КЭРОЛ Л. ДАУ "АФРО-БРАЗИЛЬСКАЯ МАГИЯ", 1997

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Теории болезней

В афро-бразильской магической системе существует представление, что все в нашей Вселенной постоянно подвергается действию различных энергий. Некоторые из этих энергий - например, гамма-излучение и аура животных и растений - уже изучены наукой. Другие остались вне ее поля зрения и пока не установлены. Практики утверждают, что некоторые из этих эманаций, известные как флюиды, хотя и неуловимы, но обладают такой силой, что способны искажать или разрушать физические объекты. Их плотность может изменяться в очень широком диапазоне - от эфирной до почти физической. Человеческие существа, которые являются частью Вселенной, естественно, тоже обладают излучением - мы называем его человеческой аурой. Некоторые целители могут "читать ауру" - то есть воспринимать эти человеческие излучения и, основываясь на размерах, форме и цвете ауры, оценивать физическое и психическое состояние пациента. В этом смысле бразильское аурическое целительство очень близко к Западной магической традиции.

Однако на этом сходство и заканчивается. По представлениям афро-бразильских сект, причиной некоторых болезней являются "испорченные флюиды", излучаемые гниющими растениями и животными, а также такими стоящими низкоразвитыми астральными сущностями, как элементалы и неразвитые духи мертвых. Эти губительные излучения могут проникать в ауру, вызывая физическое или психическое заболевание. Они могут также пропитывать атмосферу дома, магазина, транспортного средства, открытого пространства или даже террейру. Вредоносные флюиды могут изгоняться, или "разряжаться" (если переводить дословно с португальского), непосредственно на астральном уровне такими развитыми сущностями, как прету велью и кабоклу, ориша или же личный ангел-хранитель человека.

Часто флюиды изгоняются с помощью специальных ритуалов медиумами, через которых говорят эти сущности. Во время такого обряда медиум совершает растительные или животные жертвоприношения; очищает пациента с помощью соли и воды, благовоний и омовений настоями трав; заряжает талисман или амулет, налагает руки и, что особенно важно, возносит молитвы. Во время церемонии, описанной в начале этой главы, медиум задействовал духа прету велью, одного из наиболее почитаемых духов-целителей. В подобных случаях используются курение трубки, соль и вода, а также наложение рук, которое носит название пасэ - пассы. Во время этой процедуры пациенту передается целительная энергия медиума, когда он делает пассы руками вокруг ауры пациента, не касаясь его тела.

Сглаз

Еще одной причиной болезней, неприятностей и бед, согласно афро-бразильской системе верований, может стать сглаз. Считается, что как положительные, так и отрицательные флюиды накапливаются в человеке в результате тех действий, которые он совершает на протяжении своей жизни, а также своих прошлых инкарнаций. Некоторые накапливают огромное количество положительной энергии, которую они, используя силу своей воли, могут направлять на исцеление людей. Другие накапливают злую энергию и, подобно змее, накопившей яд в своей железе, время от времени выбрасывают ее, причиняя вред людям или создавая невыносимую атмосферу. Считается, что пагубная энергия исходит из глаз (вспомните известное выражение "Глаза - зеркало души").

Человек, обладающий "дурным глазом", может даже не знать об этом и поражаться, услышав, что он приносит несчастье. Иногда, испытывая ужас и угрызения совести, человек, обладающий этим качеством, может "обратить глаз вовнутрь" и нанести существенный вред своему собственному телу. Опытный медиум не только видит беды, наносимые этими несчастными душами, но и может выявить такого человека, читая его ауру, которая будет иметь карминно-красный оттенок. Считается, что один из способов отвратить дурной глаз - носить красное, потому что "подобное привлекает подобное". Таким образом, "яд" будет впитываться в одежду, а не в человека, который ее носит.

С помощью специальных ритуалов медиум может избавить человека от сглаза или одержимости и от полученного в результате заболевания, если только причина болезни не является кармической. Приведенный ниже ритуал пригоден для очищения от злых энергий места, где живет жертва сглаза, и окружающей среды.

