"ДОМОВОДСТВО", 1959 (Раздел "КРОЙКА И ШИТЬЕ")

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ



Владимирский шов

Это декоративный односторонний шов (рис. 40). На изнанке имеются лишь небольшие переходы по контуру рисунка. Вышивается толстыми нитками (мулине в шесть ниток). Основной цвет этой вышивки - красный (см. цветной рисунок VIII). Стежки располагаются, по направлению листика, или лепестка, или круга. Иногда середина цветка украшается крупными декоративными сетками. Для заполнения сетками рабочую нитку натягивают от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и по вертикали, получается клетка. На скрещиваниях нитки закрепляют различными стежками.

Рис. 40. Владимирский шов.

Бахрома из ниток

Бахрома из ниток (рис. 41) выполняется толстыми нитками мулине. Чтобы сделать бахрому, берут полоску картона желаемой длины. Делают небольшой стежок сверху вниз из точки 1 к точке 2, а затем с изнанки на расстоянии двух-трех нитей прокалывают в точку 3. Обвив ниткой картон, вкалывают иглу на расстоянии двух нитей от точки 3, делают стежок не изнанке и вкалывают иглу на расстоянии двух нитей от точки 2, после чего делают стежок в точку 2. К следующему стежку переходят на изнанке, горизонтальным стежком на расстоянии четырех нитей от точки 1. Порядок последующих стежков такой же.

Рис. 41. Бахрома из ниток.

Когда рабочая нитка обовьет всю полоску картона, картон осторожно вытаскивают, получается бахрома из цветных ниток (ее не обрезают). Этой бахромой заканчивают салфеточки, скатерти, полотенца (см. цветной рисунок VIII). Цвет нитки берут в тон вышивки на изделии.


VIII. Рисунок для скатерти. Вышивается толстыми нитками мулине (в пасму) владимирским швом и росписью. Край скатерти заканчивается бахромой из ниток (рис. 41).

Рис. 61. План скатерти к цветному рисунку VIII.

Бахрома из материала

Рис. 42. Бахрома из материала.

Этой бахромой (рис. 42) заканчивают небольшие вышитые изделия. Бахрома может быть белая, суровая или цветная, в зависимости от рисунка. Чтобы пришить бахрому, из ткани изделия выдергивают по 2-3 нити с каждой стороны, затем берут полосу цветной ткани (в тон вышивки), складывают ее пополам и приметывают к нижнему ряду выдернутых нитей, после чего делают мережку "столбик". Обшивая нижний край мережки, одновременно пришивают цветную ткань. Около мережки по цветной полосе вышивают светлой ниткой в тон основной ткани маскировочный шов - полукрестом, гладью или крестом, после чего ткань подрезают до цветной полосы и выдергивают нити цветной и основной ткани до маскировочного шва. Получается густая бахрома в 3 слоя. На углах бахрома не делается.

Гладь

Существует несколько видов глади: плотная белая с настилом, легкая без настила, прорезная, русская гладь, теневая и атласное шитье.

Гладью выполняется обычно растительный орнамент из цветов и листьев по переведенному рисунку.

Белая гладь с настилом (бельевая). Бельевой гладью вышивают на тонких тканях - батисте, маркизете, крепдешине. Нитки для этой глади нужно брать мягкие и желательно блестящие (мулине, шелк). Гладьевые вышивки украшаются различными видами дополнительного шитья: узелками, россыпью, подкладным швом, или "восьмеркой", ажурными сетками, мережками.

Чтобы научиться вышивать бельевой гладью, надо ознакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки.

"Листик" (рис. 43). Контур рисунка обшивается швом "вперед иголку", затем делается настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху накладывают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в противоположном настилу направлении.

Рис. 43. Гладь "листик".

"Дырочки" (рис. 44) прокалывают толстой штопальной иглой и обметывают тонкой катушечной ниткой.

Рис. 44. Гладь "дырочки".

"Пышечка" (рис. 45). Контур обшивается швом "вперед иголку", делается настил, затем вышивается гладь.

Рис. 45. Гладь "пышечка".

"Листик в раскол" (рис. 46). Раскол - это значит, что листик делится на две части. Начинают листик, как обычно; наметывают край, кладут настил, но на месте, где должен быть раскол, делают два параллельных стежка. Сначала гладью заполняют целую часть листика, а дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, вкалывая иглу между параллельными стежками. После того как одна сторона вышита, переходят ко второй.

