ЛИПИНА Е.А. "КУКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ И ДОМА", 2001

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ



ГЛАВА 17. ТРА-ТА-ТА, ТРА-ТА-ТА, СТРОИМ ДОМ ДЛЯ КОТА

Изготовление декораций и реквизита к спектаклю "Кот, лиса и петух"

Папа Карло В нашей пьесе, как и в пьесе "Репка", все действие происходит на одном месте. Поэтому нам и здесь нельзя забывать о многофункциональности декораций. Однако разберемся со стилевыми особенностями. Предыдущие декорации были изготовлены во французском, русском и украинском народных стилях. В каком же стиле оформить спектакль "Кот, лиса и петух" ? Дело в том, что эта сказка встречается и в русском, и украинском вариантах. Но поскольку эти стили уже были использованы, попробуем сделать художественное оформление спектакля в современном русском стиле.

В архитектуре этому стилю присущи простые, композиционно четкие и в то же время выразительные формы, без внешних эффектов и вычурности. Ему свойствен более умеренный, спокойный, деловой характер. Работая над декорациями пьес на современные темы, следует выделять черты нового в обстановке. Это в равной степени касается как городского, так и сельского быта.

Но вернемся к пьесе. Где же происходят события в ней? Происходят они в лесу. Поэтому, изготавливая ширму, постараемся придать ей форму, напоминающую лесную поляну (рис. 122).

Рис. 122

Как видите, на рисунке конструкция ширмы к спектаклю "Кот, лиса и петух" совсем не похожа на предыдущие. Она округлой формы и вместо прямоугольных порталов стоят елочки, которые являются как бы продолжением задника.

И задник в данном случае тоже отличается от других. Он - фигурный. А лесной пейзаж, изображенный на нем, создает впечатление непроходимой чащи.

Занавес мы также не будем делать, потому что место действия в пьесе не меняется. И хотя раньше я говорил, что занавес бывает необходим в начале, даже если нет смены действия, но перед ширмой разыгрывается какая-нибудь интермедия, тем не менее, тут он не нужен, поскольку в действии, разыгрываемом ведущими в прологе, уже есть текст, указывающий на декорационное оформление. Таким образом, вы еще раз убеждаетесь в том, что при создании художественного оформления спектакля каждая деталь или отсутствие ее должны быть оправданы.

Ширму можно драпировать какой-нибудь плотной тканью светло-зеленого тона или другим материалом. Порталы-елочки могут быть выполнены в более ярких тонах, приблизительно в таких же, как и декорации.

Задник можно изготовить аппликативным способом. Но ткани для аппликации должны быть подобраны приглушенных тонов, чтобы на их фоне выделялись декорации и куклы.

Домик изготавливаем в соответствии с уже определенными стилевыми особенностями. Он напоминает, скорее, современные дачные постройки средней полосы России. На нем нет ни резных наличников, ни росписи. Он являет собой конструктивность и практичность, хотя и не лишен некоторых деталей старины (рис. 123).

Рис. 123

Какие материалы использовать для домика, вы знаете. Это все те же фанера или картон. Допустимо, конечно, и их комбинирование. Например, если домик сделать из фанеры, то крышу - из нарезанного полосками картона. Такой прием поможет создать впечатление объема.

Березу, забор и куст сделаем из цельного куска фанеры или картона. Но лучше изготовить все отдельно и соединить между собой. Тогда, учитывая многофункциональность декорации, получим возможность многопланового ее обыгрывания. Например, лиса Алиса может проходить и за кустом, и за деревом, и за забором. И не только лиса, но и все остальные персонажи могут использовать эту возможность.

Березу и куст можно просто разрисовать красками, но соблюдая стилевое единство оформления, желательно некоторые фрагменты сделать объемными. Например, веточки березы и листики куста вырезать из бумаги или ткани и наклеить их на раскрашенный силуэт (рис. 124).

Рис. 124

Столик, который выносят Тимоша и Петя для чаепития, также делаем из цельного куска фанеры или картона, вместе с самоваром и вазочками с вареньем. Но можно каждую деталь сделать отдельно. Или самовар и всю посуду вырезаем, а чашки делаем отдельно, потому что Тимоша и Петя берут их в лапки. Всю посуду можно сделать объемной из папье-маше на тростях, которые вставляются в прорези на столе (рис. 125 - вид сзади). В общем, вариантов в данном случае множество. Все зависит от того, как вы будете пользоваться этим реквизитом.