Возьмите в одну руку метелку, сделанную из чесночной соломы, а в другую - стакан соленой воды. Держа воду в левой руке, а метелку в правой, выметите помещение, начиная от задней стенки к двери. Оставьте воду снаружи, чтобы потом вылить ее на землю. Вернитесь в дом и зажгите белую свечу на лестничной площадке и лампаду в самом священном месте дома (например, на личном алтаре живущего в этом доме или в его спальне). Зажгите очистительные благовония и тщательно окурите каждую комнату. Для завершения ритуала погасите зажженную свечу. Повторяйте ритуал три или семь дней подряд, пока дом не будет очищен.

Выходя из дома, повторяйте следующую молитву:

Я, такой-то, укрытый мантией Ошалы, прошу спасти меня от сглаза, от зла, нанесенного завистью, от всех пагубных энергий. Я не побоюсь идти куда бы то ни было, потому что я знаю, что меня всегда защитит Архангел Гавриил.
Да оградит меня рука Замби от каждого, кто захочет нанести мне вред. Да будут поражены враги мои всякий раз, когда они будут питать злобу против этого грешного сына (дочери). Да будет так!

Сглазу можно противостоять также с помощью амулетов и приношений, что будет описано чуть позже.

Хорарное целительство

Практикуя этот вид целительства, целители осуществляют свои ритуалы в определенные часы суток, когда потоки положительной энергии становятся более интенсивными. Это напоминает существующее в Западной магической традиции представление о том, что некоторые ритуалы лучше выполнять на рассвете, в полдень или при заходе солнца. Поскольку Бразилия находится у экватора, разница между временем восхода и захода солнца в летнее и в зимнее время очень мала. Поэтому бразильцам легче привязывать свои церемонии к конкретному часу, чем подсчитывать продолжительность дня и ночи для выяснения соответствующего времени.

Время Ошалы - 6:00 (рассвет), и именно в это время рекомендуется возносить молитвы за больных и увечных. Полдень, время Огуна, когда солнце светит особенно сильно, предназначен для ритуалов, помогающих устранять препятствия и побеждать зло. "Час духовного человечества" наступает в 6:00 пополудни; это хорошее время для того, чтобы начать диалог с Замби, а также опять помолиться за больных и увечных. Где бы ни находился умбандист в это время суток, он должен на семь минут остановиться и предаться медитации в астральном потоке положительной энергии, который становится в этот час более ощутимым. Самые мощные потоки духовной и психической энергии устанавливаются в 8 часов вечера, когда начинается ритуальная работа в большинстве групп. В зависимости от цели, которую преследует "сессия", она может начинаться в 8:00, 8:20, 8:25, 8:27 или 8:30 вечера. Каждое время обеспечивает привлечение конкретных влияний, что определено на основании нумерологической системы Западной магической традиции.

Целительские сессии должны заканчиваться около 10:00 пополудни, чтобы каждый имел возможность добраться домой до полуночи, которая считается "Часом Нуля", или "мертвым" часом ночи, и посвящается Эшу. Этот час считается настолько отрицательным, что, если в это время проходит сессия, вся работа приостанавливается и возносятся молитвы с просьбой перенести группу за полночь. Вот пример молитвы, помогающей пересечь "Час Нуля":

Великий Час!.. Час молчания. Час, когда человечество отдает дань уважения неведомой силе.
В этот момент в сердце каждого человека трепещет пламя самой горячей любви к Отцу Всех. Да пошлет Ошала свою защиту всему человечеству!
Двенадцать ударов знаменуют "Великий Час". Когда Ошала пришел на эту планету, с ним было двенадцать апостолов. Человек в своей жизни на этой планете должен пройти через двенадцать домов. Двенадцать слов существует в умбанде для защиты.
Замби, Отец мой, дай нам свою защиту! Убереги нас от злых влияний. Сарава!
Час молчания!
Час прощения!
Час раскаяния!
Великий Час!
Сарава тем, кто исповедует умбанду!
Сарава Людям Великого Часа!
Сарава!

