

В верхнем правом углу находится символ Эрзули Дантор, или Эрзули Же-Руж ("Красноглазой"), отрицательной женской энергии. Он нарисован черным по белому. Этот сектор "Доски" связан с проблемами гнева, ненависти, ревности, угнетения.

В нижнем правом углу находится символ Барона Самеди4, отрицательной, агрессивной мужской энергии. Он рисуется черным по красному. Этот сектор важен при вопросах, связанных с "черной магией", победой в соревновании, разгромом противников, а также при всех вопросах, имеющих отношение к смерти. Интересно, что Барон Самеди также и целитель, поэтому эта четверть "Доски" связана и с восстановлением здоровья после болезни.

3Эрзули: в гаитянском воду - богиня любви. См. Приложение

4Барон Самеди: в гаитянском воду - Владыка Смерти. См. Приложение

Значения оду

Значения, которые мы здесь приводим, основаны на традиционных шестнадцати "изречениях". Напоминаем, что на языке йоруба выпавшие при прорицании расклады и их значения называются оду.

Каждое прорицательное значение-оду связано с числом от 1 до 16. Это число тех раковин каури, которые при бросании упали "ртами" вверх.

1. "Ни то, ни се". В данной ситуации не происходит ничего существенного: ни хорошего, ни плохого.

2. Вероятны разногласия, соревнование, конфликт (возможно, с участием близких друзей или любимых). Рекомендуется терпение и спокойствие.

3. Конфликт или спор с очень неприятным исходом. Подразумевается возможность насилия, несчастного случая или самоубийства. По возможности избегайте любых конфликтов. Сейчас хорошо бы заниматься какой-либо уединенной деятельностью.

4. Тайна. На вопрос невозможно ответить правильно, поскольку обстоятельства "покрывают" его. Поступки с бессознательной мотивацией. Мир сновидений, неподвластный логике. Развивайте интуицию и консультируйтесь у духов.

5. Жизненная сила, кровь, здоровье. В другом толковании - самые простые и банальные мотивации. Задействованы фундаментальные силы вашей жизни - как физические, так и духовные.

6. Поиск или защита правды. Никакие уловки (ваши или других людей) не смогут скрыть истину. Кроме того, этот оду предупреждает: берегитесь обмана!

7. Серьезная проблема имеет глубокие корни. Вам придется столкнуться с фундаментальными причинами какой-то старой проблемы.

8. Сила вашей мысли - важнейший фактор в данном вопросе. Разум может управлять обстоятельствами и изменять их (даже ваше телесное здоровье). Сила ума торжествует над материей.

9. Вас губит то, что вы любите больше всего. Речь может идти о сексуальной связи, пристрастии к наркотикам и т.п. Рекомендуется отказаться от такой любви. Возможно также, что вас предает ваш лучший друг. Берегитесь!

10. Источник проклятия. Вам нужно найти причину своего невезения или "плохой кармы". Избавьтесь от прошлых грехов. Устраните из своей жизни источник плохой энергии и неприятных событий. Возможно, вас прокляли в самом буквальном смысле слова. Тогда вам придется снимать проклятие магическими способами.

11. Вы пытаетесь что-то сделать без должной подготовки или при помощи неадекватных средств - внутренних либо физических. Подойдите к задаче более сознательно и выберите правильные инструменты.

12. Конфликт, перерастающий в настоящую войну. Если хотите победить, расслабляться сейчас нельзя ни на минуту. Все это может быть применимо как к внешнему, так и к вашему внутреннему миру.

13. Требуется физическое или духовное очищение. Уделите должное внимание своим мыслям, пище и окружающей среде. Чтобы приобрести силу, все это следует постоянно очищать.

14. Вы находитесь в коллективе, где вам завидуют. Следите за своими словами и не поворачивайтесь ни к кому спиной.

15. Возбуждение, религиозное переживание, очень впечатляющее (возможно, радостное) событие. Позитивное или негативное, это переживание может изменить вашу жизнь.

16. Вы станете умнее и удачливее, если поищете другие источники советов и информации. Ответы уже находятся на поверхности, но у вас еще нет всей необходимой информации. Раскиньте пошире сеть для сбора информации. Прислушивайтесь ко всему.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org