Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

КЭРОЛ Л. ДАУ "АФРО-БРАЗИЛЬСКАЯ МАГИЯ", 1997

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Нана

Имена: Тобоси, Бороко, Анамбуруку Нана Бурукэ. В переводе с йоруба на, нон - "себя", буру - "сумасшедший", ику - "отделение себя, смерть", бу - "взять кусочек чего-нибудь", ру - "порождать", ку - "умирать". Такие имена ей дают, когда связывают со смертью. Но она известна также как святая Анна и Майе-д'агуа - "Мать Воды".

Область влияния: Мать всех ориша, Страж Ворот Смерти, морская глубина, руины и глубокие колодцы.

Цвета: Белый, темно-синий, пурпурный.

Камни/металлы: Раковины каури, камни с дна рек и морей.

Символы: Ибири (маленькая метелка, сделанная из прибрежной соломы, раковин каури и тесьмы), в переводе с йоруба иби - "рождение", ри - "предварительно, уже".

Танец: Согнувшись, опираясь на палочку, подобно старушке, движения медленные и неуверенные.

Приветствие: Салуба!

Одеяние: Сине-белая юбка и блуза, ожерелье.

Гиа: Темно-синие и молочно-белые или сиреневые бусы.

Огун

Имена: Огун, Св. Георгий, Св. Антоний, Бог Войны, Бог Требований.

Область влинятия: Война, возмездие, ваяние, гончарное дело, горное дело, работы по металлу, защита закона, сельское хозяйство, хирургия. (В Бразилии в нем чаще всего видят бога войны.)

Цвета: Темно-синий, красный, белый.

Камни/металлы: Магнит, железо.

Символы: Перекрещенные мечи; серп; хлебное дерево; семь, четырнадцать или двадцать одно орудие войны и сельского хозяйства, закрепленные на железном луке.

Танец: Рассечение воздуха мечом.

Приветствие: Огун Нье!

Одеяние: Темно-синие брюки и юбка, два темно-синих шарфа, отделанных бисером, грудной ремень, шлем (иногда с перьями), браслеты и ремешки на запястьях, белый металлический меч.

Гиа: Красные и молочно-белые, прозрачные темно-синие, зеленые и кроваво-красные бусы.

Омулу

Имена: Омулу, Шампана, Врачеватель Бедных, Обалуайе (в молодости), Св. Лазарь. На языке йоруба ому означает "острый", улу - "тот, кто делает ямки" (как при оспе).

Область влияния: Нездоровье, оспа, инфекционные болезни, кладбища, постели больных.

Цвета: Алый, желтый, черный, серый.

Камни/металлы: Раковины каури.

Символы: Миниатюрное железное копье, две толстые деревянные дубинки, три серебряные стрелы, аша, наполненная раковинами каури, шашара ди пиасава (жезл, сплетенный из соломы с раковинами каури или из черных или красных полосок кожи; он символизирует эпидемии, которые, подобно метле, сметают людей).

Танец: Согнувшись и опираясь на палочку, подобно старцу.

Приветствие: Атото! ("молчание, слушайте").

Одеяние: Фила - мешкообразное одеяние, изготовленное из соломы и украшенное раковинами каури. Оно закрывает все тело, включая голову. Одежда надевается поверх черно-белой юбки или юбки, окрашенной в черный, белый, желтый и синий цвета.

Гиа: Чередующиеся молочно-белые и черные или черные и молочно-желтые бусы; лагидиба, которая представляет собой ожерелье, сделанное из скорлупы небольших кокосовых орехов или пластинок черного бычьего рога и черных бусин.

Ошала

Имена: Обатала, Иисус Христос, Отец ориша, Оришала, Ошалуфа (в старшем возрасте), Ошагуйя (в более молодом). В переводе с йоруба Оришала означает "великий ориша".

Область влияния: Воспроизведение потомства, созидательные силы природы, смерть, покой.

Цвета: Белый, мраморный, золотой.

Камни/металлы: Свинец, серебро, мрамор.

Символы: Пастуший посох; раковины; белые или лимонные круги; золотые, свинцовые или серебряные кольца; пестик (для измельчения батата); раковины каури.

Танец: Воплотившись в женщину, танцует с веером-абебэ, который носит название ошагирия.

Приветствие: Эпа-Баба! для Ошалуфы и Эхе-э-Баба! для Ошагуйи. Одеяние: Белая юбка с белой гипюровой блузой, серебряные браслеты.

