БЕЛОВ Н.В. "УРОКИ КОЛДОВСТВА. ТАЙНЫ МАГИИ ВУДУ", 1999

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Уровни посвящения в вуду

Имеется ряд уровней посвящения в ортодоксальном вуду, которые обычно достигаются последовательно, по мере роста знания и положения человека в сообществе последователей вуду. Все уровни посвящения доступны для мужчин и женщин.

Непосвященный человек, который посещает церемонии, принимает советы и лечение от houngan или mambo, участвует в совместных церемониях вуду, называется Vodouisant - вудуист. Это общий термин, как и "христианин" или "буддист".

Непосвященный человек, который связан с определенным храмом, регулярно посещает церемонии и готовится к посвящению, часто называется как hounsi bossale. Hounsi имеет значение "невеста духа", хотя этот термин на Гаити относится как к мужчинам, так и женщинам. Bossale означает "дикий" или "неприрученный" (в смысле неприрученной верховой лошади).

Первая степень посвящения дает право человеку называться hounsi canzo. Canzo относится к огню и церемонии огня, также называемой canzo, и дает свое название начальному циклу посвящения. Человека-canzo можно сравнить с крещеным христианином. На церемонии вуду hounsi canzo носят белую одежду, поют в хоре и являются вероятными кандидатами на одержимость loa.

Вторая степень посвящения называется si pwen, или по-французски sur point ("на точке").

Этот термин относится к факту, что индивидуум подвергается дальнейшим ритуальным действиям "на точке", т.е. при покровительстве определенного loa. После этого человек может считаться houngan или mambo, и ему разрешается использовать asson, символизирующий священство. Si pwen можно уподобить служителям или диаконам в христианстве. На церемонии они исполняют молитвы и песни, проводят ритуалы и являются главными кандидатами на одержимость. Кроме того, они могут посвящать других людей в ранг canzo senp (простой canzo) или si pwen.

Третий и заключительный уровень посвящения - asogwe. Houngan или mambo asogwe сравнимы с епископами в христианстве, поскольку они могут посвящать других жрецов. Asogwe могут посвящать других людей в ранг canzo senp, si pwen или asogwe. На церемониях они являются последней властной инстанцией, если loa не присутствует и не проявляет себя через одержимость. Они также обладают правом последнего обращения, когда требуется присутствие определенного loa. Houngan или mambo asogwe, как считается, "имеют asson", т.е. только они могут вручать asson другому человеку, приближая его к статусу asogwe.

Houngan или mambo asogwe должны уважать houngan или mambo, которые посвятили его или ее в эту степень, тех, кто был посвящен в ту же степень прежде, человека, посвятившего его или ее в houngan или mambo и т.д. Эти отношения могут становиться довольно сложными. Существует пункт в церемонии ортодоксального вуду, где все houngan и mambo, si pwen и asogwe участвуют в ряде ритуальных жестов и объятий, которые служат для объяснения и регулирования этих отношений.

Душа и смерть в вуду

Составные части души

Согласно учению вуду, человек состоит из пяти основных компонентов: corps cadavre, или смертная плоть; name, или дух плоти; z'etoile, или звезда судьбы; gros-bon-ange и ti-bon-ange, две части души.

Физические или смертные части человека - corps cadavre и name. Corps cadavre - тело, которое разлагается после смерти. Name - дух, который позволяет телу функционировать при жизни и уходит как энергия в почву после смерти.

Z'etoile решает судьбу человека и располагается на небесах, отдельно от тела. Она не имеет большой важности в вуду.

Наиболее важные компоненты человека - две части души, ti-bon-ange и gros-bon-ange. Gros-bon-ange буквально означает "большой хороший ангел". Согласно концепции, при рождении часть космической жизненной силы единого Бога переходит в человека. Это сила, которая является частью всех живых существ, объединяет нас друг с другом в большую энергетическую сеть. Gros-bon-ange поддерживает жизнь и разум в теле и после смерти возвращается назад в бассейн божественной космической энергии. Без gros-bon-ange человек теряет свою жизненную силу; возможно, согласно учению вуду, отделить gros-bon-ange от человека и хранить ее в сосуде; эта энергия может быть направлена на другие цели.

