Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:
КЕСТЛЕР Ю. "ПОЛНЫЙ КУРС ХИРОМАНТИИ", по изданию 1911 года
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ
Эрнст Боек в новом издании хиромантических сочинений Филиппа Мея де Франкони открыл и поместил отдел о хиромантии ногтей пальцев, основание которой мы заимствовали оттуда и излагаем здесь.
Если мы желаем знать что-нибудь о будущности и определить месяц, неделю и день, когда произойдет данное явление, то можем это узнать из ногтей пальцев.
Прежде всего каждая часть ногтя должна расти три месяца, чтобы от основания дорасти до конца. Поэтому, если знак появляется у основания ногтя, то пройдет три месяца, пока он достигнет того времени, когда приведет в исполнение действие, если на него не повлияет другой несчастный знак.
Каждый ноготь делится на три части: сначала идет белая часть, у основания, где появляется знак; эта часть предвещает, что произойдет в течение четырех недель, и относится к будущности. Потом идет середина ногтя, которая означает четыре недели настоящего времени. Верхняя часть охватывает прошедшее и также период времени до четырех недель (рис. 84 А).
Рис. 84
Белые знаки благоприятные, черные или цветные - неблагоприятные. Выдолбленные борозды - крайне дурное предзнаменование. Нормальное исправление знака есть линия-ось, показанная стрелкой на рис. 84 Б. Если белый знак от этого исправления уклоняется в сторону, появляется ослабление хорошего предзнаменования, при наличности черного знака отклонение означает ослабление дурного предзнаменования (рис. 84 Ц). Однако нужно также различать характер знака по отношению к пальцу, на который он влияет, чтобы увидеть, на какую область распространяется данное предзнаменование.
Мы приходим здесь снова к значению пальцев, которые уже объяснили выше. Средний палец, который находится под знаком Сатурна, - палец судьбы, решительности и развития образует стрелку у весов (рис. 1), на которую действуют другие пальцы с их побуждениями. Палец судьбы, не обращая внимания на другие, стремится вперед. Если он будет равен другим, то нет никакого желания жизненного успеха и нет стремления идти вперед.
Свобода, независимость, рассудительность - вот его характер, если он превосходит другие пальцы. Указательный и большой пальцы представляют физическую, другие два пальца - идеальную сторону. Ближе всего к среднему пальцу расположен указательный, посвященный Юпитеру, представителю неба. Стремления к чинам и почестям, к материальным преимуществам, к влиянию, управлению, руководству, к материальной общительности и попечению свойственны ему. Очень малый указательный палец говорит об отречении от власти, от стремления сделаться знатным, о недостатке административных способностей; равной величины со средним пальцем он свидетельствует об умелом использовании каждого случая.
Своеобразное место занимает стоящий в стороне большой палец; он воплощает в себе волю человека; сильные, чувственные эффекты, физические наслаждения и пальцевая чувственность также его область.
Нечто совершенно иное мы находим на идейной стороне. Там прежде всего встречаем палец Аполлона, безымянный, сердечный, глазной. Он говорит нам, есть ли способности к наукам и искусствам, показывает душевно-созерцательное, гармоничное свойство.
Солнце - знак познания, обозревания, сопоставления; его область простирается от теоретического социализма до брака. Большой палец Солнца указывает на способность к обобщенному созерцанию и общественному объединению, малый палец Солнца указывает односторонний, мелочной образ мыслей. Мизинец - совершенная противоположность; в нем воплощается чистая спекуляция; он представитель искусства, фантазии, религии, мистики и оккультизма. В научной области мизинец чувствует себя великим только в отчаянных предприятиях, которые опираются на более спекулятивную, чем материальную почву. Его ангел-хранитель - Меркурий, который также охраняет воров, следовательно, спекуляцию, приобретение чего-либо нечестным путем. Если мизинец действительно очень мал, то нет никакого стремления выделяться на соответственном поприще.
Отдельные пальцы представляют области действий и, смотря по величине и форме их, наклонности могут быть соответственно им разные.