Целительство с помощью воды

Многие ориша, особенно женского пола, получили свои имена от африканских водоемов или рек, поскольку эта стихия связывается с женственностью. Вода в афро-бразильских традициях играет большую роль в связи со своими терапевтическими свойствами. Кроме того, она считается элементом, который очень легко поддается магнетизации, причем воде можно передать как положительный, так и отрицательный заряд. Вода, вытекающая из леса, или вода из водопада считается чистой и незагрязненной. Вода из катаракт (водопадов) используется для очистительных омовений в ритуалах посвящения и крещения. Она помогает медиуму тонко настроить свою чувствительность и держать недоразвитые сущности вне досягаемости своей ауры.

Почитается также и море, потому что его уходящие за горизонт воды дают рыбу, моллюсков, водоросли и другую пищу, а также соль, которая так необходима для поддержания человеческой жизни. Бразилия заселялась португальцами, которые были мореплавателями и всегда стремились остаться как можно ближе к океану. Вот почему большинство бразильских городов, больших и маленьких, расположилось вдоль береговой линии, и это еще одна из причин, почему океан играет столь важную роль в афро-бразильских ритуалах. Считается, что соль, содержащаяся в воде, отгоняет нечистых духов и вредные эманации.

Водопроводная вода также служит прекрасной ловушкой для захватывания злых энергий из окружающей среды и поэтому используется в очистительных ритуалах и почти во всех остальных церемониях. Приверженцы религии расходятся во мнении относительно того, как избавляться от загрязненной воды. Одни считают, что ее следует выливать в раковину вместе с сильной струей воды из крана, которая растворит злую энергию. Другие утверждают, что оскверненную воду ни в коем случае нельзя сливать в общественную канализацию, а лучше выплескивать на какую-нибудь растительность, особенно на траву, чтобы она могла как бы "профильтроваться" через живую природу.

Приведем одно небольшое колдовство, для которого используется вода, - "рецепт Кабоклу Уйтана от бессонницы". Чтобы справиться с бессонницей, вызванной враждебным духом или злыми мыслеформами, просто поставьте полный стакан воды в изголовье пациента перед тем, как он будет ложиться спать. Если бессонница сразу же не пройдет, тогда ищите физическую или кармическую причину.

Целительные травы

Лечебные травы считаются настолько важными для любого магического действия, что ни одна церемония не может быть проведена без разрешения Осайе - ориша, отвечающего за эти травы. Растительные составляющие постоянно используются в ритуалах, в том числе целительских. Считается, что каждая трава обладает эфирной силой, которая легко поглощается кожей. Каждое лекарственное растение "кристаллизует" в себе некоторое качество - например, способность к воспроизведению потомства, покой, энергичность, защиту, долголетие, мужество, счастье, удачу, славу, и, кроме того, может отводить болезнь, отрицательную энергию, страдания и вредные флюиды. В процессе роста растения поглощают и накапливают огромные количества энергии земли и неба. Когда человек принимает лечебные травы, их высвободившаяся энергия начинает циркулировать в его теле и ауре. Энергия растений добавляет что-то от своей природы и одновременно помогает высвобождению собственной подавленной энергии пациента, что стимулирует самоисцеление.

Помимо того что растения служат основными ингредиентами народной медицины, они используются в качестве ингредиентов благовоний, очистительных и разряжающих омовений, а также амулетов и талисманов. Травы конкретных ориша играют большую роль при посвящениях, поскольку помогают устанавливать магическую связь между ориша и медиумом.