Ti-bon-ange составляет другую половину души человека. Термин переводится как "маленький хороший ангел"; это источник индивидуальности. Ti-bon-ange представляет собой накопление знания человека и его опыта; она определяет индивидуальные характеристики человека. Она может покидать тело человека во время сна или во время одержимости loa. Ti-bon-ange наиболее уязвима для колдовства, даже больше, чем gros-bon-ange.

Концепция смерти

Учение вуду не предполагает, что смерть является прекращением жизни. Скорее, душа - основа жизни - переходит из одного состояния в другое. Тело, оболочка жизненной силы, просто распадается, в то время как name, который оживлял тело, возвращается в землю как земная энергия. Gros-bon-ange возвращается к высшим областям вселенной, из которых его космическая энергия была взята прежде; там она присоединяется к другому loa и сама становится loa. Ti-bon-ange какое-то время парит вокруг тела и после ритуалов, выполненных houngan, уходит в царство мертвых.

Посмертные ритуалы выполняют множество функций в вуду. Наиболее важный должен отослать gros-bon-ange в царство мертвых, Ginen, в космическое сообщество духов предков, где члены семейства будут поклоняться ему как loa. Если это не исполнено, gros-bon-ange может остаться на земле, принося неудачу живущим членам семейства.

Ti-bon-ange парит вокруг тела в течение девяти дней, по истечении которых должен быть исполнен ритуал Novena, гарантирующий, что ti-bon-ange остается вместе с телом. Если это не сделано, ti-bon-ange может блуждать по земле и приносить неудачу другим.

Некоторые секты вуду полагают, что каждый человек содержит в себе злое начало. В то время как душа, называемая в этом случае duppy, находится в теле, она контролируется сердцем и мозгом, и человек не будет отрекаться от себя и предаваться злу. Duppy выходит после смерти и больше не имеет этого ограничения, становясь способным к ужасным действиям. Обряд Novena также гарантирует, что это зло, которое пребывает при жизни во всех людях, останется в могиле вместе с телом.

Houngan может ритуально отделять ti-bon-ange от плоти и выпускать его, чтобы та могла жить в темных водах в течение одного года и одного дня. После этого семейство ритуально принимает душу, теперь называемую esprit. Esprit помещается в специальный глиняный сосуд govi, где его кормят и обращаются как с loa.

Учение о предках

Предки, или по-креольски "zanset уо", всегда присутствуют рядом с приверженцами вуду. Человек живет, дышит и действует, всегда ощущая их присутствие. Государственный гимн Гаити начинается: "Мы идем вместе для страны и для предков...".

В сельской местности на Гаити каждая семья имеет семейное кладбище. Гробницы предков семьи сложны настолько, насколько семейство может себе позволить. Некоторые могилы похожи на небольшие здания, построенные над землей, со склепом внизу. Гробницы, построенные для богатых семейств, могут даже включать маленькую гостиную с картинами и дорогими креслами. Когда чужой человек поселяется в доме на длительное время, необходимо, чтобы он или она совершили небольшое возлияние водой на могиле - тогда предки будут более благосклонны. Члены семейства и гости могут также в любое время совершать обряд "освещения". Зажженные свечи помещаются на могилах, после чего произносится короткая молитва.

В городских условиях закон требует погребения на городском кладбище. И в этом случае гробницы могут быть достаточно сложными. Кроме того, здесь используются большие замки и другие устройства безопасности, чтобы не допустить проникновения в гробницу кладбищенских воров, охотящихся за останками умерших - считается, что кости мертвых обладают большой колдовской силой, особенно, если умерший был houngan или mambo.

Приверженцев вуду хоронят по католическому обряду, который соблюдается в течение девяти ночей после смерти. Девятая ночь называется "denye priye" ("последняя молитва"). После этого католическая часть обрядов считается завершенной.

