Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:
ЦВЕТКОВ Е. "ТОЛКОВАНИЕ СНОВ", 1990
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ
Сонное царство отличается от дневного, однако, как и в коллективной устойчивой яви, во сне правят свои определенные законы, существует своя особенная перспектива, освещение, свои вероятности и невероятия.
Не может нам сниться Все - Что - Угодно!
Мир сонных грез отнюдь не летуч, а очень даже устойчив и порой столь же однозначен, как и дневная явь. И в той же мере, как отражен человек в своих жизненных поступках, он отражается в снах.
Расскажи мне твои сны, и я скажу - кто ты!
Другое дело, что бог сна Гипнос пользуется в своем царстве иным языком образов, другой грамматикой чувств и сонных действий, нежели человек наяву. Именно поэтому наше отражение в зеркале снов столь причудливо.
Сейчас во всем мире снами пристально интересуются. Зачем человеку сны? Почему они всем снятся? Отчего язык сна так изощрен и необыкновенен? Можно ли во сне, помня себя, заняться, как наяву, изучением происходящего вокруг? Наконец, можно ли вообще не терять бодрствующего сознания, погружаясь в сон и выходя из него?
Этот Сонник, образно говоря, является ключом от первых, самых наружных врат мира сонных чар.
Оставим в стороне психоаналитические объяснения снов, такие, как фрейдистское толкование в знаках скрываемых, конфликтных желаний, в частности, сексуальных. Либо в знаках отношенческих психозов...
Я предлагаю не объяснять, в традиционном понимании, не анализировать сны, а толковать их, как это делают и делали люди в течение тысячелетий по всему миру. Толкование (как одно из значений по В. Далю - "выводить догадки и заключения свои") снов всегда и везде считалось искусством, сиречь творчеством, которое необъяснимо.
Разумеется, сны бывают разные. Есть такие, над которыми и раздумывать нечего. Другие же, редкие, правда, на всю жизнь в память врезаются. В этом предисловии мне и хочется выразить простые признаки, по которым можно сортировать наши сны, отбирать зерна от плевел. И выделить внутри самого сна, на что обращать внимание, какую особенность обдумывать и расшифровывать. Двадцать лет я занимался сновидениями своими и чужими. Не психологией, не анализом сонных грез, а именно раздумьями над ними, как раздумывают над картиной великого мастера, притчей мудреца или запавшим в сердце отрывком из Святой Книги. И толкованием. Сны следует именно толковать.
Как толковали отцы церкви Священное Писание, как даосские монахи толковали пять тысяч иероглифов Лао Цзы: вдохновением, откровением, неожиданным осенением. Пусть и маленькое, негромкое, в случае наших снов, будет это движение души, а всегда творческое. Всякий человек, когда он толкует свой сон, совершает ту же работу, что и поэт или писатель, которые мучаются над своими произведениями, еще не рожденными, пока Вдруг не осенит!
Так и всякая настоящая разгадка сна - событие творческое. Толкование сна - это сочинение рассказа про замысел судьбы. Без вдохновения сочинительство бездарно.
Сон - чаровник, мастер кружевного сказочного замысла. Вот этот замысел и надо разгадать, переложить в слова и действия, понятные наяву. Разгадывая сны, мы разгадываем себя. Те, кто возьмутся за свои сны и будут их толковать какое-то время, тем самым обучаются судьбинской грамоте, на языке которой в сонном царстве нам рассказывают правду про нас и про нашу жизнь.
Так и ответил один человек на вопрос: чего его так интересуют сны? Чтоб лучше узнать про себя, про то, как я должен бы жить, а не живу. Потому что человек редко знает свои настоящие желания, и еще реже им следует. Сказка про Золотую рыбку снова и снова разыгрывается в судьбах тысяч людей. А вот сон, мол, помогает избежать разбитого корыта. Помогает понять, чего просить у судьбы, чтобы наступило удовлетворение желаний. Тогда я спросил у него: почему ты веришь сну? Да потому, ответил он, что лишь себе мы, в сущности, и верим. А в сновидении человек почти всегда наедине с собой, глядится в судьбинское зеркало и видит в нем лишь собственную сущность.
Простая женщина на тот же вопрос еще проще ответила: да как же им, снам, не верить и не интересоваться, когда они сбываются!