Растительные жертвоприношения

Девушка-прислужница, закутанная в белую мантию, опускается перед алтарем на колени. Ее окружают другие посвященные, одетые в легкие накидки. Вперед выходит женщина и набрасывает на плечи девушки священную ожу - белоснежную шаль. Другая ставит на полу перед ней белый таз. Тишину нарушает доносящийся откуда-то голос, произносящий заклинания, и все присутствующие один за другим присоединяются к нему. Посвященная медленно покачивается взад-вперед, словно загипнотизированная, при этом голова ее склоняется над тазом. Вдруг вперед выходит иалориша с сосудом, до краев наполненным темно-зеленой жидкостью, и медленно выливает ее на голову медиума. Жидкость, стекающая с головы, впитывается в белую ожу. Амаси (омовение головы) должно укрепить связь между новой посвященной и ее ведущим ориша, который называется "ориша ее головы". Получив такое подкрепление, она готова практиковать магию.

Когда посвященный готовит травяной концентрат, он всегда осознает, что это жертвоприношение. Из трав извлекается сок - при помощи ступки и пестика из них готовится кашица, которая затем заливается холодной водой. Этот сок представляет живую кровь растений, или данную им от природы энергию. Когда эта субстанция выливается на тело человека, запах субстанции смешивается с его запахом и дурной запах человека уходит в землю. Считается, что Мать Земля чутко улавливает запахи и питается ими. Смешение человеческого и растительного запаха представляет из себя мини-жертву, которая умиротворяет землю и оттягивает то время, когда человеческое тело, разлагаясь после смерти, превратится в корм для земли уже в буквальном смысле. Все растительные жертвы приносятся под покровительством Осайе, Властелина Леса.

Такое представление о жертвоприношении, как вы уже знаете из главы 5, распространяется и на животных. Приверженцы афро-бразильских религий приносят в жертву не только травы - они могут предлагать богам пищу, приготовленную из животных, чтобы поддержать равновесие между людьми и природой во имя общего блага. В глазах верующего этот ритуал почтительного жертвоприношения помогает поддерживать естественные циклы земли, а значит - поддерживать жизнь.

Сбор лекарственных растений

Если бы вы вдруг решили отправиться в бескрайние тропические леса Бразилии, чтобы собрать травы для лечебных или ритуальных целей, афро-бразильские травники посоветовали бы вам соблюдать следующие правила. Возьмите с собой сверток табачных листьев и немного меда, чтобы оставить их у подножия фигового дерева в качестве дароприношения Осайе. Если вы этого не сделаете, он может скрыть от вас необходимое вам растение и вы вернетесь домой с пустыми руками. Никогда не заходите в священный лес, не будучи чистым. Это означает, что в течение двадцати четырех часов, предшествующих сбору трав, вы не должны вступать в половые сношения, курить табак и употреблять алкоголь, а если вы женщина, то не должны собирать или готовить травы во время менструации.

Вы должны точно знать ориша, которому принадлежат собираемые вами травы. Согласно традиции, сбор растений, которые принадлежат "неправильному" божеству, или сбор в неурочное время может привести к фатальным последствиям: вы рискуете навлечь на себя гнев ориша. Начиная с 6:00 и до полудня собираются травы, связанные с богом Ошалой и богиней Наной. От полудня до 6:00 вечера собираются травы, принадлежащие Огуну, Шанго, богине Ошун и Иансе. Вечерние часы, вплоть до полуночи, принадлежат эшу, помба-жирам и Омулу. От полуночи до 6:00 утра - время сбора трав Ошоси, Осайе и Ироко.

Готовя травы, не забывайте петь песни, прославляющие хорошие качества и силу каждого растения. В знак уважения к аше растений не закрывайте помещение, в котором вы их готовите, и, закончив работу, покидайте место, где вы этим занимались, лицом к растениям, как если бы вы выходили из королевских покоев.

Следует ли использовать данное растение в магических или лечебных целях; какому ориша оно принадлежит; когда, как и в сочетании с какими другими растениями его нужно использовать - все это секреты, ревностно охраняемые духовными вождями. И все же информация о растениях понемногу становится достоянием публики. В приложении В приведен ряд таких растений вместе с именами ориша, с которыми они связаны, и общими рекомендациями по их использованию в целительстве и магии.