Погребальные ритуалы

Процесс отделения gros-bon-ange от тела называется dessounin. Ноздри трупа и уши заполняются хлопком, колени и большие пальцы ног связываются вместе. Рот завязывается, а карманы выворачиваются наружу.

В течение этого ритуала houngan разбрызгивает kleren (белый ром) по четырем сторонам света и затем по трупу, чтобы очистить его. Затем он ударяет своим asson по трупу и зажигает свечи. После этого он шепчет имя умершего в ухо мертвого тела. Во время ритуала часто в жертву приносятся животные, а также изображаются veve, чтобы вызвать loa мертвых.

В течение ритуала houngan становится одержимым loa, который предсказывает будущее общины. Наполненный силой loa, houngan становится повторно рожденным, так как божественная сущность жизни, которая принадлежала мертвому человеку, становится частью houngan на своем пути в царство мертвых.

Принятие духа от мертвого, таким образом, должно производиться только полностью посвященным и опытным houngan, поскольку это опасная процедура. Злые духи мертвых могут прийти и принести вред неопытному houngan прежде, чем хороший loa будет вызван, чтобы прогнать их.

Чтобы отослать ti-bon-ange, ее сначала помещают в сосуд (govi). Иногда она проживает там как дух, которому поклоняются. В остальных случаях houngan сжигает govi во время ритуала, называемого boule zen. Это позволяет душе отправиться в царство мертвых, где ей предстоит обитать. Другой способ отпускать ti-bon-ange состоит в том, чтобы разбить сосуд и разбросать его части на перекрестке.

Использование мертвых для причинения вреда

Даже после смерти ti-bon-ange может использоваться для совершения злых дел. Чтобы освободить ti-bon-ange - в этом случае duppy, - нужно разлить ром и бросить три пенни на могилу и бить по ней тыквенной палкой. После этого вы можете приказывать, чтобы duppy шел за кем-либо. Ti-bon-ange может также использоваться в ритуале, называемом "насылание смерти", чтобы сделать врага одержимым духом, вызванным из могилы. Loa кладбища, Baron Cimetiere, должен быть призван, чтобы вызвать мертвую душу из могилы. Ритуал вызывания духа мертвого на кладбище называется prise du mort.

В течение периода, во время которого ti-bon-ange парит вокруг тела после смерти, злой колдун bokor может захватить ее и превратить в астрального zombi. В отличие от zombi, который является мертвым телом без души, астральный zombi - это мертвая душа без тела. Она блуждает в мире живых людей и выполняет поручения bokor, который не позволяет ей обрести желанный покой.

Существует несколько способов предохранить мертвого от махинаций злого колдуна. Кто-нибудь должен убить тело еще раз, нанеся ему удар в сердце или извлекши его. Hoholi, или специальные семена сезама, помещенные в гроб, также предотвращают махинации bokor. Отрезанные волосы и обрезанные ногти - явный признак того, что bokor заинтересовался мертвым телом.

Zombi

Вероятно, наиболее известное использование мертвых в вуду - это зомбирование. Zombi cadaver отличается от астрального zombi, так как астральный zombi - это ti-bon-ange, управляемая извне. Zombi cadaver, с другой стороны, является мертвым телом, которое не имеет души.

Zombi cadaver создаются черными колдунами bokor. Bokor исполняет ритуал, который приводит человека к смерти и, через некоторое время, возвращает к жизни его мертвое тело. Есть большое число исследователей, которые полагают, что зомбирование осуществляется не через колдовство и ритуал, а скорее через сильные наркотики. Эти наркотики делают человека внешне похожим на мертвого путем сильного опьянения и полного замедления функций организма. Когда эти функции восстанавливаются, мозг оказывается поврежденным настолько, что человек не помнит, кто он, и в таком виде может управляться колдуном.