Рис. 46. Гладь "листик в раскол".

"Цветочек" (рис. 47). Сначала выполняется дырочка, затем обшивается контур цветка, делается настил и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.

Рис. 47. Гладь "цветочек".

"Узелки" (рис. 48). Обшитая ровным гладьевым или стебельчатым швом форма наполняется следующим образом: рабочая нитка, появляясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза и возвращается обратно к тому месту, откуда вышла. При вкалывании иглы узелок надо придерживать пальцем, пока рабочая нитка не притянет его к материи.

Рис. 48. Гладь "узелки".

"Россыпь" (рис. 49) делается мелкими стежками "назад иголку". Как узелки, так и россыпь заполняют форму, начиная от краев, параллельно очертаниям.

Рис. 49. Гладь "россыпь".

Подкладной шов, или "восьмерка" (рис. 50), выполняется мелкими стежками "назад иголку", идущими по краю формы. Рабочая нить, сделав здесь небольшой стежок, перекидывается на изнанке к другому краю, чтобы, образовав там такой же стежок, вернуться назад для выполнения рядом с первым стежком второго. На изнанке образуется частый переплет в виде "восьмерки". Места вышивки, украшенные подкладным швом, хорошо выделяются на легких тканях и на просвет.

Рис. 50. Гладь "восьмерка".

"Прорезная гладь" (рис. 51). Сначала обводят контур швом "вперед иголку", затем делают надрез вдоль листика и обшивают так: игла выходит с изнанки из разреза, а с лицевой стороны вкалывается в материал, получается узкий шов "закрутка".

Рис. 51. Прорезная гладь.

Художественная цветная гладь (рис. 52). Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокой, а плоской гладью (двусторонняя).

Рис. 52. Художественная цветная гладь.

Если лист или цветок довольно большой, то не следует делать длинных стежков, а вышивают более короткими стежками, сначала одним цветом, а затем другим, более темным или светлым. Иглу лучше не вкалывать в ранее сделанный стежок, чтобы не было резкого перехода от одного цвета в другой.

Атласная гладь (рис. 53). Для этой глади нужно брать нитки мулине или шелк. В иглу лучше вдевать одну нитку: чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой.

Рис. 53. Атласная гладь.

Каждый последующий стежок делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, немного отступя назад, под нитку только что сделанного стежка. Направление стежков должно идти обязательно по жилкам листика, лепестка. Когда на листике или лепестке начинается закругленная часть, то по линии выгиба нужно увеличить число стежков для того, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти добавочные стежки делают по краю, возвращаясь назад от середины листика к внешнему краю. На правой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на левой стороне беспорядочно разбросаны маленькие стежки.

Рис. 54. Русская гладь.

Русская гладь (рис. 54). Стежки величиной от 5 до 7 миллиметров идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Стяги

Рис. 55. Стяг "панка".

Стяги выполняются на тонких редких тканях (маркизет, батист, редина). Ажурный узор получается в результате стягивания нитей ткани. Стяги чаще всего применяют в сочетании с гладьевой техникой.

Стяг "панка" (рис. 55) выполняется рядами слева направо, между рядами остается свободная, не стянутая, нить материала. Последовательность работы показана цифрами на рисунке.

Стяг выполняется и по диагонали. Последовательность работы представлена на рисунке 56.

Рис. 56. Стяг по диагонали.

II. Рисунок для скатерти. Вышивается крестом, росписью и мережкой. Край скатерти заканчивается цветным материалом.

Рис. 57. План скатерти к цветному рисунку II.

III. Рисунки для вышивки крестом.

IV. Рисунки для мужских рубашек.


IX. Рисунок для накидки (на тонких тканях) и дорожки (на плотных тканях). Рисунок по сетке выполняется швом "ниточка"; обводка рисунка и край фестонов (зубцов) - гладьевым швом с прокладкой. Фестоны вырезают после вышивки.

Рис. 62. Рисунок для салфетки. Вышивается на редкой ткани стягом по диагонали (рис. 56), росписью и гладью. Салфетка заканчивается бахромой из ниток. Стяг вышивается белой катушечной ниткой (№50). Роспись, гладь и бахрома - нитками мулине синего цвета.