Рис. 125

Стол представляет собой конструкцию, сходную с конструкцией стола Деда и Бабы в "Колобке". Так же, спереди, прикрепляется скатерть и прибивается полочка для реквизита (рис. 126 - вид спереди, рис. 127 - вид сбоку).

Рис. 126

Рис. 127

Если чашки и посуда для варенья изготавливаются из папье-маше, трости нужно прикреплять к середине нижней части. А если вырезаются из фанеры или картона, трости крепятся к той стороне, которая не видна зрителю. Всю посуду можно сделать из пенопласта (рис. 128, 129).

Рис. 128

Рис. 129

Далее необходимо смастерить метлу, которой Петя подметает двор. Здесь можно немного пофантазировать, используя поролон или толстую веревку. А, может быть, нам пригодятся тонкие прутики из ивы, простеганные нитками или проволокой и прикрепленные к деревянной ручке (рис. 130).

Рис. 130

Лейку (рис. 131) используем ту же, что была и в "Репке", но лучше, как я уже говорил, купить игрушечную. "Воду" делаем из полиэтилена или фольги.

Рис. 131

Ведро (рис. 132) обычно изготавливается из тонкой жести или консервной банки, пенопласта или папье-маше.

Рис. 132

А вот баночку из-под зеленого горошка, которую Петя надевает на голову Алисе, лучше взять готовую. Ее размеры вполне будут соответствовать размерам головы куклы (рис. 133).

Рис. 133

Киндер-сюрприз (рис. 134) вырезаем из пенопласта. В широкой части яйца проволочной тростью протыкаем отверстие. Трость вынимаем, смазываем клеем и опять вставляем в отверстие. А сверху яйцо обклеиваем настоящей оберткой от киндер-сюрприза.

Рис. 134

Капкан (рис. 135) вырезаем из тонкой жести, края разрезаем зубчиками. Жесть крепим к обычной деревянной прищепке (рис. 136).

Рис. 135

Рис. 136

Буратино Папа Карло, ты говорил, что ширму можно драпировать плотной тканью светло-зеленого тона. Но ничего не сказал о цветочках, которые есть на рисунке.

Папа Карло Я думал, что вы сами догадаетесь, зачем нужны эти цветочки. Мы ведь в самом начале определяли место действия и пришли к выводу, что ширма своей формой должна напоминать лесную поляну. А если это поляна, то каким образом можно ее условно обозначить?

Мальвина Я же так тебе и говорила, Буратино.

Буратино Говорила. Но все-таки лучше лишний раз проверить себя. Мы ведь еще не очень опытные артисты. Все, папа Карло, я понял, зачем нужны цветы на одежде ширмы. А можно и траву нарисовать?

Папа Карло Можно, Буратино, и траву, и цветочки, но главное - соблюдать чувство меры. Если ты нарисуешь много всего, произойдет перевес внимания зрителей. Одежда ширмы будет все время притягивать взгляды зрителей, отвлекая от основного действия, которое происходит на ширме. Кроме того, скажут, что у тебя плохой вкус. Ну, вроде все выяснили по декорации. А по реквизиту нет никаких вопросов?

Мальвина Нет, папа Карло. По реквизиту нам все понятно.

Папа Карло Тогда переходим к изготовлению кукол.

ГЛАВА 18. ОПЯТЬ ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ

Изготовление кукол к спектаклю "Кот, лиса и петух"

Папа Карло Итак, в пьесе "Кот, лиса и петух" всего-навсего четыре персонажа. И они отличаются от персонажей других пьес костюмами, исполненными художником в современном стиле. Работа над современным костюмом требует не менее творческих исканий, чем при работе над историческим. Современные костюмы ни в коем случае не могут быть набором случайных элементов, предметов одежды, потому что наше время тоже является историей. Значит, необходим тщательный анализ времени событий и особенностей художественного стиля.

Мы, конечно же, уже хорошо знаем, как делаются перчаточные куклы. Поэтому сейчас ни о чем подобном говорить не будем. Но это касается только трех персонажей: Кота, Петуха и Лисы. А вот с Вороной придется помучиться. Шучу, шучу. Ничего страшного в ее изготовлении нет. Здесь, наверняка, встретятся такие технологические моменты, которые вам знакомы.