Действительно, bokor дает человеку яд, чтобы начать процесс зомбирования. Этот яд настолько силен, что может поглощаться через кожу. Никто не знает точно, каковы компоненты яда, но, вероятно, он содержит вещества, добытые из различных ядовитых животных и растений, включая железы, жабы bouga, которые являются в 50-100 раз более ядовитыми, чем яд наперстянки, а также содержат галлюциногены. Другими компонентами, возможно, являются яды многоножек и тарантулов, шкуры ядовитых древесных лягушек, семена и листья ядовитых растений, человеческие останки (для эффекта) и яды четырех типов рыб, которые содержат тетрадотоксин - одно из наиболее ядовитых веществ в мире.

После отравления жертва полностью парализована и впадает в кому. Иногда жертва сохраняет сознание и является свидетелем своих собственных похорон. Bokor достает жертву из могилы через пару дней и дает ей галлюциногенную смесь, называемую "огурец zombi", которая восстанавливает жертву. Как только zombi cadaver приходит в себя, он не может говорить, а его чувства притупляются. Человеческая индивидуальность полностью исчезает вместе с памятью. Zombi cadaver легко управляется и используется колдунами в качестве рабочей силы на фермах или строительстве. Вопреки тому, что изображается в кино, zombi cadaver не охотятся за человеческими мозгами, чтобы пожирать их. Фактически, практикующие вуду не боятся вреда от zombi cadaver, они боятся стать одним из них. Если дать zombi cadaver соль, предполагается, что это восстанавливает его речь и вкусовые рефлексы и активизирует инстинкт возвращения, который заставляет его вернуться в могилу, освобождаясь от влияния колдуна.

Биография loa

Ниже мы приведем биографию loa Arapice La Croix, который служил известному гаитянскому жрецу вуду Люку Гедеону.

Arapice La Croix - самый лучший loa Люка Гедеона, которого он призывал для консультации фактически по любым вопросам. Приветливый и общительный, он относился к семейству Guede loa, духам умерших. В системе классификации вуду он - креольский loa, так как родился на Гаити, его превращение из человека в loa дает прекрасное понимание сущности религии вуду.

Первого ноября 1900 года в трущобах района Croix Belair родился бедный гаитянин по имени Антуан Жан-Пьер. Этот район был первоначально плантацией сахарного тростника - одной из первых плантаций в Порт-о-Пренсе и одним из первых африканских поселений.

Позже это место стало убежищем для бежавших рабов, которые иногда оставались в городе вместо того, чтобы бежать в горы. Там они жили, зарабатывая тем, чему научились во время рабства. Жрецы и жрицы, которые были среди них, сохраняли инкогнито, так как в случае поимки им угрожала смерть на костре. Они устроили в своих крошечных комнатках тайные храмы и хранили свою веру, скрытую от французских поработителей, но живущую в их сердцах и умах. Несмотря на антиафриканские декреты французских властей, священные имена и церемонии отдельных племен становились общими для всех африканцев. После Гаитянской революции вуду расцвела.

Тенденция сопротивления сохранялась, пока американская оккупация Гаити, которая началась в 1915 году, не закончилась в 1934. Вуду процветала в районе Belair, поскольку традиции многих африканских племен там тщательно сохранялись. Даже сегодня жрецы из этого района показывают настоящее мастерство проведения ритуала.

В этой среде рос Антуан Жан-Пьер. Он имел ничем не примечательное детство и получил формальное образование. Как всякий взрослый гаитянин, он был храбрым и ненавидел несправедливость. Как ни странно, это привело его к смерти. Однажды, оскорбленный высокомерным поведением какой-то местной важной "шишки", он ударил его по лицу. Эта "шишка" подстроила его убийство, которое, конечно, осталось безнаказанным. Антуан Жан-Пьер был похоронен в возрасте двадцати пяти лет.

После того, как он провел, как положено, один год и один день под Водами Плача, отделяющими души мертвых от мира живых, Maman Brigitte, Госпожа Кладбища и мать всех Guede loa, и ее муж Baron La Croix дали Антуану новое имя - Arapice La Croix. Он снова пошел в мир людей, будучи невидимым.