Рис. 64. Рисунок для салфетки. Вышивается росписью (рис. 37) нитками мулине красного цвета.


Рис. 65. Рисунок для женской сорочки. Вышивается белой гладью, швом "восьмерка". Середина цветов вышивается ажурной сеткой. Край сорочки заканчивается фестонами петельным швом и обрезается".

Рис. 66. Рисунок для сорочки. Вышивается белой гладью с узелками и мережкой.

Рис. 67. Рисунок для ночной сорочки. Вышивается гладью и тамбуром нишами мулине или шелком.

Рис. 68. Рисунок для накидки. Вышивается на батисте или маркизете русской гладью и стягом "панка".

Рис. 69. Рисунок для скатерти. Цветная гладь. Вышивается только середина скатерти, а край подшивается мережкой "столбик". Рисунок выполняется на белом или кремовом полотне нитками мулине. Цветы вышиваются красным (на рисунке они показаны штрихами более темными) и золотистым цветами (на рисунке заштрихован, тонкими полосками). Листья зеленые. С каждой стороны скатерти вышивается один большой букет и два меленьких. Внизу букетов на расстоянии 3,5 см вышивается мережка "X" и "полукрест". "Полукрест" вышивается красным цветом.

МАШИННАЯ ВЫШИВКА

Машинную вышивку можно производить только на ножных швейных машинах с центральной шпулькой (челноком).

Для выполнения вышивки с машины снимают прижимную лапку (рис 1, а), а также двигатель ткани - зубья (б). Чтобы снять зубья, необходимо снять пластинку, прикрывающую их, и отвернуть два винта (г), прикрепляющие двигатель ткани на соответствующем рычажке. После этого пластинку ставят на прежнее место.

Рис. 1. Подготовка машины для вышивки.

Для правильного выполнения машинной вышивки главное - установить нужное натяжение верхней и нижней (челночной) нитки. При ажурной вышивке верхнюю и нижнюю нитки натягивают сильнее, чем при обычном пошиве на машинке. Если же выполняют цветную или однотонную гладь, нитка сверху должна идти слабее, а нижняя челночная нитка - туже.

Перевод рисунка на ткань производят способами, указанными ранее.

Машинную вышивку выполняют белыми и цветными хлопчатобумажными катушечными нитками, а также мулине марки "Ленинград" и шелковыми нитками на трубочках. Для более плотных хлопчатобумажных тканей можно использовать катушечные хлопчатобумажные нитки №30, 40 или 50, для тонких тканей - катушечные нитки №60 или 80 и для шелковых тканей - шелковые нитки и мулине. В ажурной и гладьевой вышивке всегда нижняя нитка берется хлопчатобумажная на катушках №60-80. Мулине с мотков разматывают в одну нитку на катушки следующим образом: моток расправляют по длине, надевают его на руки, натягивают, находят связанные концы пасмы, развязывают их и моток перематывают в клубок. Затем из пасмы осторожно вытягивают одну нитку и наматывают ее на катушку, остальные нитки в правой руке собирают в жгутик. Как только вытянули нитку, жгутик быстро рассыпается, и, чтобы его не спутать, пасму зацепляют за шпенек машины, на который надевается катушка, и перематывают в клубок. Последующие нитки вытягивают и наматывают на катушки так же.

Пяльцы и впяливание в них ткани

Для выполнения машинной вышивки необходимы деревянные пяльцы (рис. 2) круглой формы диаметром 18-20 см и высотой около 8 миллиметров (более высокие пяльцы трудно вынимать из-под иглы). Ткань в пяльцах должна быть туго натянута по прямой нитке, так как на плохо натянутой ткани может не получиться вышивка. Очень часто вышиваемый рисунок больше размера пяльцев, тогда его вышивают по частям, постепенно передвигая ткань. Если ткань с рисунком меньше пяльцев или рисунок подходит к самому краю ткани, то для удобства впяливания пришивают полоски другой ткани, которые после окончания вышивки отпарывают. Чтобы пяльцы лучше держали впяленную ткань, рекомендуется наружный круг пяльцев обшивать полоской хлопчатобумажной ткани.

Рис. 2. Пяльцы.

