КЭРОЛ Л. ДАУ "АФРО-БРАЗИЛЬСКАЯ МАГИЯ", 1997

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Заклинания

Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания, которые часто сопровождаются приношениями даров ориша или другой духовной сущности. Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями. Люди, посещающие открытые ритуальные церемонии, подобные сессиям милосердия, с которыми вы уже имели возможность познакомиться в главе 4, идут туда, чтобы получить совет от той или иной сущности, и эти сущности часто рекомендуют своим клиентам совершить определенные заклинания. Говорят, что в годы диктатуры в Бразилии генералы и другие военные лидеры регулярно посещали террейру и консультировались о том, какие нужно производить заклинания, чтобы удержаться у власти. Уловка, очевидно, сработала, потому что в 1964-1985 годах военные чудом продолжали сохранять свое главенствующее положение. Макумбистские привычки, похоже, передались от военных гражданскому правительству, потому что Фернандо Коллору (президента с 1991 по 1992 год) в последние дни его правления, прежде чем он был подвергнут импичменту, пресса обвиняла в тех же действиях.

Мини-ритуалы, подобные описанному в начале этой главы, совершаются с самыми разными целями, которым нет числа - от самых высоких до самых земных. Люди производят заклинания, чтобы добиться любви, денег, улучшения здоровья или получить юридическую поддержку; чтобы найти защиту или изгнать негативность из своего окружения; чтобы развить духовные или физические способности, а также, увы! - для того, чтобы управлять кем-то другим, подчинить кого-то своей воле или просто нанести ему вред.

Однако большинство членов бразильских сект считает, что магия должна применяться только для добрых целей, и предостерегают от негативных заклинаний. Так, например, Хосе Рибейру, которого считают "царем Соломоном" бразильской умбанды, непреклонен в своем осуждении черной магии:

Зло не может принести добра - так гласит Закон Возвращения. Иначе говоря, зло, которое мы посылаем своим врагам, возвращается к нам. Если читатель страдает от несправедливости или стал объектом заклинаний черной магии, он должен рассказать о своем положении Замби, и тогда он сможет убедиться, что справедливость восторжествует... Раньше или позже, мы всегда платим свои долги. Эта планета - мир испытаний. Здесь мы страдаем, здесь мы учимся, сюда мы возвращаемся столько раз, сколько будет нужно для развития нашего духа. Поэтому бесполезно искать возмездия в этой инкарнации. Столь низкие мысли задерживают наше духовное развитие и помогают держать нас заключенными материального мира.

Некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца. Для других необходимы более сложные приготовления - они требуют использования специальных блюд и напитков, начертания магических знаков на кусках ткани. Некоторые основаны на определенных словесных формулах, произнесение которых, как считается, дает несравненное могущество на долгие годы.

Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например к водопаду, в лес или на берег океана. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где Т-образно сходятся две дороги.

Для совершения заклинаний необходимы такие предметы, как свечи, травы, мешочки можу и формулы обращения к духам - все то, что должно быть знакомо каждому, кто занимался магией согласно Западной традиции мистерий. Некоторые предметы - пемба (цветные мелки), блюда афро-баийской кухни, мед и батат, различные цветные ленты и раковины каури - принадлежат только бразильской магии. Ниже приведено несколько типичных примеров заклинаний.

Приворотное заклинание

1 бутылка гуараны или ее заменителя, 1 совершенно новая ручка с пером, 1 чистый лист бумаги.

Купите бутылку газированного напитка "гуарана". Если вы живете не в Бразилии или не можете найти ее в специализированном магазине, замените ее любым сладким безалкогольным газированным напитком. Выпейте полбутылки. Возьмите в руки ручку и напишите краткое описание человека, которого вы хотели бы встретить, или, если этот человек известен, его (ее) имя. Ниже напишите свое имя и имя будущего возлюбленного или описание неизвестного возлюбленного, сжатое до пары слов, так чтобы получился крест. Произнесите молитву Ибежи:

Я обращаюсь к тебе, Ибежи, с любовью и радостью в сердце, чтобы ты пришла мне на помощь и сделала так, чтобы [имя человека или, если он неизвестен - "возлюбленный супруг моей души"] вскоре полюбил меня. Когда ты поможешь мне своей магией, я обещаю принести тебе в жертву вторую половину бутылки сладкой гуараны.