Гиа: Молочно-белые бусы, потому что считается, что этот цвет объединяет их всех.

Ошоси

Имена: Ошосе, Одэ, Св. Себастьян, Св. Георгий, Бог всех кабоклу, Бог Леса и Охоты.

Область влияния: Охота, лес, земледелие.

Цвета: Зеленый и желтый или зеленый и белый, голубой.

Камни/металлы: Камни, найденные в джунглях или в лесных ручьях.

Символы: Чаша из металла или раскрашенного дерева и стрела, называемая офа; миниатюрное ружье; фиговое дерево; кожаная шапка или корона с перьями; капанга (кожаная сумка) для дичи; дерево акации.

Танец: Жесты, имитирующие стрельбу из лука во время охоты.

Приветствие: Оке! или Оке Аро! или Оде-Каке-майо!

Одеяние: Юбка из зеленой набивной ткани или зеленая с синим юбка поверх белых гипюровых штанов, шарф, завязанный на спине, два шарфа, повязанных на плечах, серебряный шлем с белыми перьями, два браслета и две металлические полоски на запястьях, грудной ремень.

Гиа: Зеленые и белые, зеленые и желтые или голубые и вишнево-красные бусы.

Ошун

Имена: Ошун, Госпожа Четок, Госпожа Зачатия, Св. Катерина. Ошун - название одной из африканских рек.

Область влияния: Женственность, милосердие, матка, средняя морская глубина.

Цвета: Золотой, желтый, синий.

Камни/металлы: Желтая медь, речные камни, раковины, найденные в бегущей воде.

Символы: Абебэ, кинжал, камни с дна рек, офа (потому что она жена Ошоси), кувшин с водой, белые фарфоровые чашки, колокольчики, зеркала, косметика, туалетная вода, голубь.

Танец: Подобно женщине, искупавшейся в реке, которая чувственными движениями расчесывает свои волосы.

Приветствие: Эри йейе о! или Ора йейе о!

Одеяние: Адэ с бахромой, которая представляет собой металлическую или шелковую корону, украшенную бусами; браслеты, кольца, ремешки на запястьях; тонкая гипюровая блуза желтого цвета светлее цвета юбки; длинная золотисто-желтая юбка; шарф, охватывающий грудь, концы которого свисают на спину; ожерелье с брелоками в виде небольших гребней, зеркалец, рыбок, ложек - все из меди.

Гиа: Желтые, золотистые, голубые или молочно-белые бусы.

Ошумаре

Имена: Св. Варфоломей (очень редко, так как у этого ориша на самом деле нет католического двойника), Беррем или Св. Варвара (когда он в женском обличье). В переводе с йоруба слово ошумааре означает "радуга.

Область влияния: Радуга, небо.

Цвета: Белый, зеленый.

Камни/металлы: Аэролит.

Символы: Две железные кобры, обвившие руку, железный трезубец, метла, меч, голубь.

Танец: Подобно змее.

Приветствие: Аро Бобои! или Аро Мобои!

Одеяние: Иногда крашенные в желтый или зеленый цвет раковины каури, нашитые на одежду; полностью белая юбка и блуза с зеленым кушаком; корона из сплетенных лент всех цветов радуги, включая синий, желтый, розовый, зеленый и белый; браслет из раковин каури; два шарфа, завязанных накрест - один через одно плечо, другой через другое, - сделанных из раковин каури.

Гиа: Раковины каури, блестящие или молочно-белые бусы или чередующиеся желтые и зеленые бусы.

Шанго

Имена: Св. Иероним, Архангел Михаил, Св. Петр, Св. Иоанн, Бог Молнии и Правосудия. Чтобы показать его многоликость, к его имени добавляются различные имена. Словом шанго называют также ритуалы народности жеже-наго, практикуемые в северовосточных бразильских штатах Пернамбуко, Алагоас, Сержипи и Параиба.

Область Закон, правосудие, буря, знания, влияния: введение закона.

Цвета: Красный, коричневый, белый, пурпурный.

Камни/металлы: Метеорит, черные камни, собранные под водопадом.

Символы: Обоюдоострый топор (оше), "чертовы пальцы", метательное копье, шаке-шаке (разновидность ударного инструмента).

Танец: Сжатые кулаки, ударяющие один о другой; к этому обязательно добавляется борьба на шпагах, чтобы гарантировать, что в это же террейру в то же самое время не спустится Огун (потому что два воина давно ведут борьбу за Иансу).