Берем кусочек фанеры, рисуем на нем силуэт туловища Вороны в профиль, без хвоста и крыльев, и выпиливаем лобзиком. Далее к заготовке из фанеры прикрепляем трость. На трость насаживаем рукоятку из дерева. Приклеиваем к фанере с обеих сторон поролон и обрезаем его ножницами, придавая форму туловища и головы. Потом вырезаем из поролона хвост и приклеиваем к туловищу. Из черной атласной ткани выкраиваем обтяжку для головы, туловища и хвоста. Выкройку делаем цельным куском или отдельно для каждой части Вороны. Крылышки вырезаем из поролона, обклеиваем такой же тканью и пришиваем к туловищу. Нос Вороны обклеиваем плотной бумагой и раскрашиваем (рис. 137). Вместо глаз приклеиваем пуговицы.

Рис. 137

Кукла Вороны готова. Переходим к следующей кукле - кота Тимоши. Это вторая наша кукла из породы кошачьих. Первой была кошка Мурка в "Репке". Но одежду Мурки делали из меха, а Тимоша одет в свитер и штанишки (рис. 138). Их можно сшить из любой, не очень плотной ткани, желательно темного цвета. А свитер связать из пряжи более ярких тонов. Но обязательно нужно помнить о современном стиле. И не полениться, а связать такой свитер, какой бы хотели вы надеть сами. Это совсем несложно. Сначала вяжете две половинки свитера и два рукава. Рукава сшиваете и надеваете на лапки, а перед и зад свитера сшиваете прямо на кукле.

Рис. 138

Для куклы Пети шьем совсем другой костюм. Сейчас мальчики любят носить широкие рубашки навыпуск, а сверху - жилет, рубашки популярны в крупную клетку. Причем жилет и штанишки можно сшить из старых джинсов синего или черного цвета. Рубашку шьем отдельно от куклы, сзади делаем разрез, чтобы пролезла голова, надеваем на куклу и сшиваем. Штанишки необязательно делать отдельно, их можно пришить к верхней части перчатки. Точно так же пришиваем штанишки и Тимоше (рис. 139).

Рис. 139

И, наконец, кукла лисы Алисы. Юбку для нее делаем из любой модной ткани и тоже пришиваем к перчатке, а футболку изготавливаем из плотного трикотажа. На передней части футболки можно нарисовать модную символику (рис. 140).

Рис. 140

Мальвина Папа Карло, я помню, что мордашки кукол- зверей и их лапки мы обшивали и обклеивали мехом. А чем обшить головку Пети?

Папа Карло Головку Пети можно обклеить плюшевой или бархатной тканью желтого или коричневого цвета, а сережки и гребешок сделать из плотного фетра или драпа красного цвета.

Буратино А как сделать крылышки Пети и хвост?

Папа Карло Крылышки и хвост делаем из поролона. Крылышки обклеиваем той же тканью, что и головку, а хвост либо раскрашиваем, либо тоже обклеиваем кусочками разноцветных тканей. Но если вы хотите, чтобы хвост не обвисал, разноцветными тканями можно обклеить изогнутые проволочки, а потом каждую пришить сзади к перчатке.

Буратино Папа Карло, мне кажется, что мы забыли сделать солнышко.

Папа Карло Ничего страшного, Буратино. Во-первых, его совсем несложно сделать. А во-вторых, у нас уже есть солнышко в другом спектакле. Мы вполне можем его использовать и в этом. Ну, а теперь нам осталось написать всего лишь одну главу. И перейдем к репетициям.

В этой главе вы узнаете о невидимой работе, всегда остающейся как бы "за кадром". Но без нее невозможна завершенность волшебного действа, называемого спектаклем. Люди, выполняющие в театре такую работу, даже если они не актеры, безусловно, должны быть наделены творческими способностями - иметь и острый слух, и быструю реакцию, и, самое главное - художественный вкус.

Итак, глава следующая. О невидимках, без которых театр еще не представляет собой единого целого.

ГЛАВА 19. СВЕТОВЫЕ И ШУМОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЯ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Папа Карло Театральному художнику приходится воспроизводить на сцене утренний рассвет и вечернюю зарю, полные движения пейзажи и городские улицы. Шум грозы и дождя, легкий падающий снег и завывание метели. Все эти сложные творческие задачи осуществляются в театре с помощью сценических эффектов. Свет и звук - главные средства их создания.

Художественное освещение и озвучивание спектакля требуют большой предварительной работы.

Наиболее сильно возбуждают эмоциональную память зрительные и слуховые эффекты. Мы можем ощущать жару, холод, сырость или запахи, если талантливое воспроизведение сценических эффектов возбудит нашу эмоциональную память.

