Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

ГОНСАЛЕС-ВИППЛЕР М. "ЗАЩИТНАЯ КНИГА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ", 2005

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

ЕВРЕЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

В значительной степени свою веру в магию евреи унаследовали от жителей Шумера, Вавилона, а также Египта. Моисей, по легенде, был воспитан во дворце фараона как один из его детей, а все египетские принцы согласно эзотерическим преданиям должны были усердно постигать магические искусства. Это свидетельство подтверждается чудесами, которые совершал Моисей при дворе властителя.


Египетский иероглифический и греческий алфавиты. После того как войска Наполеона обнаружили Камень Розетта, ученые впервые сумели путем сравнения египетской и греческой версий одного и того же текста расшифровать иероглифы. Приведенный выше египетский алфавит был составлен несколько позже Э. А. Уэллисом Баджем, пожалуй, самым великим из всех египтологов

Заклинание, написанное на скарабее сердца, - возможно, это древнейшая молитва во всем мире. Древние египтяне пользовались ею на протяжении более чем 3000 лет

Разумеется, главным источником сведений о магических познаниях евреев остается Библия, где, в частности, упомянуты следующие типы амулетов:

1. Саарон. Этот металлический амулет в форме растущего месяца носили цари, женщины и верблюды. Предполагалось, что он защищает от дурного глаза. Изображение Луны было любимым амулетом богини Исиды. Вероятно, евреи, на которых глубоко повлияли магические учения Вавилона, позаимствовали его оттуда. (Исайя, 3:18; Судьи, 8:21:26.)

2. Терафим. Фигурки людей или богов преимущественно использовали для гаданий. Как правило, их делали из глины, однако для изготовления тех, которые носили на теле, по-видимому, употребляли полудрагоценные калши. В Книге бытия 31:19, 30 сказано, что Рахиль, убегая из дома со своим мужем Иаковом, украла "богов" у отца. Лабан был "больно огорчен" ее поступком и порицал Иакова за то, что тот взял его богов. По-еврейски - "терафим". Хотя любые формы идолов считались мерзостью в глазах Иеговы, многие евреи предпочитали обладать ими, как, например, царь Давид и Миха, у которого был "дом Божий. И сделал он ефод и терафим..." (Судьи, 17:5). Вероятно, привычку к терафиму евреи унаследовали от вавилонян, продававших свои дот с огромным количеством в них этих защитных фигурок.

3. Леашим. Слово не имеет единственного числа и означает "амулеты", т.е. предметы или украшения, используемые для защиты, гадания или других магических целей. Любые детали женского одеяния по самой природе могли стать амулетами, а Исайя строго порицал украшения, которые носили дочери Израиля, обрушивая гнев на серьги, пояса, перстни, браслеты на руках и запястьях, сосудцы с духами и зеркальца (Исайя, 3:20). На самом деле изначально эти предметы были созданы, чтобы защитить их владельца от злых духов и привлечь к нему удачу.

4. Позвонки (колокольцы). По подолам облачений Аарона и верховных священников укреплялись позвонки (колокольцы) и яблоки. Колокольцы защищали их от злых духов, яблоки же - древний символ любви и плодородия. Эти одежды соответствовали прямым указаниям, данным Моисею самим Господом (Исход, 28:33).

5. Фигурки богов. Несмотря на то что первая заповедь запрещает поклонение другим богам, кроме Иеговы, или создание изображений любых кумиров, некоторые евреи по-прежнему почитали языческих богов. Пророки часто поносили поклонение Ваалу и Иштар, однако в Апокрифах упоминается факт, что Иуда Маккавей нашел под хитонами павших иудейских солдат вещи, посвященные иамнийским идолам, "и сделалось всем ясно, по какой причине они пали" (2 Мак, 12:39, 40).

6. Филактерии, или теффилин. Это повязки, которые носили на руках и на лбу, - возможно, кожаные; внутри находились полоски пергамента с выдержками из израильских заповедей: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть..." (Втор, 6:4-8). Правоверные иудеи и сегодня используют филактерии во время утренней молитвы.