Основной принцип вуду - живые и мертвые работают вместе, чтобы помочь друг другу. Первое задание, принятое Arapice La Croix, была защита гаитянского мужчины, который служил солдатом в американской армии во время Вьетнамской войны. Arapice благополучно вел его через сражения, засады и ловушки. Наконец гаитянский солдат был уволен из армии и уехал в Париж. Он забыл поблагодарить Arapice и провести для него церемонию. Он не поблагодарил Arapice вообще. Огорченный и приведенный в бешенство таким неуважением, Arapice захватил душу этого человека во сне и тем самым убил его. После этого он возвратился на Гаити.

Через три месяца после возвращения Arapice стал помогать одному бедному человеку. У того было трое сыновей, и Arapice старался поднять их из нищеты. Он помог человеку достать деньги на обучение своих сыновей за границей. Один поехал в Париж, другой - в Мексику, третий - в Канаду. Под покровительством Arapice благосостояние человека продолжало расти, пока он не стал владельцем трех грузовиков, приносивших большой доход. С комфортом появилось и безразличие к loa, который помог ему. Этот человек стал пренебрегать кормлением, жертвоприношениями и проведением церемоний для Arapice. Озлобленный и убитый горем, Arapice убил отца и всех трех сыновей и удалился в горы Grand Goave, к югу от Порт-о-Пренса.

Напуганный тем, что он сделал, Arapice поселился в дереве и оставался там в течение очень долгого времени. Однажды он увидел, как другой loa исцелял больного человека. Это был loa Kanga, член общества loa жреца Люка Гедеона. Arapice стал помогать Kanga исцелять людей, и Люк скоро понял, что в лечении Kanga помогает другой loa.

Однажды утром Люк пошел в лес, неся govi, глиняный горшок, из которого он должен был вызвать Kanga, чтобы инструктировать его. Arapice услышал, как Люк прочитал priye Guinea, африканскую молитву, и понял, что Люк был человеком, которому он мог служить. Arapice попросил у Kanga разрешения войти в его govi, но Kanga вместо этого велел ему следовать за Люком к его храму. В течение одного года Arapice терпеливо ждал вне храма.

После того, как прошел год, Kanga провел церемонию для Arapice, чтобы тот смог войти в храм и служить членам общины. Войдя в Люка, Kanga приказал, чтобы был разожжен огромный костер. Он вышел из головы Люка, и впервые в него вошел Arapice.

Arapice увидел возможность продемонстрировать свою силу. Находясь в Люке, он быстро сел посреди костра. Но волосы на голове Люка и его одежда не опалились. Члены общины Люка плакали, сначала опасаясь за него, затем в страхе от силы Arapice.

После этого Arapice спокойно вошел в свой bagi, специальную комнату, посвященную ему в храме Люка. Там он остается и по сей день, служа членам общины и тем, кто приходит в поисках помощи.

Вуду как колдовская система

В этой главе мы рассмотрим вуду не как религию, а как колдовскую систему, которая может быть направлена не только на добро, но и на зло.

Тайные общества

Различные тайные общества, занимающиеся злым колдовством, часто выступают под прикрытием ортодоксального вуду, но приверженцы традиционной религии их к ней не относят. Более того, общины вуду отмежевываются от них в связи с их деятельностью.

Большинство таких тайных обществ относятся к типу bizango (т.е. занимающиеся практикой зомбирования), но существует также тайное общество Cochon Gris, члены которого практикуют каннибализм и человеческие жертвоприношения. Члены последнего одеваются в красное или белое, чтобы завуалировать свою принадлежность к этому обществу. Иногда члены тайных обществ становятся одержимыми тотемными животными, baka.

Кроме того, существуют такие направления черного колдовства, как Secta Red и Zobop.