Приветствие: Kayo Кабийесиле! или Као Кабесилья!

Одеяние: Короткая юбка из красного и белого кусков ткани; красный шарф, завязанный сзади, и два белых шарфа, повязанных крест-накрест с красным, завязанные на их концах узлы висят спереди; медные браслеты; царская корона.

Гиа: Интенсивного красного цвета и белые или светло-коричневые (при осуществлении правосудия).

Приложение В

Растения, используемые в бразильской магии

Эти растения и их применение приведены просто в качестве любопытного материала, а не для того, чтобы вы пытались подменить ими медицинское лечение. Многие из этих растений очень ядовиты.

Акасия или журема

Названия: Акация, акация аравийская, дерево коа (на Гавайях), мимоза, австралийская акация, журема бранка (pithecolobium diversifolium). Существует более 800 подвидов этого растения.

Связь с божеством: Ошоси.

Использование в лечебных целях: Листья используются наружно для омовений или компрессов для лечения язв. Для внутреннего применения готовится отвар, который облегчает кашель, принимается при диарее и тифе. Сжигать листья не следует.

Другие виды применения: Для очистительных ванн, для омовения бус, для амаси. В культах катимбо индейцы готовят из корней этого растения напиток, который они называют кауим или ажука. По их рассказам, выпив отвар, они ощущают такую легкость, что готовы взлететь.

В Белеме, столице северного штата Пара, это дерево связывается с Журеминьей, сестрой Кабоклы Журемы, которая, как считается, обитает в этом дереве и работает в Белой Линии магии. Многие индейцы этого района верят в ее способность исполнять желания и лечить болезни, поэтому часто можно увидеть дерево журемы, окруженное всевозможными приношениями, включая мед, свечи и духи.

Акация используется также в западной черной и ритуальной магии, но при этом ее не принимают внутрь. Из веток этого дерева делают палочки для общей магии, а смола акации аравийской при сжигании якобы привлекает дружественных духов и открывает психические центры. Так что существует связь между способами использования акации в западной магии и в культах катимбо.

Алекрин

Названия: Розмарин (Rosmarinus officinalis). Родственным растением является алекрин ду мату (Baccharis silvestris), который иногда используется в качестве замены. Единственное отличие этого вида и его садовой разновидности состоит в том, что он достигает двух- трех футов высоты. Розмарин - это ломкий многолетний кустарник, растущий в прибрежных районах. Когда в море ходили на шхунах, моряки, услышав его чистый аромат, знали, что земля близко.

Связь с божеством: Ошала, Ошоси.

Использование в лечебных целях: Принимается в виде чая в качестве возбуждающего средства, как лекарство от кашля, при расстройстве пищеварения, брюшном тифе, скоплении газов в кишечнике, а также при отсутствии аппетита. В виде лосьона используется для лечения поверхностных ран и для уменьшения боли при суставном ревматизме.

Другие виды применения: Для амулетов, ритуальных омовений с целью изгнания эшу и эгунов, для амаси, для омовения бус, для личного окуривания и окуривания окружающей среды. Служит одним из наиболее распространенных ингредиентов большинства составов для очистительных окуриваний.

Это еще одно растение, которое находит применение как в африканских, так и в европейских традициях. Так как жителям Великобритании и Северной Европы долгое время были недоступны такие душистые смолы, как ладан и мирра из южных стран, они сжигали душистые травы - розмарин, тимьян и лаванду, которые росли в их краях. Вот почему так много кельтско-друидских рецептов благовоний включают эти травы. В западной народной символике розмарин означает верность в любви и, конечно же, долгую память. Он является основной составляющей "святой воды" ведьм. Возможно, почитание розмарина в обеих традициях и в значительной степени одинаковая символика объясняется сладковатым чистым запахом, который распространяют его листья при сжигании.

Алфасе

Названия: Латук (Lactuca sativa).

Связь с божеством: Эгуны, Ианса (потому что она победила смерть). Использование в лечебных целях: В народной медицине латук употребляется в виде сиропа как успокоительное при бессоннице. Другие виды применения: Важный элемент тайных церемоний в честь эгунов и ритуалов вумби. Чай, приготовленный из листьев, рекомендуется для устранения расстройств, вызванных эгунами.