Благовония

С того момента, когда Нельсон переехал в крошечную однокомнатную квартиру в Ботафугу, все в его жизни пошло вкось и вкривь. Девушка, с которой он встречался пять лет, неожиданно оставила его, заявив, что он ее больше не интересует. Фирма, где он работал продавцом, наложила на него взыскание за недостаточно активный сбыт товаров. Чтобы смягчить удар, босс посоветовал ему проверить свое здоровье, потому что у него "нездоровый вид".

Если говорить правду, Нельсон действительно не чувствовал себя на высоте, и чем больше он бродил в тоске по квартире, тем глубже становилась его депрессия, особенно когда он работал в ареа - дворике рядом с кухней, где служанки стирают белье, выбивают ковры и делают другие работы по дому. В бразильских домах обычно бывает маленькая комнатка для служанки, размером не больше туалетной, которая втискивается между ареа и еще более крошечной ванной комнатой. Так как Нельсон не мог себе позволить держать служанку, он делал все домашние работы сам. Кроме того, у него было хобби - изготовление домиков для птиц, и свой верстак для работ по дереву Нельсон поставил в комнате для служанки.

Но сейчас он просто не мог собраться с силами, чтобы войти в эту комнату, и слонялся без дела. Даже после непродолжительных занятий домашними работами в ареа он чувствовал головокружение, дрожь в руках и приступ непреодолимой жалости к себе.

Естественно, врач не нашел у него никаких отклонений. Он только посоветовал ему взять на две недели отпуск и поехать в горы. "Легко давать такие советы, когда ты богат!" - подумал Нельсон.

Однажды в воскресный день он встретил свою сестру, которая затащила его к себе на обед. Веселая возня четырех племянниц и оживленный разговор зятя немного подняли его дух. Родственники были потрясены видом Нельсона, и сестра не нашла ничего лучше, как сказать, что он выглядит как высушенный лист. Однако Гил, его зять, дал весьма дельный совет:

- Почему бы тебе не попробовать пригласить к себе пай-ди-санту из нашего террейру? Может быть, он сможет предложить тебе какие-нибудь травы или что- то еще.

Пай-ди-санту Гила, сеу Томаш, оказался дородным лысеющим господином, исполненным жизненных сил и добрых слов. В свой первый визит он сразу же отправился в ареа, где установил для себя складной стул, а на полу перед собой поставил стакан с соленой водой и зажженную свечу. После пятиминутной медитации он вбежал в кухню и торжественно обратился к Нельсону:

- Вот оно! Я знаю, в чем причина. Тебе не дает покоя дух служанки, которая работала гут много лет назад и прямо здесь, в своей спальне, покончила с собой. Бедная душа все еще цепляется за это место и, чтобы сохранить свое существование, вытягивает из тебя силы.

Прежде чем испуганный Нельсон смог промолвить хоть слово, медиум исчез, пообещав прийти опять на следующий день в полдень, чтобы разрешить эту "небольшую проблему". Сеу Томаш сдержал слово и явился на следующий день, принеся с собой еще один стакан соленой воды, мешочек с благовониями, две курильницы для благовоний и угли. Меньшую курильницу он установил на кофейном столике, а большую - в ареа и зажег в ней семь быстро загоревшихся углей.

- Так как она работала во всех комнатах этого жилища, я вынужден окурить все комнаты, а не только ту, где она ушла из жизни, - объяснил он, проворно высыпая душистые сухие листья и смолы на раскаленные докрасна угли.