Верховный священник иудеев в верхней ризе, ефоде, доясе, митре и с наперсником, соответствующих указанию Моисея (из книги Иоганна Брауна "Vestitus Sacerdotum Неrbаеоrum", Амстердам, 1680)

7. Мезуза. Словом, означающим дверной столб (косяк) , называют небольшой цилиндрик, который, как правило, имеется у входа в дом любого правоверного иудея. Внутрь мезузы помещена полоска пергамента или бумаги с выдержкой из приведенной выше заповеди израильской (Втор, 6:9).

Верховный священник с именами на двенадцати камнях по числу колен Израилевых на наперснике (с титульной страницы издания "Марбодус на драгоценных камнях". Колон, 1539)

Слева показан развернутый наперсник; справа - ефод с прикрепленным к нему наперсником (из книги Иоганна Брауна "Vestitus Sacerdotum Неbrаеоrum". Амстердам, 1680)

8. Цициф. Это кисть, которую господь повелел носить на краях одежд сынам израилевым "в роды их", т.е. из поколения в поколение; в нее необходимо вставлять нити из голубой шерсти (Числа, 15:38).Сегодня подобные кисти можно увидеть на таллифах - молитвенных покрывалах иудеев.

Строки библейского источника буквально пропитаны свидетельством магической силы облачения священников и все ритуалы, сопровождающие богослужения, той же природы. Подготовка ковчега; связанные с этим табу; особые смеси священного масла и благовоний; размеры алтаря с рогами из золота; херувим, поставленный у входа в Святая святых, - это и многое другое говорит о грозной силе, из-за которой все, что связано со служением Иегове, было окутано глубокой тайной.

Однако, вероятно, самыми могущественными амулетами древние иудеи признавали буквы еврейского алфавита. Считали, что любая из них отражает различные ступени космической энергии, и верили, что вселенная создана Богом благодаря этим буквам и язык, на котором Он "говорил" в момент творения, был еврейским. Предполагалось наличие особой магической силы в каждой букве, причем она достигает максимума в сочетании четырех божественных букв тетраграмматона, означающих имя Бога (IHVH). Это имя, которое было принято произносить как Иегова или Яхве, способно создавать и разрушать целые миры, а также отгонять зло.

Вариантом тетраграмматона является сочетание AHIH, или Эйие - имя, которое Бог открыл Моисею из огненного куста: "Эйие ашер Эйие" - "Я есмь, кто Я есмь". Согласно древней иудейской Книге Разиэля ("Сефер Разиль"), амулет, сделанный на основе тетраграмматона AHIH, следовало давать женщине для защиты во время родов, чтобы сохранить здоровье и благополучие матери и ее ребенка и отвратить злые чары ночной ведьмы Лилит, направленные против них.

Амулет представлял собой надпись на пергаменте, а иногда на двери и стенах комнаты, где в преддверии родов лежала будущая мать. Чтобы амулет был по- настоящему эффективным, чернила, которыми пользовались при этом, следовало смешать со святыми курениями, а слова должен был писать мужчина, прошедший обряд очищения.

Тетраграмматон четырехбуквенного имени Бога, которое, как правило, неверно произносят как Иегова. Имя, как и другие еврейские слова, читается справа налево

Защитный амулет против дьяволицы Лилит

Сам по себе амулет весьма необычен. Он состоит из двух частей, каждая из которых заключена в своем квадрате. В первой секции - три фигуры, изображающие Адама, Еву и Лилит - духовную жену Адама до того, как Бог дал ему Еву в физические супруги. Над фигурами обозначены имена ангелов Синая, Сансиная и Самангелофа - защитников Адама, Евы и Лилит. Во второй секции текст под фигурами и печатями в виде трех ангелов означает, что женщина охраняется святым Богом от любого зла, а текст над ними перечисляет имена семидесяти великих ангелов, оберегающих силу амулета.