Я думаю, есть и другая причина, отчего так верят люди некоторым своим снам. Отчего порой видению стоит шепнуть и всю жизнь готов человек перекроить. Потому что обращается к нам темный Гипнос на языке иной, магической и завораживающей силы, какую в дневной яви мы ощущаем лишь в высоких творениях искусства. И так же, как великая пьеса или поэма способна поразить нас, остановить в суетливом движении привычной жизни и заставить поразмышлять над личной долей, так отчетливое сонное видение запоминается на всю жизнь, становится постоянным предметом раздумья, и даже жизнь совсем иную человек себе выстраивает, если проникается смыслом сонного морока. Так, у индейцев в Америке, в свои времена, шаманом становился тот, кому во время посвящения снился Сон Жизни. Этот сон мальчик никому не должен был рассказывать, но, размышляя о нем снова и снова, он всю жизнь черпал от Сна Жизни знание и откровение точных указаний. Ведь такой Сон Жизни - это про нас написанный роман, легенда, которую надо разгадать. Только написано это очень особенным языком, которым пользуется Греза. Такой сон - главный сюжет судьбы. Ведь мы не застылые паспорта с бессмысленным фото, мы развернутые во времени мелодии, песни, поющие себя.
Потому и не можешь выскочить порой из жизненного сюжета, потому и захватывает роль, что мы становимся тем, что исполняем, что творим. Так растем мы из зародыша и становимся тельцем в утробе матери, настойчиво исполняя генетический первичный замысел. После рождения старательно исполняем замысел движения, осваиваем пространство: головку в нужное время поднимаем, глаза приучаем к привычным картинам вокруг, на ножки становимся, заговариваем. Далее на высотных этажах Нас, как Программы в Компьютере Жизни - этими замыслами становятся вечные, классические и временные сюжеты Бытия. Неважно, что порой качество исполнения невысокое, все равно разыгрываем и Ромэо с Джульеттами, и в Христы или Иуды норовим. Часто не ведая вовсе, что творим, что исполняем и в результате - чем становимся, во что превращаемся?!
Вот тут толкование сонных грез сильно может помочь. Потому что, хотя гвоздики наших жизненных крестов, на коих распинаемся, спичечны и тонки, боль распятия - настоящая. И смерть у нас после первой любви, как у Ромео и Джульетты - тоже настоящая, хотя и недолгая. Тут выручает самый древний замысел. Превратившись в мрак, пепел, мы из него новым Фениксом вскоре вспархиваем. До очередного раза. Иное дело, что, ожив, восстав из пепла, мы превращаемся в неизвестно кого. Ведь помним-то мы себя только задним числом. Вот когда требуется чудесное зеркало снов, чтобы отразить наш обновленный и неведомый еще лик.
Когда человек знает, кто он на самом деле, он знает, что будет с ним! В этом, я думаю, основа предваряющей, предсказательной силы сновидений. Сны, обнажающие наш истинный облик, диктуют и сообразный сюжет, подходящую интрижную линию пьесы. А поскольку у всего человечества существует много общего в жизненной пьесе, то и в сонниках можно выделить этот общечеловеческий пласт знаков и обозначений. Точно так же, как все люди рождаются, женятся, едят, спят, помирают и хоронят их, так и в сонных грезах должна существовать большая общность у человеческого рода по всей земле. И этот единый пласт сонных образов, обозначающий в толкованиях одно и то же, существует.
Выделенный по многим сонникам, начиная с Артемидора, такой общий пласт знаков сна и их дневных значений и составляет этот Сонник. Вот несколько примеров, чтобы понятней стало, про что речь. У китайцев, если во сне видишь, как гроб вносят в дом, получишь место и жалованье чиновника. В старом Китае большое дело было - место получить, то есть сон этот - к обеспеченной жизни, к благополучию. Известный русский востоковед И.Г.Баранов в небольшой книге "Китайские Сонники", изданной в Харбине в 1925 году, так объясняет подобное толкование. Гроб по-китайски Гуаньцай. Чиновник - Гуань. А богатство Цай. Хотя иероглифы разные, а произносятся одинаково. Так что сон тут использует сходство звучаний. Гуань-цай одновременно: чиновник-богатство. На том, что слова эти - омонимы (пишет И.Г. Баранов), и основано толкование.
Но вот что удивительно: в русских сонниках, которыми я пользовался, а также и в английских, французских, гроб - это успех в делах, если видишь во сне пустой. Сам в гробу - завершение дел... Никаких сходных звучаний и словесной игры тут нет. Видать, во сне всего очевидней этот знак последнего нашего прибежища.