Злые духи

Учение вуду признает существование злых духов baka, которые бродят по ночам. Они вселяются в членов bizango, часто принимая образы животных. Обычная форма baka - loup garou (оборотень, человек-волк). Baka также проявляются как человек-леопард, человек-змея, человек-слон, человек-питон, человек-крокодил или человек-лев. Они могут также превращаться в хищных птиц, которые незримо летят по воздуху, оставляя только люминесцентный след и запах серы, чтобы отметить, где они были. Эти хищные птицы нападают на тех, кого пожелают схватить, и уносят их.

Другой тип злой силы - это "призрак", который делает мерзкие дела. В вуду призрак носит название tonton macoute, такое же название носила тайная полиция гаитянского диктатора Дювалье.

Другие элементы черного колдовства

Bokors - это жрецы, которые практикуют черную магию и называются "те, кто служит loa обеими руками". Их колдовские действия включают практику создания zombi, а также вызов мертвых, чтобы причинить вред другим людям. Они могут создавать талисманы, называемые wanga, которые населяются злыми духами baka и используются для злых целей.

Некоторые Petro loa не брезгуют помогать злым колдунам и исполняют их приказания в обмен на большую жертву. Этот договор между loa и человеком о помощи в черном колдовстве называется angajan.

Колдовские способности

Жрецы вуду используют многие заклинания, но весьма "ограничены в средствах" в колдовстве. Единственными духами, которых жрецы могут вызвать, являются loa и zombi. Они также способны вызывать духи умерших и призывать паранормальных животных. Хотя эти существа обязаны прибыть по требованию колдуна, они могут отвергнуть его приказы и вернуться туда, откуда они прибыли.

В вуду как колдовской системе нет такого понятия, как знаток (адепт) вуду. Человек является или жрецом, или не жрецом, мирским человеком. Между этими двумя пунктами нет никакой переходной точки.

Колдовские способности вуду основаны на специальных навыках. Они предоставляются однажды. Но, так же как и заклинания, они должны быть преподаны другим колдуном, желающим сделать это. Они могут быть изучены в любой последовательности. Все эти специальные способности требуют использования силы loa или другого духа, которых может вызвать только жрец.

Метка Guede

Метка Guede символизирует разрушающую способность. Жертва этой колдовской способности становится отмеченной для смерти. К Guede - loa мертвых - обычно обращаются houngan, mambo или bokor, когда желают проклясть кого- либо. Papa Legba и помощник Guede - Baron Samedi также используются для таких целей: первый - как Открывающий Врата, второй - как Хозяин Кладбища. Когда ворота в духовный мир открыты, к проклятому человеку привлекается злой дух, который следует за ним и мучает его, препятствуя до некоторой степени его действиям. Этот дух не преследует проклятого постоянно, но появляется достаточно часто.

Колдун нуждается в трех вещах, чтобы использовать эту способность: широкий охотничий нож с зазубренным лезвием и ручкой, обернутой шкурой недавно убитого животного (иногда этот нож известен как ku-bha-sah, или нож начальника церемоний); глиняный амулет, на котором выгранирован veve (символ) Guede, похожий на стилизованное изображение белой змеи, обвившей надгробную плиту. Змея обычно выступает как символ Damballah, но считается, что его veve был смешан с veve Guede, потому что он также представляет могущество. Амулет должен быть принизан к ручке ножа с помощью кожаного ремня, изготовленного из кожи трупа человека, который умер неделю назад; заключительный компонент - три капли крови колдуна, которые используются, чтобы крестить нож и амулет, и которые таинственным образом поглощаются ими, гели ритуал освящения выполнен правильно и одобрен Guede.

Нож с амулетом должен быть помещен у двери жертвы, чтобы дух мог найти путь. Как только нож будет помещен там, не будет иметь значения, если жертва найдет его, так как злой дух уже поселится в своей жертве.

Как только проклятие начало действовать, оно продолжается до смерти жертвы или пока его не снимет другой колдун.

Этот способ должен использоваться прежде любого из ритуальных проклятий, описанных ниже.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org