Еще в одном магическом символе Из Книги Разиэля использован тетраграмматон IHVH и четыре перестановки букв еврейского слова "SHL", означающего "преуспевать" и призванного приносить его владельцу удачу в деловых предприятиях. Кроме того, в Книге приведены различные виды амулетов, обеспечивающих любовь, дружбу. Благосклонность со стороны Господа, деньги, успех в делах, защиту от врагов и смертельного оружия и т.д. Большинство из них несут в себе силы магии в строках на древнееврейском языке, но некоторые написаны с помощью так называемого ангельского алфавита, т.е. языка небесного воинства. Для облегчения их понимания приводится перевод.

Очень популярным и могучим символом, применяемым при изготовлении амулетов, была Звезда Давида или, как ее еще называют, печать Соломона. Это - гексаграмма, образованная двумя переплетенными равносторонними треугольниками; расположенный вершиной вверх представляет собой элемент огня, а вершиной вниз - воды. В средние века этот символ, обладающий многими мистическими и магическими свойствами, использовали для охраны владельца от огня, смертельного оружия и нападения врагов. Затем он превратился в самый значительный знак иудейской веры. Многие евреи видят в нем союз материи и духа. Во времена Давида этот знак означал способность царя объединить иудеев с остальными коленами израилиевыми, чтобы создать из двенадцати племен одно могучее царство.

Шестиконечная Звезда Давида

Амулет, дарующий владельцу благосклонность Бога и людей

Амулет, обеспечивающий любовь и дружбу

Амулет, оберегающий от нападения врагов и ран, причиняемых смертоносным оружием

Терракотовая иудейская ловушка для дьявола с магической надписью - заклинанием от дурного глаза

Амулет, обеспечивающий светлые чувства человеку. Ловушка для дьявола, в данном случае означает проклятие демонам и черным магам

Для изготовления амулетов часто использовалась и другая звезда - пентаграмма. В светлом магическом смысле она представляет собой фигуру человека с разведенными в стороны руками и ногами, как бы покоряясь воле Небес. Когда один из лучей направлен вверх, этот знак символизирует мир и свет. Перевернутая пентаграмма (если наверху - два луча) обозначает Сатану и силы зла. Хотя оба символа - Звезда Давида и пентаграмма - очень активно применялись евреями, они все же древнее принадлежности иудаизму. Истинное их происхождение никому не известно, однако они использовались ранее египтянами, ассирийцами и вавилонянами, а также найдены в руинах Индии, Китая, Перу и Мексики.

Когда один луч пентаграммы смотрит вверх, это символ человека с разведенными в стороны руками и ногами, который покоряется воле Небес. Перевернутая пентаграмма - символ черной магии

Великим амулетом для евреев служила Книга закона, известная также; как Тора, или Пятикнижие: первые пять книг Старого завета. Их часто выполняли в миниатюре и носили на цепочке в виде ожерелья, считая, что это обеспечит женщине благополучные роды, а положенные рядом с колыбелью - исцелят больного ребенка. Обычай носить Тору на шее сохранился у правоверных иудеев. В ящички из белого металла кладут небольшие свитки. Для подвески на цепочку ящичек имеет кольцо и небольшую лупу, чтобы владелец мог в случае пожелания прочесть написанное. Амулет призван отвращать зло в любой его форме.

Псалмы - также является частью традиции иудейской магии. В Книге Разиэля встречается пергаментный амулет, на котором медной ручкой чернилами из лилий и крокусов написан весь 104 псалом, предназначенный обеспечить своему владельцу любовь и дружбу. Использование псалмов в магических целях весьма популярно до сих пор; существует небольшая книжка, где подробно объясняется, для чего и как именно следует обращаться к каждому псалму.

Восьмая буква еврейского алфавита - хет, Хаи, символ жизни - распространенный амулет, способствующий здоровью, удаче и долголетию человека. Не следует путать ее с одним из священных имен Бога Эль Хаи (что означает "Господин"), который, по мнению каббалистов, правит луной во всех ее духовных и магических аспектах.