Конечно, есть и другие толкования: количество сонников и людей, их составляющих, немалое. Есть добросовестные собиратели, как правило, традиционных, народных книг, толкующих сны. Есть и такие, кто пробовал придумать новые обозначения, используя свой опыт либо разные принципы и подходы... В этом Соннике каждое обозначение я принимал либо отвергал по всей совокупности значений в разных, как правило, традиционных сонниках (около пятнадцати, включая несколько русских, китайских, несколько книг на английском языке, старинные сонники в переводах и т.д.), используя свой двадцатилетний опыт толкований снов и опыт творческого раздумья, размышления над знаком и его значением. Хочу заметить, наша интуиция, наитие - гораздо точнее механизм, чем кажется. И там, где сложность чуть-чуть возрастает в сравнении с простыми системами и явлениями наук точных, там очень часто и давно полагаются на интуитивное решение, личное или групповое. Эта техника интуитивных решений - основа серьезной прогностики. Ведь точные науки имеют дело лишь с самыми простыми системами. Простота - одна из основ современной точной науки. К счастью, те, кто используют слово "научный", зачастую не ведают про то.
Идея моя о том, что сонные знаки - это образчики типичнейших замыслов (сюжетов) судеб людей, общих для разных наций, - ближе всего к идеям Карла Юнга про то, что в снах особенно отчетливо выступают мифологические, нацийные, собирательные образы и представления. Юнг называет их архетипами нации. Тогда можно утверждать, что толкование снов возможно и зиждется на сходстве переживаний судьбинских сюжетов, которыми живет человек, какой бы он нации ни был.
Сны для толкования надо отбирать. Во-первых, если видение было смутное или, как в кино, крутилось равнодушно и отдельно от вас, - в таких снах мало проку. Сон должен врезаться в память, может, и не весь, а только какая-то часть его, подробность или движение должны запасть в душу. Самое первое правило: только те сны или то из сна надо брать для толкования, что окрашено чувством, что поразило, остановило внимание; напугало или обрадовало... В сне для толкования обязательно должна быть какая-то уловка. Скажем, снится чиновнику его контора и начальник, подчиненные - все доподлинно, как в жизни. Однако наверняка будет какая-нибудь странность, которую сразу и не припомнишь, какая-то неувязка, которая во сне удивит, остановит внимание на себе. В этой странности - разгадка такого сна.
Если ничего в сне нет из перечисленного - нечего и толковать равнодушную грезу, которая к нам и отношения может не иметь. Любопытно, что и в случае гаданий (любая хорошая гадалка это подтвердит) легче всего предсказываются события, окрашенные сильным чувством: болезни, рождения, несчастные случаи - все то, что поражает человека, удивляет. По-видимому, такое совпадение не случайно. Сильные чувства - освещение улицы жизни.
Понятно, сны могут быть самого разного масштаба: от мелочности дня до бед державы. Последние сны называют пророческими. Такой сон разгадывал Иосиф фараону и пророк Даниил Навуходоносору. Халдеи славились умением толковать чужую грезу.
Бывают сны, которые сбываются буквально. Это вещие сны. И пророческие, и вещие сны снятся редко. Чаще всего вообще ничего не снится, как считают многие люди, потому что снов своих не помнят. На самом деле, сны снятся всем и каждую ночь. Проснувшись, мы этих снов просто не помним. Удивительное дело, стоит начать толковать сны, как их становится больше, их содержание меняется. Видения расцветают красками и звуками, запахами и даже вкусом, хотя ощущение вкуса во снах бывает очень редко - это преддверие очень большого, жизненного разрешения.
После того, как сновидение выделено из других для толкования, надо подставить под все главные черты сна соответствующие знаки из сонника и начать сочинительство путем раздумья. Тут правил, как во всяком творческом деле, нет. Имеется только техника, прием и опыт. Например, желательно избежать в размышлениях о сновидении здравого смысла, потому что у сна иная логика, художественная, логика правды искусства, которая сильно отличается от логики правды жизни. Чтобы победить во сне - надо поддаться. Чтобы позвать на помощь - надо ребенку звать маленького папу или... своих - детей. Взрослому наоборот, лучше звать большого отца или старых карликов. В следующей главе я отдельно опишу, как надо вести себя в снах, как, получив во сне, можно обогатиться наяву. Здесь вернемся к толкованиям.
Легче всего объяснять на примерах. С них и начнем.
Женщине, за сорок, снится сон, будто она на балу. Играют вальс. К ней подходит человек и приглашает ее на вальс. Они танцуют, вальсируют. Человек похож на ее первого мужа. Она кружится в вальсе и неожиданно видит очень большое свое лицо над всеми ними, висящее, как будто огромный рекламный плакат парит прямо в воздухе над танцующими. Лицо в точности, как у нее, а губы - необычные, очень яркие, чувственные, накрашенные, - как это и бывает на рекламных плакатах. Вроде не ее губы, а нравятся они ей, хотя и дивится их лишней выставленности, яркости, заметности. И пока она так раздумывает, из этих губ, изо рта выходит огонь, кругленький шарик огня. Он расширяется, раздувается и поглощает, сжигает лицо. И тут же сон меняется.