Сценические эффекты - сильнодействующие постановочные средства. Однако они могут оказаться палкой о двух концах, когда даже очень интересные и выразительные, но несозвучные идее спектакля мешают раскрытию его образа.

Как и в музыкальном аккомпанементе, сценические эффекты имеют свои сольные куски. Нужно только, чтобы ни на одно мгновение, даже когда у актера пауза, светозвуковые эффекты не теряли с ним связи, не мешали актеру, не нарушали общей композиции спектакля, не становились бы вставным номером, придуманным ради аплодисментов зрителей.

Освещение помогает при изображении времени действия. Так, например, темнота и тишина за окном, если действие происходит внутри комнаты, изображают ночь, а светлое окно и шум улицы - день. В пейзажной декорации рассвет изображают постепенным усилением светло-голубого света, мягкого, рассеянного, без резких теней. По мере восхода солнца он слегка розовеет и затем желтеет.

Изображению на сцене зимнего холодного дня помогает "теплая" печь, возле которой греется кто-то из персонажей. Но как изобразить "теплую" печь? Наверное, надо показать зрителям, что в ней горит огонь, видимый через открытую дверцу. Для этого берут кусок искусственного шелка (эксельсиора), который приводится в движение при помощи вентилятора, и освещают его желто-оранжево-красным светом.

Из той же ткани делают и костер, только подсветку располагают снизу (лампочка красного цвета). И струю воздуха от вентилятора подают тоже снижу. Угли делают из мятой фольги.

Звезды можно изобразить прикрепленными на задник лампочками от карманного фонарика, окрашенными в голубой и зеленоватый цвет. Или высвечивать кусочки мятой фольги, тоже закрепленные на фоне темного задника.

При системе плоских живописных декораций, где фактура и рельефы предметов изображаются на плоских поверхностях из бязи, холста, тарной ткани, бумаги, основным требованием является создание рассеянного белого света в целях наилучшей видимости.

Для создания волшебных сказочных эффектов применяют светящиеся краски, которые освещают ультрафиолетовым светом. Но использовать длительное время фонари с ультрафиолетовым излучением не рекомендуется. К тому же их нужно закрывать светофильтрами синего цвета.

Если при изготовлении декорации применяют прием аппликации, то их следует освещать комбинированным светом, применяя боковые подсветы и прожекторы, так как зритель воспринимает рельеф только при боковом освещении благодаря появлению светотени.

При художественном освещении разноцветным светом красиво расположенных складок в драпировках из дешевых материалов создается впечатление дорогой бархатной или шелковой ткани.

Темноту на сцене можно и нужно изображать так, чтобы зритель ясно видел все происходящее, ибо напряжение зрения всегда мешает восприятию спектакля.

Человеческий глаз различает очень слабый свет, причем видимость улучшается, если глаза предварительно привыкнут к темноте. Но при резком переходе от яркого света к слабому освещению некоторое время человек ничего не видит. Поэтому медленное угасание света в зале способствует не только сосредоточению внимания зрителей, но и лучшему восприятию происходящего на сцене.

Световые эффекты зачастую тесно связаны с шумовыми. Например, постепенно светлеющий "утренний" свет задника обычно сопровождается щебетом птиц. Проекция на заднике темных туч - раскатами грома, падающий снег - свистом ветра. К шумовым эффектам также относятся топот копыт, отдаленный лай собак, звук падающего предмета, звон разбитого стекла, шум автомобилей, звук тормозов, скрип двери, калитки и так далее.

Многие шумы, производимые в спектакле, записываются на магнитофонную пленку и воспроизводятся по ходу действия. Но некоторые из них актеры делают сами. И главным условием для тех, кто воспроизводит шумы, является их своевременность.

Теперь я бы хотел поговорить о музыкальном оформлении.

Что же такое музыка в спектакле? Она углубляет эмоциональную насыщенность спектакля, усиливает его художественное воздействие на зрителя. Вместе с другими компонентами музыка помогает раскрыть идею пьесы, подчеркнуть социальную среду, национальный колорит. Она служит эмоциональным фоном, подчеркивает психологическое состояние персонажей, острые ситуации, конфликты, лирические сцены, используется для условной характеристики фантастических образов, углубляет характеристику образов - положительную или отрицательную.