Техника машинной вышивки

Чтобы научиться машинной вышивке, необходимо вначале выполнить упражнение без ниток. На ткань переводят прямые и кривые линии длиной 10-15 см, круг и овал. Впяливают ткань в пяльцы и подводят под иглу. Медленным нажимом ног делают равномерные удары иглой, двигают обеими руками пяльцы слева направо и справа налево так, чтобы игла точно строчила по прямой линии, затем по кривой, кругу и овалу. Упражнение постепенно ускоряют. Овладев этим упражнением, переходят к следующему, но уже с ниткой.

Заправляют нитки в машину, как при шитье, но с бОльшим натяжением их, и опускают рычажок прижимной лапки. Впяленный материал с нанесенными линиями подводят под иглу. Двигая пяльцы обеими руками слева направо, прострачивают машинную строчку по прямой линии. Затем, равномерно двигая пяльцы от себя и к себе и одновременно незначительно подвигая их справа налево, обшивают машинную строчку стежками длиной 2-3 миллиметра на одинаковом расстоянии друг от друга (рис. 3, а, б). Вначале упражнение выполняют медленно, затем постепенно увеличивают скорость, уменьшая длину стежков (до 1 миллиметра) и расстояние между стежками, чтобы образовался сплошной гладьевый шов.

Рис. 3 Упражнения по машинной вышивке.

Хорошо овладев этой техникой, переходят к упражнениям с прокладкой. Прокладка - это одна или несколько ниток, проложенных по контуру рисунка и обшитых гладьевым швом (рис. 3, в). В машинной ажурной вышивке прокладка имеет большое значение, она сохраняет формы рисунка и придает выпуклость контурам рисунка, прочность в местах выреза ткани. Для прокладки на хлопчатобумажных тканях, льняном и полульняном полотне применяют катушечные хлопчатобумажные нитки №10, а для шелковых тканей - №40 или 60.

В крупных рисунках на хлопчатобумажных тканях прокладывают две-три нитки, закрепляют прокладку на контуре рисунка двумя ударами иглы почти в одну точку. Во время вышивки левой рукой придерживают прокладку по контуру рисунка, а правой двигают пяльцы. Длина стежков должна быть равна толщине прокладки.

Ажурная вышивка

Рис. 4. Обстрачивание контура рисунка при вышивке.

Ткань с рисунком запяливают в пяльцы и подводят под иглу. Опускают рычажок прижимной лапки и обстрачивают контур рисунка машинной строчкой (рис. 4). В местах, где должны быть бриды, вырезают полоски ткани шириной 0,5 см (рис. 5), прокладку закрепляют и зашивают по контуру плотным гладьевым швом. В местах выреза ткани прокладку оттягивают к противоположной части рисунка, закрепляют косыми стежками (3-4 стежка), перегибают ее и обметывают гладьевым швом, образуя простую бриду (рис. 6). Дальше продолжают обшивать прокладку по контуру гладьевым швом. Переход от одной бриды к другой выполняется по контуру рисунка.

Рис. 5. В местах, где должны быть бриды, вырезаны полоски ткани.

Рис. 6. Простая брида.

Бриды бывают простые и сложные. Сложные бриды, в свою очередь, бывают двойные и с отвивными петельками. Двойные бриды выполняются, как и простые, с той лишь разницей, что прокладку, оттянутую к противоположной стороне рисунка, сразу же обшивают гладьевым швом и потом закрепляют 3-4 стежками, после чего перегибают прокладку и обшибают вторую нить, образуя двойную бриду (рис. 7). Дальше обшивают прокладку по контуру рисунка.

Рис. 7. Двойная брида.

Бриды с петельками выполняют так же, как и простые, но на середине их при обратном движении прокладку один раз обвивают вокруг швейной иглы, образуя петлю (рис. 8), которую закрепляют двумя ударами иглы на бриде. Не вынимая иглы из петельки, на нее накидывают прокладку второй раз и снова закрепляют, затем вынимают иглу и заканчивают обметку второй половины бриды. Размер петельки зависит от толщины иглы.

Рис. 8. Брида с петелькой.

Когда весь рисунок вышит, ткань вынимают из пяльцев, гладят с изнанки и осторожно вырезают намеченные по рисунку места.