В средние века многие иудеи писали определенные разделы Библии на яблоке и съедали его, считая, что так им передаются магическая сила библейских слов и целительная энергетика яблока. Поскольку оно было символом Венеры, вероятно, эти чары применялись ради привлечения любви и дружбы.

Чтобы обрести здоровье и оградить себя от зла, часто люди избранные цитаты из Библии растворяли в воде, а затем ее пили.

Другие аспекты применения магии евреями будут рассмотрены далее, в частности, в разделе, посвященном талисманам.

ФИНИКИЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

Культурный уровень финикийцев был ниже, чем у египтян, и вряд ли они имели свой алфавит, как утверждает Плиний, поскольку они не оставили литературного или исторического наследия. Многие современные ученые утверждают, что финикийцы не испытывали "любви к письменному слову", а считались "хитрыми мещанами и грубыми капиталистами" (См. книгу G. Негш "The Phoenicians". New York, 1975). Они пользовались теми же буквами, что и моавитяне и другие древние народы, однако именно финикийский алфавит был положен в основу греческого и латинского, из которых развилось большинство современных европейских языков.

Если у финикийцев и была собственная религия, о ней и об их теологии известно очень мало. Многие легенды и религиозные мифы совпадают с вавилонскими, египетскими и греческими. В финикийских надписях часто встречаются имена вавилонских и египетских богов: Иштар, Таммуз, Бел, Исида, Осирис, Тот. Это приводит к заключению, что их религия была заимствованной. Чрезвычайно мало также литературы о ремеслах и искусстве финикийцев, зато они проявляли большой талант в обработке для себя оригинальных концепций других народов, с которыми вступали в контакт, и умение бережно перенимать их и тщательно оттачивать, как видно на примере украшенных рельефом медных кубков из Нимруда, размещенных в различных музеях мира.

Финикийцы придерживались тех же взглядов на бессмертие души, как и древние евреи, однако их обряды были более варварскими. Например, они могли без колебаний жертвовать богам своих перворожденных детей, что напоминает готовность Авраама принести в жертву Господу сына Исаака, пока Он не остановил его. Поскольку Авраам родился в Халдее (область Вавилона), то вероятно, что и вавилоняне подобно финикийцам практиковали этот тип человеческих жертвоприношений. Часто на заклание приводились захваченные на войне пленники. Не менее распространена была и священная проституция (позднее греки назвали ее hieros gamos), когда молодые женщины добровольно приносили свою девственность на алтарь Астарты (См. книгу Е. М. Harding. "Womens Mysteries". New York, 1971).

Цилиндрическая печать с надписью и тремя человеческими фигурками, посвященная богу Хададу

Резная цилиндрическая печать с фигурой бородатого царя с двумя парами крыльев, который держит в обеих руках по передней лапе зверя

Цилиндрическая печать с надписью и изображением человека и позе поклонения молнии. По бокам стоят жрецы в одеждах с крыльями

Финикийские амулеты тоже несут на себе отпечаток влияния магии других народов - например, характерные цилиндрические печати вавилонян и ассирийцев, а также изображения египетских скарабеев. Однако их изготовление - тщательное и изящное - говорит в пользу искусства мастеров Финикии.

Финикийцы верили, что могут вступать в общение с мертвыми с помощью небольших металлических свитков с нанесенными на них магическими знаками, помещаемых в могилы. Изготавливали амулеты из тонких листов свинца; использовали ли их в качестве защитных средств - неизвестно.

Существовала также вера в мифических животных, наделенных магическими силами. На всех цилиндрических печатях изображена как минимум одна фигура зверя - участника некоего обряда, - это были обычно львы, козы, скорпионы, газели и сфинксы. Кроме того, среди финикийцев, по-видимому, укоренилась мысль о магической силе крыльев, поэтому многие фигуры на амулетах имеют одну или две пары крыльев, хотя до сих пор не ясно, с какой целью они задуманы.

ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ АМУЛЕТЫ

На магические обряды и верования греков сильно подействовали финикийские, еврейские, египетские, ассирийские и вавилонские воззрения, римляне же оказались под столь серьезным влиянием греческой культуры, что практически все их последствия можно было встретить в Риме, хотя и с некоторыми нюансами. Например, и те и другие приносили человеческие жертвы; оба народа также верили в обереги животного происхождения.