Увертюра, звучащая перед началом спектакля, создает атмосферу всего спектакля. Звучит музыка, как правило, и в последней сцене, которая своим характером и настроением как бы подытоживает все, что хотели сказать авторы. Заключительное звучание музыки, совпадающее со зрительным финалом спектакля, должно быть не только выразительным музыкально, но еще и кратким, лаконичным. Всякое искусственное растягивание музыки финала приводит к снижению эмоционального напряжения зрителей. Однако и скороговорка здесь - не меньшее зло. Умение ощутить и точно определить длительность музыкального финала приходит не сразу. Его нужно в себе тренировать и воспитывать.

А не случалось ли вам иногда после просмотра какого-нибудь спектакля чувствовать настоящее физическое утомление от музыкального сопровождения, которое гремело беспрерывно, заглушая текст актеров? Такой сплошной музыкальный фон - одна из ошибок малоопытных постановщиков спектакля.

С музыкой, как и с любым художественным компонентом спектакля, нужно обращаться очень осторожно и экономно, потому что необходимые эмоции музыка вызовет у зрителей только в том случае, если будет звучать в нескольких местах, именно там, где она более всего приемлема.

Музыку композитор пишет специально для данного спектакля с учетом всех особенностей, то есть жанра спектакля, национального колорита, характера персонажей и так далее.

Но иногда музыкальное оформление осуществляется путем подбора музыкальных тем. Такой подбор необходимо делать очень тщательно, чтобы у зрителя возникло ощущение целостности музыкальной композиции.

В качестве музыкального оформления в некоторых спектаклях также используются отдельно взятые музыкальные инструменты: гитара, балалайка, рожок, жалейка, колокольчики и другие.

До сих пор я говорил об использовании звука для усиления смыслового и эмоционального воздействия на зрителя. Но существует еще один компонент звуковой партитуры спектакля - звуковая пауза, тишина.

Поговорим о тишине и ее выразительных возможностях. Эффект от такого приема дает иногда более убедительный эмоциональный результат, нежели от звука. Но необходимо понять его функцию. Ведь тишина имеет свое время и место. Длительность ее не бывает произвольной или случайной. Она воздействует так же, как музыка. Тишина либо постепенно повышает напряжение, либо снимает его, сосредотачивая внимание зрителей на том или ином образе.

Тишина в спектакле бывает трех типов. Первый - тишина, не нарушаемая ни единым звуком, сродни той, которая бывает в цирке перед выполнением самого сложного трюка; второй - тишина, прерываемая короткими одиночными звуками (падающая капля, кашель, шаги и тому подобное); третий - тишина, не имеющая самостоятельной функции. Это может быть, например, длинная пауза в музыкальном сопровождении, выразительное молчание в разговоре, передышка между двумя эпизодами.

Следует запомнить одно правило. Переходы от звука к тишине и наоборот должны быть плавными. К тому же некоторые звуки после окончания своего звучания требуют определенной паузы, что создает более ощутимый психологический эффект.

Поэтому, создавая спектакль, нужно стремиться к тому, чтобы зритель, выходя из зрительного зала, пришел в восторг от умелого использования не только звука, но и паузы.

Буратино Папа Карло, я бы хотел задать вопрос. Но после твоего рассказа о тишине, делаю многозначительную паузу.

Папа Карло Буратино, я ведь говорил о том, что пауза используется только в случае необходимости. А в данном случае такой нужды нет, поэтому можешь смело задавать свой вопрос.

Буратино Спасибо. Я хочу спросить о шумах в спектакле. При помощи каких приспособлений они создаются?

Папа Карло Обычно в фонотеке профессиональных театров хранится множество шумов. Постановщику остается только прослушать пленку и отобрать самые необходимые, которые потом переписываются и монтируются в фонограмму спектакля. А в таких театрах, как наш, можно, конечно, использовать некоторые приспособления. Например, чтобы изобразить гром - потрясти большой лист железа, время от времени ударяя по нему; стук копыт - стучать по полу теннисными шариками; шелест дождя - мять в руках целлофан; телефонный звонок - использовать звонок от велосипеда; голос по телефону - говорить через трубу. Но, приобретя некоторый опыт, вы можете придумать свои приемы создания шумовых эффектов.

Мальвина Папа Карло, а теперь можно переходить к репетициям?

Папа Карло Да, Мальвина и Буратино, вот теперь, когда у нас есть все необходимое для постановки спектакля, можно начинать репетиции.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
версия страницы для мобильных устройств

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org