Хирофилософия называется также хирософией в более узком смысле и занимается обоснованием принципов искусства и науки читать по руке. Она становится выше фактов и законов и желает исследовать, что дало человеческой руке ее форму и знаки. Таким образом, она может нам давать указания относительно связи, в которой находится хиромантия по отношению к другим оккультным наукам.
До сих пор мало обращали внимания на эту философию хиромантии, хотя она имеет отношение к основе общего оккультизма.
Хирософия хирогномия и астрального тела
Первый вопрос, который нам следует разрешить, это вопрос об образующем принципе в человеческом теле, который дает руке ее особую форму. Поэтому мы сначала должны заняться хирогномической хирофилософией. Исследования знаменитого физиолога Флорена доказали, что все клетки, которые составляют материальную сторону нашего существа, следовательно, наше бездушное тело, умирают приблизительно в 7-летний период времени и заменяются другими.
Если мы видим снова кого-либо по прошествии семи лет, то за это время физическое тело совершенно преобразовалось, но не потеряло своей первоначальной формы. Мы легко узнаем подробности лица и его особые черты, которые видели семь лет тому назад. Это ясно доказывает, что физическое тело в своем внешнем виде есть продукт какого-то принципа, какой-то энергии, которые создают материальные элементы и дают им свой вид. Этот принцип действует в нас бессознательно и даже когда мы спим, так как и во время сна работают наши легкие, функционирует желудок и пульсируют артерии.
Физиологи объяснили, как это происходит; они нам говорят, что благодаря нерву ("nervu sympathies") и его многочисленным ганглиям пульсируют артерии, функционируют лимфоносные сосуды и органический обмен вещества, то есть заменение испорченных клеток другими продолжается.
Этот нерв похож на телеграфическую проволоку; его ганглии действуют на телеграфические аппараты, которые являются только механизмами, позволяющими телеграфисту проводить дальше электричество, а вышеупомянутому принципу заставить действовать силу нервов для создания форм. Ведь, как доказывает ежедневный опыт, этот принцип действует через посредство ганглиев на образование организма. Что происходит тогда, когда мы легко порежем себе большой палец? "Принцип", имени которого мы еще не знаем, вылечит нам палец, даже если мы не будем заботиться о нем, и исцеление будет до того совершенное, что восстановится даже самая тончайшая из малых линий пальца, до малейших подробностей. Это доказательство того, что нервные центры влияют на образование линий на руке, конечно, если порез был легкий и была перерезана только кожа и поверхностные мускулы.
Если же порез по своей глубине доходит до околокостной оболочки, тогда такое совершенное исцеление невозможно. Остается рубец. Почему? Потому что повреждены один или несколько ганглиев, "nervus sympathicus", которые примыкают к околокостной оболочке. Подобным образом нельзя выслать телеграмму, если испорчены аппараты приемного бюро. Напрасно старается образующий принцип снова возвратить ткань к ее первоначальной форме, так как у него испорчены необходимые вспомогательные средства для образующей силы, он должен удовлетвориться весьма случайным исцелением.
Постараемся найти имя для этого образующего принципа. Физиологи называют его органической жизнью. Но это имя более подходит к силе нервов, которые распространяются разветвлениями, "nervus sympathicus", чем к принципу и к энергии, которые приводит в движение последнюю (силу нервов). Органическая жизнь, останемся при нашем сравнении, есть электричество, но не телеграфист. Поищем другое название. Психологи определяют его "бессознательным" и подходят ближе к истине, так как они обозначают этим названием независимость этого принципа от нашего сознания и отделяют от сознательного "я", что является самым главным с философской точки зрения. Но выражение "бессознательный" не передает особенного физического действия.
Сообразно тому, что мы сказали, физическое тело есть только материя, которая растягивается над элементом, дающим ей форму. Физическое тело похоже на бесформенную перчатку, которая получает свою форму от живой руки, покрываемою ею. Мы можем этот принцип скорее всего назвать "образующим телом" и тогда получим определение, которое ясно показывает функции данного принципа.