Отнесите оставшиеся полбутылки на любую рыночную площадь или место, где часто ходят пешеходы, и оставьте ее там вместе с вашим посланием, засунутым под нее. Не забудьте потом выполнить договор, заключенный с Ибежи!

Заклинание для улучшения жизни (I)

1 батат, 1/2 фунта говяжьих потрохов.

Купите батат и разрежьте его на двадцать маленьких кусочков. Добавьте их к потрохам. Отнесите эти дары на море и помолитесь Огуну Бейра-Мар (Огуну Морского Берега), чтобы он улучшил вашу жизнь. Если вы живете вдали от моря, наполните стакан водой, добавьте немного соли и перемешайте. Поставьте стакан на кучу песка на детской площадке и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Можно вместо этого дождаться отпуска, когда вы поедете на берег океана.

Заклинание для улучшения жизни (II)

7 белых роз с длинными стеблями, освобожденных от колючек; 1 драхма* розовых или мускусных духов; 1 ярд** белой ленты; 1 ярд светло-голубой ленты; 1 белая свеча; 1 голубая свеча; спички.

*Драхма - здесь: единица веса. 1 торговая драхма = 1,77 г, 1 аптекарская драхма = 3,89 г. - Прим. перев.
** 1 ярд = 91,44 см. - Прим. перев.

Начинайте натирать розами, всеми по очереди, свое тело. Когда вы будете это делать, молитесь Йеманже, чтобы она принесла вам хорошее здоровье, богатство, удачу и счастье. После этого окропите лепестки духами. Соберите розы вместе и перевяжите их лентой, украсив бантом.

Возьмите букет, свечи и спички и отправляйтесь на берег моря. Установите свечи в песок и зажгите их. После этого войдите в воду. Когда седьмая волна омоет ваше тело, положите (но не бросайте) букет в воду в качестве приношения Йеманже. Дайте свечам догореть до самого основания.

Заклинание для увеличения женской груди

7 зерен желтой кукурузы; 2 красные свечи; 2 черные свечи; 1 черный голубь; 7 красных роз с длинными стеблями, освобожденными от колючек; 1 бутылка анисового ликера; спички.

В пятницу вечером возьмите зерна кукурузы, по одной свече каждого цвета и спички и отправляйтесь на Т-образный перекресток. Зажгите свечи и вызовите Помба-Жиру Марию Падилью (Марию-Туфельку). Покажите ей кукурузу и обратитесь к ней с мольбой насытить эти зерна силой, способной увеличить вашу грудь. Пообещайте, что преподнесете ей хороший подарок, если она выполнит вашу просьбу. Оставьте в качестве приношения зажженные свечи и, вернувшись домой, начинайте растирать зернами свои груди большими круговыми движениями, каждым зерном по очереди. Продолжайте эти растирания семь пятниц подряд. В последнюю пятницу отдайте кукурузные зерна черному голубю. После этого вы должны заметить, что размеры вашей груди несколько изменились.

Отправляйтесь опять на тот же Т-образный перекресток, захватив с собой две оставшиеся свечи, спички, бутылку с анисовым ликером и семь хорошо раскрывшихся роз с длинными стеблями, освобожденными от колючек. Зажгите свечи, вызовите Марию Падилью и поблагодарите ее за ее помощь. Откройте бутылку с ликером и, сделав глоток как возлияние этой сущности, оставьте на перекрестке открытую бутылку в качестве приношения божеству. Преподнесите ей также в подарок розы и, уходя, оставьте рядом с ними зажженные свечи.

Защитное заклинание

По щепотке травы Sansieveria ceylanica ("меч Святого Георгия"), руты, листьев калифорнийского перечного дерева (их можно заменить любым горьким перцем), гвинейской куриной травы и плюща любого вида; 1 бутылка святой воды (воды, которую благословил католический священник, викканские жрец или жрица или афро-бразильский духовный вождь); 1 "раскрытая" раковина каури (чтобы расколоть и "раскрыть" раковину, можно воспользоваться отверткой); 1 семя желтого олеандра; 1 старая монета в один цент; 1 кожаный мешочек можу; пузырек с одной драхмой ртути.