Вновь ей снится бал. Снова она вальсирует с каким-то человеком и опять видит огромное висящее над ними свое лицо с такими же яркими, утрированными губами. Из них во второй раз выходит огонь и сжигает лицо, как в первом сне, в точности. Сон на этом заканчивается.
В этом сне отчетливо выделяются: Спящий, бал, быть на балу, вальс, много людей, Лицо, губы яркие, чувственные; огонь (именно огонь, как подчеркнула рассказчица - не пламя); сгорающее лицо и повторение того же самого.
Если поглядеть по Соннику, то получится следующий набор дешифрованных, объясненных значений: личные дела, личная жизнь (если видишь себя отчетливо или присутствуешь, а не глядишь сон, как кино); болезнь, скверное дело; разговоры, сплетни либо обеспеченность (толпа); предложение, замужество (вальсировать); рассуждение о своей жизни, разглядывание себя (висящее лицо); яркие, слишком чувственные губы (разлука из-за собственной вздорности); огонь - ссора, несбыточная мечта и разочарование; повторение сна, что означает повторение в жизни того же самого положения.
Каков же растолкованный замысел? Из-за висящего своего лица - это сон, который - раздумье над прошлым. Вальс - замужество. У этой женщины два брака и оба неудачные, с тем и другим мужем она разошлась. Тот и другой брак вызвали много разговоров и злословия. Причем, в особенности первый брак - она вышла замуж во время или в результате какой-то болезни или положения дел, с болезнью связанных (скверные дела). Причиной развода послужили ее несдержанность и вздорность. Оба брака закончились ссорой и разочарованием. В том и другом случае она считала себя правой (губы нравятся). Сейчас она понимает, что ее мечты больше не сбудутся в смысле нового брака. Однако иная несбыточная мечта, относящаяся к личному, - осуществилась. Это сон-раздумье над прошлым и одновременно о будущем (рождение надежды). Сон-размышление обычно будущего не предсказывает, он, скорей, отмечает или показывает, что желательно или возможно. Это сон - утешающий.
Еще один сон, тоже женщины. Видит она себя в горах. Вокруг туманом все затянуто. Неожиданно из тумана вылетает к ней птица. Именно к ней прилетела - она знает про это во сне. Птица большая, как большой павлин. Только ни на одну из живых, известных ей птиц, не похожа. Глаза у птицы живые, прямо человеческие. Грудь белая, а сама вся в переливах. Жар-птица заморская, одним словом. Полетала она возле спящей и хвост распустила. Как большой китайский веер расходился этот хвост, постепенно. Поначалу и не заметила спящая толком, каков этот хвост, не разглядела. А когда разглядела, то увидела немыслимую яркую красоту и еще будто весь он в драгоценных каменьях, хотя то были ненастоящие каменья, вроде нарисованные. Птица показала хвост и улетела,
Давайте опять перечислим два набора знаков. Во сне: голые горы, туман, птица большая, красивая, непохожая на живых, известных птиц; хвост очень красивый, драгоценные каменья; улетела птица.
По Соннику: горы голые - тревога и одновременно видеть гору - затруднение; туман - неизвестность; птица - гость; хвост - последствия.
Толкование предлагается такое. Спящая в то время, когда видела этот сон, находилась в ужасной тревоге и в затруднениях (ужасной, потому что горы высокие). Впереди в ее жизни все оказывалось неопределенным (туман). И вот к ней приезжает кто-то. Птица может означать и весть, но тут подчеркнуто во сне, что глаза живые, прямо человечьи. Этот человек, гость, не похож на окружающих, необычный и скорей всего из-за границы, откуда-то издалека (птица заморская, жар-птица). С другой стороны, поскольку это жар-птица, то это судьба, поворот судьбы, счастье. Этот гость принесет счастье, с ним связаны будут перемены в жизни. Причем эти перемены наступят постепенно (не сразу замечает красоту хвоста). Хвост - последствия. Так что последствия еще долго будут себя проявлять в самом разном. Долго, потому что медленно хвост раскрывался. А разнообразие перемен, последствий связано с переливами. Все эти последствия, перемены приведут к исполнению сокровеннейших желаний (красота означает исполнение сокровенных желаний). Драгоценные камни, а именно бриллианты - это, в частности, для женщины может быть замужество, очень желанное. Однако камни - ненастоящие, а только вроде нарисованы на хвосте, так что замужества, как такового, не будет, а будут близкие отношения. Надежда в этот раз не осуществится: нарисованы - обман, самообман.