Философы средних веков, которым мы обязаны развитием астрологии, алхимии и магии, дают нам дальнейшие точки опоры для названия этого принципа. При изучении идей, которые они имели о сути человечества, можно найти в их сочинениях главы, посвященные "образующему телу". Но вместо того, чтобы его так называть, они рассматривают прежде всего его способ действия, который похож своей универсальностью на деятельность ума, и называют его "астральным телом". Мы хотим удержать это название бессознательного принципа, который дает форму нашим органам, восстанавливает по возможности разрушенные формы и от которого исходит всякое изменение в жизни человеческого организма.
Но пользуется ли это астральное тело при образовании физического тела совершенно разными типами или исходит из единого типа, который оно более или менее изменяет, смотря по обстоятельствам? По воззрениям герметических философов, которые были подтверждены новейшими исследованиями, на этот вопрос следует ответить, что весь человеческий образ есть модификация единого типа, который всюду повторяется.
Кроме души, этой нематериальной, непреходящей составной части человека, которая слишком деликатна, чтобы непосредственно влиять на материю, следует принять упомянутое астральное тело, которое в некотором отношении образует связующее звено, служит посредником между нематериальным и материальным телом. Вся суть этого полуматериального, полудушевного среднего тела, которое мы называем астральным или эфирным, заключается в том, чтобы душевная деятельность могла найти свое выражение в отдельных частях материального тела.
Если мы станем изучать изменения этого единого типа, которые происходят в формировке костной массы, окружающей мозг, при посредстве астрального тела, то будем в состоянии определить человеческий характер при помощи френологии. Если мы исследуем изменения, происходящие в чертах лица и формах тела, то возьмем себе в помощь физиогномистику, или физиогномию. Если станем рассматривать изменения в формах руки, то обратимся к хирогномии. Все эти дисциплины образуют одно целое, сотрудничают друг с другом и должны быть усилены еще одной наукой, которая не делает непосредственных заключений о душе из форм человека, но пользуется созданными человеком формами и шрифтом и называется графологией.
Так как физическое тело - продукт астрального, а это последнее испытывает влияние со стороны души, то по формам тела можно сделать заключение о душевных наклонностях и побуждениях. Из этого следует большое значение астрального тела. Не надо думать, что мы имеем дело с какой-нибудь гипотезой. В последнее время крайне добросовестному исследователю удалось экспериментальное разъяснение астрального тела. Мы ссылаемся относительно этого на сочинение Альберта де Рохаса.
Духовный мир господствует при помощи астрального над стихийным или земным. Высший духовный принцип есть божественная первоначальная сила, которая в природе занимает высшее место. Она может вследствие неизмеримой воли влиять в хорошем или дурном смысле на всякое проявление астральных инфлюэнций. Божественное то, от чего исходят все силы, которые проявляются в трех названных мирах, или областях: в духовной, астральной и физической, в бесчисленном множестве форм и видов.
Следует исходить из единства божества, тройственности мира и из семерного числа сил. Сообразно этому человек - единство, в котором выражаются три мировых принципа и семь принципов сил. Как миры состоят из божественного, астрального, абстрактного и тленного или истинктивного принципа, божественный принцип самый высший, все подчиняющий. Астральный же принцип стоит ниже божественного, но ближе к нему, чем тленный, самый низкий, подчиненный господству этих двух высших принципов. То же самое мы видим и в человеке, микрокосме. В нем божественный принцип выражается как все чисто духовное, которое соединено с духом Вселенной и подчиняет ему низкие принципы. Астральный принцип, полудуховный, или нежно-материальный, стоит в соединении с грубо-вещественным, тленным принципом, который образует видимый образ обоих высших миров.
Божественному миру соответствует душа, астральному миру - ум, земному миру - тело в человеке. Так как последнее строится первым, при посредстве второго принципа, то из этого логично следует, что из телесного представления астрального и божественного принципа можно делать заключения о проявлениях их. Но так как этот закон имеет значение для всех частей материи, то не только все тело человека, но и каждая из его частей - выражение образующих ее принципов. Это - макрокосм в микрокосме.