Приготовьте настой из трав и святой воды. Пропустите его через кофейный фильтр или кисею, чтобы отделить от кусочков травы. Опустите в этот настой раковину, семя и монету и оставьте их там на двадцать четыре часа. Затем достаньте все три предмета и поместите их в мешочек мажу вместе с неоткупоренным пузырьком с ртутью. Закройте мешочек и вознесите молитву своему головному ориша или ангелу-хранителю, чтобы он защитил вас от всего, что есть негативного. Носите мешочек с собой в кармане или кошельке или оставьте его на своем алтаре. Когда вы больше не будете чувствовать необходимости в защите, избавьтесь от мешочка, для чего его следует сжечь у ствола большого дерева.

Заклинание для "обмена головы"

Употребляется для противодействия психическому расстройству или страшной физической болезни. Пользуйтесь этим заклинанием только в случае крайней необходимости, потому что, если вы будете прибегать к нему в других случаях, это снизит силу его действия.

1 растение руты (Rata graveolens), посаженной в горшок; в качестве приношения Ошале - 1 белая миска с белой кукурузой или рисом, приготовленными без соли, или с мунгунзой (белой кукурузой, сначала вареной в молоке, а потом поджаренной с корицей).

Сядьте на стул, поставив на стоящий рядом стол горшок с рутой и положив себе на колени приношения для Ошалы, и начинайте призывать эту великую божественную силу. Если речь идет о психическом расстройстве, надавливайте руками на лоб, если болезнь носит физический характер - на то место, где вы ощущаете боль. Мысленно прикажите своей болезни перейти из вашей головы в руки. После этого положите руки на листья растения и силой своей воли передайте растению негативную энергию. После этого возьмите с колен свое приношение и три раза поднесите его ко лбу, выразив этим молчаливую благодарность Ошале.

Отнесите растение и приношение на кладбище. Пересадите руту в священную землю, не забыв ее как следует полить, и рядом с нею оставьте приношение Ошале. В связи с особой способностью руты растворять негативные энергии, она поглотит вашу негативность, не получив от этого вреда.

Если человек решает прибегнуть к черной магии, вместо руты он готовит приношение Эшу, куда должно входить любимое блюдо Эшу и пригоршня булавок. Потом он на клочке бумаги пишет имя человека, которому хочет передать свою болезнь, и этот клочок кладет в приготовленное блюдо. Если же он не может предложить конкретной жертвы, он должен оставить приношение на людном пешеходном перекрестке вместе с хорошей суммой денег, чтобы привлечь жадного прохожего. Первый же, кто прикоснется к деньгам или даже нечаянно наступит на оставленное приношение, "обменяется головой" с заболевшим и будет продолжать свой путь с его болезнью и проблемами. Кроме уважения к приношениям, это еще одна причина, почему большинство людей обходят уличные приношения стороной.

Приношение Ошале (для родившихся под знаком Льва)

В афро-бразильской религии человек, родившийся под знаком Льва, находится под защитой Ошалы. Чтобы воздать честь Царю всех ориша, соберите вместе следующие составляющие:

1 белую алтарную скатерть; 4 белых фарфоровых миски; 1 каравай белого хлеба; оливковое масло (чистое рафинированное масло, которое имеется в большинстве аптек); белый грейпфрутовый сок; негазированную минеральную воду; 4 кусочка желтой пембы (цветные мелки); 6 белых лилий; 6 неокрашенных свечей из пчелиного воска в подсвечниках; спички.

В понедельник, во время прибывающей луны, уберите все, что находилось на вашем алтаре, и накройте его белой скатертью (тот же ритуал можно выполнять на свежем воздухе на циновке из свежих зеленых листьев). Поставьте на скатерть три миски, так чтобы они образовали треугольник, обращенный вершиной к задней части алтаря (см. рис. 2). В одну миску положите хлеб, в другую налейте масло, а в третью - грейпфрутовый сок. Четвертую миску поставьте в центре треугольника и заполните ее негазированной минеральной водой. Вокруг треугольника разложите кусочки пембы. Поставьте лилии в вазу в задней части алтаря. Установите свечи вдоль передней его части и зажгите их. Прочитайте или пропойте молитву Ошале:

Ошала, отец мой!
Пожалей меня.
Как бы ни был велик мировой патруль,
Твоя сила выше!

Не забудьте сохранить воду из вазы для очистительного омовения, а пембу - для использования в последующих защитных ритуалах. По окончании ритуала удалите с алтаря все, кроме вазы с лилиями.