Так и вышло через некоторое время у этой женщины. Приехал совершенно неожиданно к ней в дом гость заморский, а после его отъезда и начались все перемены, и последствия были долгими, разнообразными и очень благоприятными.
В этом красивом сне удивительной силы содержится предсказание. Это сон, безусловно, вещий.
Сон матери про сына. Кажется ей - сын идет к ее домику. Она к нему устремляется, и вдруг, будто кто-то меж ними штору, ширму зеленую задвинул и отделил. И тут же огромный лес вырос на месте этой ширмы.
Сын идет к ней, она видит его - это означает ее желание чтобы сын жил с нею. Дальше сон очевиден. Зеленая ширма - преграда, разделяющая их. Преграда тонкая, а зеленый цвет - надежда. Однако надежде не суждено осуществиться. Большой лес - чужая сторона, куда уехал сын. Чужая сторона отделила надолго.
Можно до бесконечности приводить сны и удачное их толкование. Ограничимся еще одним, поскольку цель наша научиться толковать сновидения, а не составить книгу сновидений, пусть даже интересных.
Сон взрослого мужчины, около пятидесяти лет. Он находится на берегу реки, причем река эта, как в средней полосе - широкая, вода течет спокойно, чистая вода, и даже дно видно, хотя нет особой яркости. Однако берег - каменный, в валунах, кусках скалы, не земляной, а каменистый. Вроде к каменной тоже стене приделана картина, которую спящий собирается рисовать. День серый. Небо белое. И видит, вода несет неторопливо какой-то предмет, который вблизи оказывается вовсе и не предметом, а большой собакой. Собака эта выбирается на берег, ложится на камни. Спящий гладит ее. У собаки удивительные глаза, совсем желтые и очень странные. Спящий начинает рисовать картину, как бы доканчивать ее. На картине едва намечены, эскизно какие-то стеклянные тонкостенные бокалы, а в них цветы. Ярких цветов нет. Он дорисовывает картину, не особо, впрочем, стараясь.
Какой тут рад знаков? Река, берег реки - он находится на берегу. Камни. Вода приносит собаку. Глаза странные. Дружелюбие с собакой. Рисовать, дорисовывать картину.
По Соннику: Река - это дорога (одно из значений), судьба (река жизни); берег реки - достижение намеченной цели; Вода несет - само придет, Собака - друг; собака ложится на берегу на камни (камни одновременно испуг, стоять или идти по ним - затруднения), странные глаза (желтые предательство, помехи) - перемены важные к лучшему; рисовать - нежданные доходы от пустяшного дела. Стекло - страх; цветы - удовольствия...
Растолкуем теперь. Спящий готовится к какой-то дальней и важной поездке, которая должна привести его к достижению судьбинской цели. День, однако, пасмурный, хотя и без дождя и туч, ровное небо. Нет у спящего в душе радости, сияния. И поскольку берег каменный (он стоит на нем, ходит), то спящий еще и боится, что никакого достижения цели не выйдет из-за всякого рода затруднений (много камней больших и маленьких). Тем не менее, спустя какое-то время, когда он доедет туда, куда стремится, большой его друг (собака-друг) сам придет на помощь и отгородит спящего от трудностей (легла собака на камни). Произойдут в результате очень важные перемены к лучшему (странный взгляд собаки). Причем начнется все с совсем неожиданных доходов от какого-то не очень важного пустяшного дела, начатого до поездки. Доканчивать (дорисовывать картину) это дело придется спешно. Эта поспешность будет беспокоить спящего, но несильно и недолго, что главное (стекло - испуг, но стекло - тонкое, то есть недолгое время: толщина - это время). Большое удовольствие принесет спящему такой поворот дел (цвет). Однако, желтые глаза - это предательство, отсрочка дел, так что дело получится, но с подвохом и, видать, не сразу.
Теперь ответим на самый главный вопрос: каким образом один набор знаков сна, главных черточек сновидения, переведенный в другой набор значений по Соннику, порождает толкование?
Ответ - единственный. Толкование должно Родиться! Как рождается из собранного материала, записей сюжет рассказа или возникает, рождается стройная теория в мозгу ученого, размышляющего снова и снова над набором фактов и наблюдений. Это рождение - действие творческое, вот отчего Толкование снов - искусство - должно быть и есть обязательное творческое усилие. Видать, недаром знаменитому химику Кекуле после долгих мучительных раздумий формула бензола явилась в сновидении. А лучшая соната Тартини была сыграна ему во сне Дьяволом.