Здесь было бы уместным изложить причину существования астрологического элемента в хиромантии. Каждое мировое тело - резервуар сил, из которого постоянно выходят центростремительные и центробежные силы, проявляющиеся как притяжение и отталкивание. Все явления покоя и движения сводятся к этим двум формам силы. Перевес центростремительной силы в одном из двух, находящихся в зависимости друг от друга тел, производит притяжение, перевес центробежной силы дает отталкивание. Если центростремительные и центробежные силы в двух телах равны, то наступает прекращение движения, покой. Но так как в мировом пространстве нет никогда таких двух тел, которые бы стояли напротив друг друга совершенно изолированно, но каждое из миллиардов мировых тел влияет на другое, то происходят сложные формы движения, в которых принимают участие не только мировые тела, но и середина, наполняющая мировое пространство, эфир, испытывая влияния этого движения.
Соответственно этому происходит постоянно смена сил или движения, которое следует по вышеупомянутым законам и которое можно сравнить с дыханием.
Если мы станем наблюдать дыхание, то заметим, что дыхательное движение состоит из двух противоположных движений - вдыхания и выдыхания. Теперь мы можем сказать, что в этом вдыхании и выдыхании принимает участие весь мир, как и мировые тела, так и человек. Это и есть те законы инспирации и экспирации, которые ставят человека в зависимость со звездами и Вселенной и именно через астральное тело непосредственно создают влияние звезд на человека. Так как астральное тело влияет на образование форм руки и линий, ясно, что оно передает руке и планетарное влияние, которому оно само подвержено, и что каждой планете соответствует особая область влияния на руке.
Следовательно, человек есть микрокосм - малый мир или отражение Вселенной, большого мира. Поэтому и в его теле находит свое выражение тройственность, деление на три области. Область нижней части тела соответствует материальному, тленному; область груди - витальному или астральному, область головы соответствует психическому или душевно-божественному принципу. Лицо заключает в себе влияние всех трех областей. Каждый из центров человеческого тела снабжен парой членов, чтобы передавать действие центра наружу. В нижней части тела мы находим нижние конечности, на груди - верхние конечности, на голове - челюсть и кадык. По внешним движениям этих членов можно узнать характер каждого центра. Стремления инстинкта будут выражаться в походке, возбуждение чувств - в жестах, психические - в речи. Взгляд будет отражать все эти побуждения вместе.
Хиромантия в общем занимается рукой, органом для проявления витальной области в человеке, и областью астрального во Вселенной. Рука, следовательно, есть образ органической жизни, в то время как лицо выражает прежде всего сознательную жизнь. Поэтому на руке видны все астральные побуждения, которые органическая жизнь должна привести в исполнение при помощи великого "nervus sympathicus". Поэтому и существуют линии на руке.
Опыт показывает, что по мере того, как наша воля влияет на бессознательные импульсы, линии изменяются, и это доказательство полноты свободы человеческой воли. При обмороках и увечьях линии руки теряют силу и ясность. Иногда они совсем исчезают, и тогда поверхность руки делается почти гладкой. В двадцать четыре часа после смерти также исчезают линии руки, начиная с самой меньшей.
Дальнейшее физиологическое доказательство того, что линии руки находятся в зависимости от нервных центров и от мозга, состоит в том, что если мы отрежем нервы, идущие к руке, так что уничтожим ее зависимость от мозга, линии на ладони частично исчезают.
Впрочем, характеристические формы руки и линии появляются на свете с рождением ребенка, а поэтому врожденны. Эти формы и линии не испытывают никаких принципиальных изменений с развитием человеческого тела, изменяются те, что обусловливаются ожирением. Или если происходят перемены в душевных убеждениях.