Для защиты от дурного сглаза греки применяли амулет в виде фаллоса, который называли басканион, пробасканион и лифасцинум, и поскольку считалось, что дети особенно подвержены такой опасности, его часто вешали им на шеи, помещали в садах, перед кузницами либо под днища колесниц. Римляне звали этот амулет satyrica sigma.

Греки использовали для защиты от сглаза или воров также удьят, или Глаз Гора, т.е. существовали чары, позволяющие найти вора с помощью удьята и двух трав - хелькбей и буглос.

Шесть из двенадцати богов-олимпийцев. Слева направо: Гестия, Гефест, Афродита, Арес, Деметра, Гермес; остальные, здесь не представленные, - Посейдон, Афина, Зевс, Артемида и Аполлон (с рельефа в Тарентуме)

Обычай поклонения богам совпал с применением в качестве могущественных амулетов их резных изображений. Женщины почитали Геру - покровительницу домашнего очага и брака, призывая ее для защиты их дома; причем статуэтки этой богини в миниатюре хранились в стенах, чтобы уберечь от зла; Афродита привлекала любовь, Афина - мудрость и т.д.

Считалось, что магической силой обладают деревья, цветы и травы. Их носили на теле как обереги, чтобы излечить больной орган тела, древние греки предметно его изображали и носили при себе как амулет.

Римляне занимались практически той же магией, что и греки, но с некоторой разницей, поскольку позднее они попали под влияние обрядов ранних христиан и гностиков. Один из наиболее популярных римских или христианских амулетов - булла - представлял собой любой округлый предмет, который делали из дерева или металла и носили живые и мертвые. Главное, что на нем были надписи магическими буквами. Внутри амулет был пуст. Эту пустоту заполняли различными веществами, которые носили общее название - praebia. Булла вместе с наполнителями были призваны отгонять злых духов и защищать владельца от опасностей (См. E.A.Wallis Budge "Amulets and Supertitions". New York, 1978).

Один из известных греческих амулетов относится к четвертому или пятому веку и основан на сочетании греческих букв и каббалистических знаков; по внешнему его краю написана знаменитая "абланатаналба", а в центре "аккраммахамарей" - слово силы. Некоторые из изображенных на нем магических символов представляют собой небеса, Солнце, Луну и звезды. Скорее всего, этот амулет использовался для защиты владельца от зла либо успеха борьбы с врагами.

Однако появление самого знаменитого в истории человечества амулета можно проследить с истоков Римской империи. Он возник от слова "абракадабра".

Считалось, что его формула изобретена Серением Саммоником, врачом римского императора Каракаллы для исцеления горячки. Буквы слова писались на пергаменте в следующем порядке:

Пациент или кто-нибудь за него читал эту формулу так, как она написана. По мере уменьшения длины слова спадала и горячка. Амулет следовало носить на теле больного до полного исцеления.

Возможно, что сочетание "абракадабра" произошло от халдейского "абра ке дабра", что приблизительно значит "исчезни, как это слово". Весьма вероятно также, что добрый доктор Саммоний почерпнул по крайней мере часть своих знаний в целительной магии древних вавилонян.

Древние иудеи применяли похожую формулу с той же целью, однако созвучие Шебрири использовали для защиты от дурного глаза и эффективного лечения глазных болезней. Целебную силу приписывали также первой букве еврейского алфавита - алеф, повторенной девять раз.

Из сказанного очевидно, что магические обряды древних народов во многом имели сходство, что происходило вследствие постоянного обмена между народами. Вавилоняне, ассирийцы, египтяне и финикийцы торговали друг с другом, и, быть может, именно финикийцы благодаря своим частым и отдаленным путешествиям в иные земли способствовали смешению магических верований.



Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Это лучшие карикатуры из легендарного журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь:

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2024 контакт: tjklcbek@cartalana.org