Всякий человек способен толковать сны, потому что Всякий человек способен к творчеству. Все люди - творцы, раз мы созданы по образу и подобию Господа, про которого мы знаем из Священного Писания только одно, что Он был Творцом.
Другое дело, что надо постараться привыкнуть к раздумьям над снами, развить свою интуицию в смысле отбора снов и главных черт внутри сновидения. Недолгая практика позволит это совершить. А в тот день, когда вдруг родится первое толкование выбранного сна - вам многое откроется. Потому что самое малое, не говоря о большом, творчество словами не описывается, творчество можно лишь познать лично, оно открывается человеку.
Когда вы станете припоминать значительные свои сны и раздумывать над ними, по приведенным выше правилам, вам легче будет сопоставить верность вашего толкования и последующей жизни. На примере этих прошлых сновидений легче всего начать и родить первое толкование. После этого дело пойдет гладко. Попробуйте!
Уместно здесь повторять еще раз, что те, кто сны видит редко или никогда, как утверждают некоторые, на самом деле их просто не помнят. Сны снятся Всем и каждую ночь. Когда вы займетесь толкованиями снов, вам сны начнут помниться чаще. Подобно тому, как отличаются люди, их характеры, жизни, так и сновидения у каждого свои. Скажем, если взять и вобрать в одну книгу все сны одного человека и другого в другую книгу, то эти книги сновидений будут разными. Начав толковать сны, вы скоро заметите, что у вас появляются свои значения в Соннике, а некоторые значения в Соннике меняются. Так, камни это месть, затруднения, препятствие (смотри в этом Соннике), а для одного человека камни оказались - судьбинскими, тяжелыми, трудными достижениями, испытаниями. Потому что сон этого человека, определивший во многом его будущую жизнь, включал сцену, в которой он поднимал камни (тяготы, трудности жизни), а, подняв в руках, затем, положив в правую Руку. толкал камень, как бы соревнуясь, как ядро. Тогда камень, который толкнула наша правая рука (руки - судьба, правая рука практическая судьба), из затруднения и гнета превращается в результат, в свершение. Не потому ли сказано про время собирать камни и время разбрасывать камни у пророка Екклезиаста.
Через какое-то время ваш Сонник превратится в хорошо настроенный инструмент - ваш личный, предназначенный для толкования именно вашего очередного сна.
Все сонники, как правило (кроме китайских), составлены просто по алфавиту. Этот Сонник имеет иную структуру. Я разбил все значения на несколько групп, так же, как это сделано и в китайских сонниках. В эти группы я выделил такие черты, как Место, Мы сами, Органы чувств, Одежда и т.д. Мое разбиение было произведено с учетом разных смыслов, однако в первую очередь на опыте работы с сонниками я во главу угла ставил удобства обращения. Внутри каждой группы значений сохранен алфавитный порядок для слов.
По мере того, как вы будете толковать сны (свои и чужие), количество снов будет увеличиваться, а их содержание меняться. Я считаю необходимым в этом предисловии дать коротенькое напутствие, как вести себя в сновидениях, это важно по многим причинам. Одна из этих причин обусловлена тем, что, получая что-то во сне, я повторяю, мы всегда обогащаемся наяву в самых неожиданных смыслах.
Есть, говорят, на свете такое племя Сеноев в малодоступных местах Индонезии. Всякое утро мальчики и девочки рассказывают родителям и родственникам свои сны. И те дают им советы, как в следующую ночь вести себя, что делать в разных случаях и прочее. Заинтересовались этим племенем, в свое время, случайно. Теперь Сенои - знаменитое племя среди тех, кто занимается снами. Потому что это счастливые люди. Как выяснилось, у них не существует депрессий, психозов. Их отношения между собой удивительно естественны, одним словом, - райское племя. Какие советы они деткам дают? К примеру, если ты встретил чудовище победи его, ни в коем случае не отступай. Падаешь в пропасть попробуй долететь до конца, постепенно притормаживая. Если ты соблазнен женщиной, даже ближайшей родственницей или матерью во сне постарайся не смущаться, отдайся соблазну. Если тебя обуревает ужас позови на помощь своих детей или маленького папу, или своих друзей, если они у тебя во сне появились.