Когда лилии начнут увядать, возьмите их, а также хлеб, сок, воду и масло и, закопав все это, верните Матери-Земле. Прочтите собственную молитву, чтобы поблагодарить землю за ее щедрость.

Рис. 2. Расположение предметов на алтаре для приношения Ошале (для тех, кто рожден под знаком Льва)

Пемба

Во многих вышеописанных заклинаниях фигурирует пемба, использование которой характерно только для афро-бразильского ритуала. Пемба - это природный минеральный мел, который для удовлетворения всего разнообразия магических целей может окрашиваться в различные цвета и намагничиваться медиумом. Иногда мел измельчается в порошок и смешивается с другими измельченными предметами, такими, как травы, семена, камни, раковины, эфирные масла, порошкообразные металлы, кости животных, высушенная кровь и соль. Этот порошок может увлажняться и наноситься на ткани, металл и другие предметы, на которых предварительно гравируются соответствующие знаки.

Родиной пембы считается остров у африканского побережья, недалеко от Занзибара. Здесь "настоящая пемба" получалась путем измельчения определенного священного камня. Эту работу выполняли девственницы, сопровождая ее священными песнями. Полученный порошок перемешивался с растительным клеем, приготовленным из гуммиарабика и воды, после чего сушился и заворачивался в банановые листья. Отсюда пемба экспортировалась в Баию, где за нее брали очень высокую цену.

Учитывая непомерно высокую стоимость африканской пембы, бразильцы вскоре научились делать свою, используя для этой цели измельченный природный карбонат кальция и гуммиарабик, или казеиновый клей, а для подкрашивания - растительные красители. Чтобы получить пембу, они придавали полученной массе форму конуса и сушили. В наши дни в некоторых террейру просто используют подкрашенный школьный мел.

Бразильцы верят, что на самом деле магические символы рисует пембой не одержимый духом медиум, а сущность из астрального мира, с которой он общается и которой "пропитан" этот мел. Таким образом, пемба - это источник силы. Вот почему Алтайр Пинту, один из авторов, пишущих на эту тему, говорит, что пемба - "это, без сомнения, самый мощный инструмент умбанды, поскольку без магических символов (которые проявляются в храмах) ничто не могло бы быть с уверенностью доведено до конца".

С помощью пембы медиум может устанавливать контакт с астральным миром, используя ее для вызывания духов, и духи этого царства, в свою очередь, могут дать знать о себе материальному миру, проявившись с помощью все той же пембы. Медиум "магнетизирует" мел посредством волевого действия, совершаемого во время ритуала. После этого, рисуя этим мелом вызывающие символы, он (или она) придает особый смысл вызову сущности. Вот почему, как только пемба намагнетизирована, никто, кроме медиума, не должен ее касаться - только тот, кто ее магнетизировал, знает, для чего она предназначена. Например, медиум, может магнетизировать пембу мыслью о том, чтобы при вхождении медиума в транс была привлечена астральная сущность, которая поможет медиуму освободить его или кого-то другого от овладевшего им духа. Сущность проявит себя, и вы сможете ее идентифицировать по символам, начерченным на земле или на ткани рукой медиума. После этого сущность приступит к исцелению пациента через медиума.

Цвета пембы часто соответствуют цветам, связанным с определенными ориша или духами. Например, можно использовать красный цвет для Огуна и Эшу, синий для Йеманжи, черный для Омулу и Эшу, пурпурный для Ибежи, зеленый для Ошоси и Осайе и розовый для интеллектуальных духов Восточной Линии.

Магические символы

Как вам уже известно, символические изображения, которые рисуются мелками, предназначены для того, чтобы вызвать сущность и заставить ее спуститься на землю. Как только проявляется дух, он рукой медиума, держащей мелок, рисует свои собственные символы для того, чтобы можно было его узнать. Считается, что эти символы сами обладают астральной жизнью и что они несут часть сознания медиума и духовной сущности. В этом смысле, хотя эти знаки включают символику, они рассматриваются скорее не как символические, а как подлинные. Эти рисунки не просто представляют медиума или божество, а являются их частью. Сущность сама выбирает, нарисовать ли ей символы, по которым ее обычно узнают, или же воспользоваться чем-то совсем другим.