Согласно греческой легенде, когда боги разгневались на Адониса, его мать, Афродита, спрятала его на грядке латука, укрыв широкими листьями этого растения. Они в течение многих лет защищали Адониса от гнева других богов.

В умбанде латук приносится в дар эгунам - на белой фарфоровой тарелке, причем головка латука должна быть положена точно в центре тарелки, а вокруг раскладываются листья с другой головки, к которым добавляются маслины и уксус, чтобы получился своего рода салат. Внутрь головки проситель кладет лист бумаги с написанным на нем прошением и тщательно закрывает его листьями, чтобы прошение осталось спрятанным от эгунов и не помешало им забрать приношение.

Интересно отметить, что в европейском ведьмовстве дикий латук (не именно это, но очень близкое к нему растение) является одним из ингредиентов мази для полета, которыми, как утверждают, ведьмы натирают свои тела перед тем, как отправиться на шабаш верхом на метлах.

Алфавака

Названия: Базилик, камфорный базилик (Ocimum bacilicum).

Связь с божеством: Обалуйе, Ошала, Ошоси, Ианса, Ошун, Шанго, Ироко.

Использование в лечебных целях: Улучшает пищеварение и помогает отхождению газов. Отвар листьев служит для приготовления сиропа против коклюша. Листья обладают также диуретическими и потогонными свойствами. Эта трава, используемая в кулинарии, применяется также в случае нервных расстройств, при болях в почках и жжении при мочеиспускании.

Другие виды применения: Для амаси, омовения бус, очистительных омовений, омовений або для медиумов соответствующих ориша.

Из листьев делается отвар для еженедельного "питания" камней Ошоси на его алтаре. Базилик считается эффективным амулетом против ударов молнии, грома и бурь, особенно если сжигать его в виде благовоний. Окуривание помещения базиликом помогает также изгнать оттуда овладевших этим помещением духов. Это растение обладает огромной силой для детей Шанго.

В западном ведьмовстве эта трава приобрела несколько другую репутацию - как возбуждающая и способствующая воспроизведению потомства, а также успеху. Говорят, что она отпугивает воров и хулиганов.

Алфазема

Название: Лаванда (Lavandula genus).

Связь с божеством: Все ориша.

Использование в лечебных целях: Чай из лаванды помогает избавиться от навязчивого кашля, приступов астмы, аменореи, проблем, связанных с родами, а также нарушений в работе почек, печени и селезенки.

Другие виды применения: Для омовений або, амаси, омовений бус, личных окуриваний и окуриваний окружающей среды. Из веток и шипов делают духи и сухие ароматические вещества.

Наряду с розмарином, лаванда является одним из растений, получившим самое широкое применение при подготовке афро-бразильских ритуалов. В западном ведьмовстве эта трава добавляется в мешочки-амулеты для того, чтобы обеспечить дому мир, равновесие и процветание. В магии вуду, где тоже есть очень много общего с афро-бразильскими традициями, лаванда является одним из основных составляющих "уксуса четырех воров", который используется в различных магических целях.

Алоэ, эрба бабоса или азевре

Названия: Алоэ вера (Aloe succotrina).

Связь с божеством: Эшу, Омулу, Огун.

Использование в лечебных целях: Содержащийся в ланцетовидных листьях млечный сок прикладывают к ожогам, геморроидальным шишкам, абсцессам и припухлостям, а также используют в качестве смягчающего вещества и коагулянта крови. Так как это растение трудно высушить, его часто заменяют столетником. Будучи растением, посвященным Осайе - ориша лекарственных растений, оно считается пригодным для замены любой другой травы.

Другие виды применения: Для омовений або, омовений бус, личного окуривания медиумов Омулу.

Похоже, что между магическим использованием этого многолетнего суккулентного растения из семейства лилейных в афро-бразильских традициях и в западном ведьмовстве существует не слишком много сходства. В последнем алоэ считается растением Венеры, способным привлекать любовь, а также эмблемой веры. В Древнем Египте паломники, совершившие далекое путешествие в религиозных целях, вывешивали его у себя на дверях как доказательство своего благочестия.

Амендоэйра

Название: Миндальное дерево (prunus amygdalus communis).

Связь с божеством: Эшу, эгуны.

Использование в лечебных целях: Масло сладкого миндаля, лишенное запаха, обладает прекрасными мягчительным свойствами и служит основой многих массажных масел. Масло горького миндаля, обладающее характерным, каждому знакомым запахом, высоко ценится в парфюмерной промышленности.