За много лет общения с детьми и детскими сновидениями я проверил эти советы и рекомендации. Они - действенны. Скажем, встретишь кого-нибудь во сне, попроси подарок. Получив во сне - обогатишься наяву. Победить во сне можно и другим способом, нежели прямая борьба. Гораздо легче победить - обняв, отдавшись. Сразу пропадает, не выдерживая нашего добросердечия, чудовище из кошмара. Можно и нужно у любой самой страшной фигуры спросить Имя. Дело в том, что в сонном царстве нет вещественной реальности яви. Здесь слово, знак обладают той же плотностью, как предмет и мы сами или другие фигуры. Имя и плоть во сне - соизмеримы и взаимозаменяемы. Узнав имя, вы сможете в последующих снах заставить служить вам появившуюся фигуру, вызывать ее по произволу и требовать помощи даже в дневной яви и обычных делах. Если, конечно, сумеете во сне припомнить Себя, что, мол, спите вы и то-то и то-то надо сделать. Это равенство Имени и Плоти - основа всякой магии, в которой Заклинание рождает вещественный Образ, а злые духи запечатываются знаком.
Не во всяком сне мы в одиночестве. Как днем, так и во сне можно столкнуться с чужим бредом или фигурой. Проверить легко, надо попробовать пройти сквозь фигуру. Если, к примеру, появившийся во сне человек - твое творение иль только к тебе специально засланная величина - легко пройдешь сквозь. А если ты оказался в чужом сне или в твоем кто-то очутился случайно - столкнетесь и друг сквозь друга пройти не можете. Так и наяву, каждый из нас тело свое и вещь облекает плотностью бытия, хотя сталкиваются только наши сознания.
В этом тайна соединения сознания и плоти.
Во сне иная перспектива и свет другой. Часто то, что вдали, острей смотрится, чем вблизи: рядом вообще трудно разглядеть. Как только попробуешь во сне на мелочи собрать внимание, скажем, рассмотреть повнимательней ладони или поверхность предмета, так вмиг видение начинает рушиться. Во сне нельзя моргать, если хочешь сохранить то, что прихотливо виснет перед глазами. Сморгнешь (если сможешь), и вмиг сон переменится, а то и вовсе проснешься.
С другой стороны, если страх охватил во сне или хочешь проверить - во сне ты или наяву - поморгай. Если картина изменилась - ты находишься во сне.
Самое высокой достижение в этом мире грез - это вспомнить Себя, когда ты спишь. Тогда в одно мгновение припомнишь, где лежит твое тело, имя свое и восстановишь целиком дневное сознание. Однако если при этом спящий не проснется, он достигает нового качества - осмысленного блуждания во сне. Он может заняться сознательным изучением удивительных просторов царства Гипноса. Наконец, если научиться подолгу не утрачивать во сне сознания, тогда такой спящий может вновь своим сознанием вышагнуть в Явь и понять, увидеть, к примеру, как он сознанием соединен с лежащим своим телом, если вышагнет в том же месте. И многое другое может сделать такой человек. Эти возможности, впрочем, находятся за пределами нашего Сонника, и обсуждать их тут мы не станем. Хочу лишь заметить в конце, что даже восстановив целиком свое дневное сознание, мы оказываемся отличными от привычных себя в дневной яви. И многое из того, чем живем мы днем, что тревожит или гнетет, во сне нас не волнует, хотя память про все это и присутствует. Кто из нас двоих настоящий - трудно сказать.
Китайскому мудрецу Джуан Цзы снилось, что был он красивой бабочкой, легко и непринужденно порхавшей над цветами. Проснулся Джуан Цзы и стал размышлять, кто он теперь? Джуан Цзы, которому снилось, что он красивая бабочка? Или он - бабочка, которой сейчас снится, что она Джуан Цзы?
Так и мы, пока живем, будем снова и снова пытать себя в отношении себя и спрашивать, кто мы такие? Толкование снов - это одна из попыток, один из путей ответить на этот вечный вопрос: кто мы такие на самом деле? Желаю удачи читателю, и да сбудутся его сокровенные грезы!
Во сне, кроме знаков с перевертом или скрытым значением, есть много буквальностей. Скажем, переправа - это трудные перемены. Туман неизвестность. Катастрофы - они и есть катастрофы на жизненном нашем плане: ссоры, общие жизненные потрясения. Иное дело - сама стихия. Вода имеет отношение больше к доходам, благополучию. А земля - к работе, трудности и легкости самой жизни. Воздух, атмосфера - больше к посторонним обстоятельствам относятся, благоприятствующим или неблагоприятствующим и т.д. Если сообразить, что Земля - это то, что у нас под ногами, наша опора, вера (недаром говорят: потерять почву под ногами); Воздух - это то, чем мы дышим, чего нам не хватает порой, это общее состояние вокруг нас (ведь говорят же, мол, он задыхался в атмосфере своей семьи, жизни...); Вода - это благоприятствование, благополучие освобождение (умыть руки, отсюда), это общий ход наших дел (говорят же - плыть по течению) и, наконец, Небо - это место, куда мы обращаем свои взоры, надежды, откуда нам может "засветить", как мы говорим в обычной речи... вот, если сообразить такое перенесение сонного пейзажа и географии в жизненный наш план, то сразу многое проясняется при толковании. Засветило во сне - засветит наяву. Во сне горы - препятствия, а и наяву нелегко на них забраться.