Отдельные группы знаков имеют самое различное происхождение: они позаимствованы из гностических, семитских, древне-египетских, арийских, африканских и индейских традиций. Сюда входят также уникальные знаки, связанные с конкретными сущностями. Типичными символами являются окружности, сердца, кресты, палочки, стрелы (которые могут быть прямыми, изогнутыми или волнистыми), линии, треугольники и шестиконечные звезды. Цвет знака должен говорить либо об ориша, либо о Линии, к которой принадлежит сущность. Если "послание" исходит от сущности, медиум интерпретирует знаки согласно объяснениям сущности. Чтобы правильно производить вызывания духов, медиум должен изучить значения бесчисленного множества символов и запомнить личные символы каждой сущности, которую он собирается вызывать. Некоторые примеры таких символов приведены на рис. 3 и 4.

Огун (война). Шанго (правосудие)

Ибежи (близнецы). Ошала (отец)

Йеманжа (мать, море). Ошоси (лес, охота)

Рис. 3. Личные магические символы, используемые для вызывания ориша

Эшу Транка-Руас (запирает улицы, осуществляет защиту, начинает церемонию).
Кабокл Арранка Току (правосудие)

Велья Жоакинья (мудрость). Кабокла Журема (секта Журемы)

Тиу Зэ Кашимбу (Дядя Зэ-Трубка; исцеление). Мария Падилья (Мария-Туфелька; любовь)

Рис. 4. Личные магические символы для вызывания ориша

Гиа

Другим важным инструментом медиума являются гиа, или "проводники", которые он надевает, находясь в трансе. Гиа - это длинные бусы, включающие от одной до шестнадцати ниток, которые могут надеваться отдельно или присоединяться сзади с помощью застежки. Нити бус состоят из цветных стеклянных или керамических бусин, а иногда - из ракушек, фасолин, орехов и кусочков коры. Цвета связаны с теми сущностями, которые воплощаются в медиума, и могут изменяться в зависимости от традиции. Перечень цветов, в которые окрашены бусины, приведен в приложении А при описании каждого из ориша. Гиа для прету велью - черные и белые, признак равновесия; кабоклу используют все цвета, что говорит о том, что они проявляют силы всех ориша.

Гиа служит связью между медиумом и сущностью. Эта связь создается цветом или цветами бусин, которые, как считается, излучают ту же энергию, что и сущность. Как только медиум надевает бусы своего головного ориша, связь между ними усиливается.

В некоторых сектах медиум может надевать только бусы своего головного ориша, в других он использует бусы любой сущности, которую он хочет воплотить или которая оказывает защиту или спускается в его храм. Есть секты, где медиумы надевают бусы всех ориша, потому что это символизирует Линию кабоклу.

Как только бусы освящены, никто не может прикасаться к ним, за исключением их владельца. Владельцам бус рекомендуется нанизывать их самим, чтобы сделать связь между ними и их богами еще теснее. Когда бусины куплены, хозяин кладет их в совершенно новую белую коробку вместе с травами той сущности, которую они представляют. Потом бусины нанизываются на нейлоновую или стальную нить, которая заканчивается застежкой. Освящаются гиа во время специального обряда "омовения", который носит название амаси (см. главу 6) и повторяется каждый год для удаления любой негативности, которую они могли накопить. В обряде омовения используются многие травы, описание которых приведено в приложении В.

Ниже мне хотелось бы привести описание обряда омовения, которое дает Хосе Рибейру в своей книге, посвященной обрядам кандомбле:

В назначенный день все члены террейру, одетые в белые одежды, собираются вместе. Никто из посторонних не может получить разрешения присутствовать на этой церемонии. На пежи, освещенном свечами, под одним из ала Ошалы ставится совершенно новый таз. Все становятся вокруг таза. Под звуки хлопков и пение всех участников семь девственниц начинают измельчать травы. [Когда травы соответствующих ориша измельчены и в таз добавлена вода], все члены террейру по очереди выходят вперед и омывают свои бусы в тазу. После завершения амаси бусы извлекаются из таза и хранятся в специальном месте в пежи. Оставшаяся после амаси вода выливается в текущую воду или в море, когда начинается отлив, который унесет с собой негативность, накопленную гиа в течение года. Потом духовный вождь ополаскивает каждую низку бус в благовониях соответствующего ориша и возвращает бусы их владельцам.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org