Другие виды применения: Очистительные ванны. Масло, выжатое из орехов, используется для смачивания ота, принадлежащих Эшу. Считается, что масло в течение дня накапливает отрицательные флюиды, а ночью избавляется от них, отдавая во двор террейру.

Не слишком много общего в использовании этого дерева в афро-бразильской магии и западном оккультизме. В ведьмовстве миндальное дерево считается символом неумирающей любви и привязанности, что связано с греческой легендой об этом дереве. Утверждают, что капля масла горького миндаля, добавленная к "маслу успеха", помогает получить быстрый результат. Из древесины изготовляются магические жезлы.

Араса-ду-кампу

Название: гуайява, гуайява земляничная (psidium littorale, p. guineense).

Связь с божеством: Ошоси.

Использование в лечебных целях: Фрукты помогают при диарее и инфекциях в мочевых путях.

Другие виды применения: Листья этого небольшого тропического фруктового дерева используются для амаси, омовения бус, окуривания окружающей среды, а в ангольской традиции - для украшения террейру для празднеств в честь кабоклу. В дни праздника Ошоси его дети, прежде чем поставить на подносы соответствующие блюда, украшают их листьями гуайявы.

Аратикун-ди-арейя, бириба или малолу

Название: Анона (род Аnnоnа).

Связь с божеством: Обалуйе, Ошун, Йеманжа.

Использование в лечебных целях: Мякоть плодов помогает рассасыванию опухолей, а отваром листьев лечат ревматизм. Кроме того, плоды используются для приготовления шербета и освежающего напитка.

Другие виды применения: Это небольшое дерево с сердцевидными плодами известно также народности банту, особенно выходцам из Конго и Анголы. Его использование при отправлении ритуалов было перенесено в Бразилию, где оно применяется главным образом для очистительных омовений, когда человек попадает в безвыходные обстоятельства. Многие виды из этого семейства растут в Бразилии и все они используются для одних и тех же ритуальных целей.

Ароэйра

Название: Калифорнийское перечное дерево (Schinus molle). Это высокое дерево растет вдоль дорог и на полянах.

Связь с божеством: Эшу, Огун.

Использование в лечебных целях: В качестве средства против ревматизма, сифилиса, а также как жаропонижающее. Листья используются для обработки кожи при изъязвлении.

Другие виды применения: Для амаси, омовений, совершаемых при посвящении, очень сильных очистительных омовений.

Для подготовки сильного очистительного омовения разотрите перец вместе с иглами пурпурной сосны, листьями тильи, ракитником и листьями ясеня. Образуйте треугольник вокруг пациента, поставив три зажженные белые свечи. Очистите пациента смесью муки, меда и кашасы. Протрите его тело крыльями живого цыпленка и голубя, после этого приступайте к очистительному омовению. В заключение ритуала изорвите платье пациента в клочья и оденьте его в чистые белые одежды.

Чтобы избавить пациента от влияния Эшу, проделайте все то же самое, но после этого пациент должен в течение нескольких часов просидеть на соломенной циновке.

Так как это дерево растет также в Калифорнии и широко используется как декоративное, можно было бы подумать, что его похожие на смородину плоды находят применение в Западных магических традициях. Но, насколько мне удалось исследовать этот вопрос, этого не происходит.

Арруда

Название: Рута, рута душистая (Ruta graveolens).

Связь с божеством: Все ориша.

Использование в лечебных целях: Противоглистное средство, успокаивающее, стимулирующее менструацию, противоревматическое. Сок помогает затягиваться ранам.

Другие виды применения: Свойства, приписываемые руте афро-бразильской магией, напоминают те, которые использует западное ведьмовство. Растение отводит дурной глаз, пресекает зависть, оказывает противодействие черной магии и дарует благословение ориша. Руту вместе с другими защитными травами носят в специальном мешочке на шее в качестве амулета против злых сил.

Бамбу

Название: Бамбук (Bambusa arundinacea).

Связь с божеством: Эгуны, Ианса.

Использование в лечебных целях: Никакого медицинского применения не находит.

Другие виды применения: Ветками этого растения украшают дома Эгунов. Измельченные листья используются для окуриваний, вместе с сахарным тростником они изгоняют вселившихся духов. Как утверждают, некоторые кабоклу живут в бамбуковых деревьях.



Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2024 контакт: tjklcbek@cartalana.org