Существует, конечно, еще один смысл стихий во сне - алхимический или магический. Земля, Вода, Воздухи Огонь - это ведь четыре основных элемента древних, которые в разных замесах складывают наш характер, наше состояние и самочувствие и т.д. Земля - самый тяжелый, самый практичный элемент, твердый, сухой, холодный и т.д. Вода - это прежде всего вода жизни, судьбинская основа и глубины нашего сознания. Воздух - легкость, подвижность, изящество, непостоянство и превратности. Огонь - знак гордости, отличий, радости и гнева, сильных чувств... Из этого сложного сплетения языка нашего и образов этих стихий, по всей вероятности, и формировались многие значения в Соннике. Взять хотя бы могилу, в которой мы захоронены во сне, - чем толще над нами слой земли, тем богаче мы наяву.
ВОДА - пить чистую - к счастью; мутную - к болезни; идти в мутной воде - разочарование к лучшему; погружение в воду - попасть в затруднительное положение в личном; умыться - к радости, освобождению; лить - к стыду, ошибке; поливать - к потере, смотреть на водопад - страшная встреча; брызнула на голову - нежданная страсть.
ВОЛНЫ - скорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к большой ссоре либо тяжелой болезни; волны бьют о берег, прибой - скорое разрешение дел.
ИСТОЧНИК (родник) - невероятные перемены; пить - исполнение желаний.
ИСТОЧНИК (колодец) - см. колодец.
КАПЛИ (капель) - к деньгам.
МОРЕ - идти по берегу, пляжу - дорога; смотреть на море - вести издалека; плыть на пароходе - важные перемены; синяя вода, голубая встреча; давать в море - исполнение желаний.
НАВОДНЕНИЕ - вода чистая - временная отсрочка дел, временные помехи; мутная и захлестнула - странное положение в странном месте; окружен водой - быть в роскоши.
НЫРЯТЬ - готовиться нырнуть - рискованное дело, скорое искушение.
ОЗЕРО - опасность; плыть по озеру - разлука для влюбленных.
ПРИЛИВ - высокий - надежда, новые возможности.
ПРУД - в лилиях - приобретение через потерю; в ряске - путешествие посуху, по суше.
РЕКА - плыть - прибыль; видеть, быть на берегу - дальняя дорога; переходить вброд, идти в воде - преграда, отсрочка; прыгать в речку (для женщины) - новые чувства, надежда на примирение в семье.
РОСА - благодать.
РУЧЕЙ - перемена места и жизни; встреча с давно утраченным; радость.
ТОНУТЬ - затруднения.
ФОНТАН - большая радость, неожиданность.
ХЛЫНУЛА - вода из-под пола - тайные враги, неожиданные, непредвиденные препятствия; из стен - проникновение, беззащитность; источник опасная доверчивость.
БЕЗДНА - пустота впереди - трудности, необычное жизненное предприятие.
ВЕТЕР - сильный, порывами - препятствие от людей; ровный благоприятствование; сильный на море - помощь издалека откроет дорогу к успеху; шелестит листвой в деревьях - разлука; ветерок - скорые вести.
ВОЗДУХ - чистый, прозрачный - конец без тревог, тяжб; клубится, темный воздух - печаль, болезни, потери; стоит - большая боль; вращающийся, крутящийся - неожиданные перемены, непредвиденности; застылый - опасность предостережение.
ДЫМ - в комнате - близкий скандал; от множества курящих - согласие в важных делах; на улице дым - разочарование (в зависимости от густоты).
ТУМАН - неизвестность, нерешительность.
БЕРЕГ (реки) - достижение намеченной цели.
БОЛОТО - к худому; бродить - оговор; гнилое болото видеть - к богатству; идти по гнилому болоту, по жидкой трясине - препятствие в устройстве денежных дел.
ВЕСНА - будто раньше времени наступила - удача в намеченном.
ВИД - красивый - счастье, исполнение сокровенных желаний.
ГЛИНА - смерть знакомого; к наследству.
ГОРЫ - голые - тревога; лесистые - неверность; взбираться - успех, если влезешь; видеть - затруднения; спускаться - неудача; взбираться на гору для больного - выздоровление (долго лез - очень тяжелая болезнь).
Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