Хирогномические и хиромантические знаки обнаруживают только те способности и наклонности, импульсы, которые имеет данный человек от рождения. Но на них может влиять воля, что равным образом относится также к астрологическим влияниям. Как говорил один знаменитый астролог: "Звезды только склоняют, но не принуждают человека". Сильная воля может влиять на многие наклонности, даже их уничтожать, что хироманты и физиономисты не всегда могут ясно заметить. Знаки на руке становятся иногда только признаками и предосторожностями.
Божественная сила может нас только предостерегать от опасностей, но не принуждать нашу волю избегать этих опасностей. Мы похожи на человека, который идет в темную ночь по улице, мимо пропастей и глубоких рвов. Божественная сила не может заполнить эти рвы, происходящие от наших недостатков, и нас поднять вверх, чтобы мы их перескочили. Она может только освещать нашу тропу и должна нам оставить свободу воли. Но если мы закроем или завяжем глаза, то упадем в пропасть, хотя свет позволяет нам ее обойти. Знаки провидения сияют в огненных фонарях на небесном своде, они зарыты в чертах нашего лица и руках, но безумное тщеславие говорит: "Нет провидения", однако стоит нам только открыть глаза, чтобы заметить беспрестанную заботу нас спасти, и благословлять ее.
Научно-философское обоснование значения отдельных частей руки можно получить, хотя оно и очень слабо развито, если мы обратим внимание, что трехкратное деление по областям, которые соответствуют нижней части тела, груди и голове с надлежащими членами, может распространиться даже на каждый из этих членов.
Мы тогда получим следующие три параллели:
1) Ляжка, икра, ступня. 2) Плечо, предплечие, рука. Но деление на три части идет дальше: кость ноги, ступня, пальцы; запястье руки, ладонь, пальцы. Каждый палец имеет три перстных члена. Материальному миру соответствуют: нижняя часть тела, ляжки, плечо, запястье руки и первый перстный член. По ним можно делать заключения о материальных инстинктах и силах, если наука об отношении форм тела к душе и характеру будет более развита.
Области астрального и проявлениям чувств соответствуют грудь, икра, предплечье, ладонь и второй член пальца.
Идеи душевно-умственного мира будут выражены некоторыми знаками на голове, ноге (в целом), руке (в целом), пальцах и на третьем перстном члене.
Рис. 85 ясно представляет это отношение. По закону симметрического двойного деления, что мы встречаем в анатомии человеческого тела, соответствует каждой руке одна половина тела: запястье руки и расцетта относятся к нижней части тела и к представляемому его физическо-материальному телу, ладонь - к груди и астральному миру, выраженному главным образом в линиях головы и сердца, голова и духовный мир со своей энергией соответствуют пальцам.
Рис. 85
Большой палец, представляющий физически-чувственный принцип и волю человека, находится в некотором отношении с плечом, следовательно, с материальным миром, а вместе с ним и линия жизни и холм Венеры. Рис. 85 объясняет все данные в нашем изложении деления руки и ее частей, однако определение подробностей представляем собственному мышлению учеников хиромантии.
Рис. 86
Особого внимания требуют еще пальцы с их тройным делением.
Каждый из них представляет две поверхности: одна снабжена ногтями, другая лежит напротив нее. Поверхность ногтя соответствует видимой, физической стороне индивида, физическому телу и его частям; другая поверхность соответствует невидимым, внутренним сторонам индивида, нервным центрам и астральному телу. Таким образом получаем на пальце голову, грудь и тело с одной стороны, с другой стороны область большого мозга (душевной жизни), область среднего мозга или бугорков (чувства или бессознательной инстинктивной жизни), область малого мозга (область сознательной воли) (рис. 86). Если появляются утолщения на голове пальца, то это указывает на интенсивную умственную деятельность, а именно в той области, в которой палец имеет особые утолщения. Утолщения на груди пальца означают интеллектуальную деятельность, утолщение нижней части означает полезную материальную деятельность. Из этого уже следует, что творящий художник должен иметь более толстые основания пальцев, рожденный философ - более толстые головы пальцев, и таким образом хирофилософия дает нам ключ к самым важным явлениям хирогномии пальцев.
Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