Потом он прочитал "Отче наш" и три раза "Аве Мария" и приступил к работе. Начав с задней части, он как следует окурил всю квартиру ароматным дымом, облака которого вздымались над курильницей. Эту процедуру сеу Томаш повторил в каждой комнате. Сначала он останавливался в центре комнаты и протягивал курильницу прямо перед собой, затем проводил ею прямую линию по направлению к углу и возвращал курильницу к центру. Так он окурил все углы, а затем стал проводить линии от центра комнаты к середине каждой стены (см. рис. 5). В продолжение всего ритуала он повторял молитву:

Я очищаю этот дом и все, к чему подхожу с этой курильницей, я освобождаю все, что меня окружает, от всех видимых и невидимых вредных потоков. Итак, Божьей милостью Нельсон Виэйра освобождается от всех опасностей во имя Святой Троицы - Олоруна, Ошалы и Ифы. Да будет так.

Сеу Томаш закончил свои действия перед входной дверью. Потом он окурил Нельсона, сначала спереди - от головы до пальцев ног, потом точно так же сзади. Он вынес стакан с водой и курильницу в холл. Нельсон глубоко вдыхал дым, как велел ему сеу Томаш. Он испытывал легкое головокружение, но при этом чувствовал себя удивительно посвежевшим.

Медиум зажег еще один уголь в курильнице, стоящей на кофейном столике, брызнул на него благовонием с более резким запахом и вознес молитву Огуну. После этого сеу Томаш сообщил Нельсону, что ритуал завершен и Нельсон теперь свободен от вселившегося в него духа служанки. Он отказался от какой бы то ни было платы за оказанную услугу, но предложил Нельсону сделать пожертвование в пользу террейру, чтобы оплатить израсходованные материалы, а также пожертвование головному ориша сеу Томаша, Огуну, который с благодарностью примет вознаграждение.

Рис. 5. Так окуривается комната для изгнания злых духов

Вскоре после ухода духовного вождя Нельсон стал чувствовать себя лучше. Как будто большая тяжесть свалилась с его плеч и он испытал облегчение. Его дела опять пошли в гору. К нему вернулась его девушка, и вскоре они поженились. В конце года он получил дополнительное вознаграждение за то, что продал больше товаров, чем любой другой продавец в фирме.

Нельсон из любопытства попытался узнать, действительно ли покончившая с собой служанка жила в этой квартире. Предыдущие жильцы ничего об этом не знали, но сказали, что вынуждены были съехать, потому что место казалось им жутким. Хозяин дома тоже ничего не слышал об этом происшествии, но дом принадлежал ему только последние пятнадцать лет.

Однажды жена Нельсона разговорилась с маленькой седой женщиной, которая жила этажом ниже, и соседка вспомнила случившееся со всеми подробностями, как будто это произошло вчера. В конце 30-х годов квартиру снял тихий одинокий человек и, как было принято в те дни, нанял служанку, которая стала жить в той же квартире. Это несчастное создание было уродливым, как обезьяна, и ненавидело свою жизнь. Но при этом служанка обладала большими амбициями и рассказывала каждому встречному, что заставит своего нанимателя на ней жениться. Когда в один прекрасный день тот объявил о своем обручении с другой женщиной, служанка впала в глубокую депрессию. Утром в день свадьбы, закрывшись в своей спальне, она в отчаянии лишила себя жизни. Жилец и его невеста никогда больше не возвращались в эту квартиру.

Смысл окуривания

Одним из назначений окуривания является избавление окружающей среды и людей от вселившихся духов и дурных флюидов. Афро-бразильские шаманы верят, что аромат благовоний оказывает влияние на астральном, ментальном и духовном планах. Сжигание благовоний высвобождает аиле (силы), заключенные в растениях, и привлекает положительную энергию. Оно также помогает развитию медиумических способностей, настраивая ум на вибрации, излучаемые духами, и помогая укрепить связь между медиумом и его головным ориша. Искусство сжигания благовоний задействует три первоэлемента, а также дух. Земля представлена глиняной курильницей и самими сжигаемыми растениями, огонь - процессом горения и пламенем, воздух - дымом. Кроме того, дым привлекает духовные сущности. Поставьте рядом с курильницей стакан воды, чтобы улавливать грязные флюиды, и вы получите все четыре первоэлемента плюс духовный элемент.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2021 контакт: koshka@cartalana.org