Гладь

В машинной ажурной вышивке большое место занимает гладь.

Применяется гладь как самостоятельная вышивка, а также в сочетании с другими видами вышивки.

Гладь может быть одноцветная и многоцветная, простая без настила и выпуклая с настилом. Направление стежков может быть вертикальное и горизонтальное с легким наклоном в правую или левую сторону.

Вышивают гладь нитками мулине и шелком (на трубочках). В челнок заправляют хлопчатобумажные катушечные нитки №80 или 60. Натяжение верхней нити слабее нижней - челночной.

Гладь без настила (рис. 9). Контур рисунка обстрачивают мелкой строчкой и весь рисунок заполняют стежками, идущими в одном направлении и плотно лежащими друг около друга. Направление стежков может быть горизонтальное, вертикальное или с наклоном в правую или левую сторону, в зависимости от рисунка.

Рис. 9. Гладь без настила.

Гладь с настилом (рис. 10). Чтобы получить выпуклую гладь, контур рисунка обстрачивают строчкой и весь рисунок настрачивают частыми стежками, которые образуют настил. Чем плотнее настил, тем выпуклее гладь. Поперек стежков настила настрачивают плотно друг около друга стежки, образующие выпуклую гладь.

Рис. 10. Гладь с настилом.

Гладь в прикреп (рис. 11) применяется для декоративных рисунков: штор, покрывал, скатертей, диванных подушек, чехлов для мебели. Она вышивается пасмой ниток. Количество нитей в пасме зависит от номера ниток и задуманного рисунка. Для более крупных рисунков в пасму берут больше нитей.

Рис. 11. Гладь в прикреп.

Выполняется гладь следующим образом. Пасму несколькими ударами иглы закрепляют на рисунке, оттягивают се к контуру рисунка и двумя небольшими стежками закрепляют. Затем оттягивают пасму к противоположной части контура рисунка, рядом с ней строчат машинную строчку и закрепляют пасму через 2-3 см одним-двумя стежками. Дойдя до контура рисунка, пасму закрепляют и прокладывают в обратном направлении. Тик заполняют весь рисунок. В челнок заправляют хлопчатобумажную катушечную нитку №60 или 80 в цвет пасмы.

Гладь в прикреп можно выполнять в несколько тонов любыми хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитками прочного крашения.

Насыпь

Как и гладь, насыпь является одним из видов отделки машинной вышивки. Она украшает вышивку, придавая ткани серебристость (рис. 12). Для выполнения ее вначале обстрачивают контур рисунка, на котором должна быть нанесена насыпь, затем слева направо настрачивают мелкой строчкой спиралевидные колечки.

Рис. 12. Насыпь.

Атласное шитье

Для украшения диванных подушек, скатертей, портьер применяется многоцветная вышивка, которую можно выполнить в виде атласного шитья. Контур рисунка обстрачивают мелкой машинной строчкой (рис. 13). Затем всю площадь под вышивку застрачивают стежками длиной 5-7 миллиметров, которые накладываются по диагонали плотными рядами с левого нижнего угла рисунка к правому верхнему углу. При обратном ходе стежки кладут в раскол от середины одного стежка к середине другого. Вышивают нитками мулине или шелком в одну нитку.

Рис. 13. Атласное шитье.

Гладь многотонная (художественная)

Художественная гладь применяется при вышивке растительного орнамента - цветов, листьев и других. Для этого вида вышивки необходимо подобрать тона от самого темного до самого светлого (рис. 14). Контур рисунка обстрачивают машинной строчкой, заправляют в машину первый требуемый тон и от обшитого контура к центру настрачивают по всему рисунку стежки различной длины с небольшими промежутками между ними. Затем заправляют в машину нитку второго тона и заполняют ею оставшиеся промежутки. Если рисунок выполняется несколькими тонами, то нитки каждого предыдущего тона настилают также различной длины. Многотонную гладь вышивают различными хлопчатобумажными нитками, мулине и шелком. Нижняя нитка берется хлопчатобумажная катушечная №60 или 80.

Рис. 14. Гладь многотонная.

Пришивка кружев

Перед тем как вшить кружева, их со всех сторон приметывают на ткань (на лицевой стороне). Затем ткань запяливают в пяльцы, подводят под иглу и крайнюю нить кружева обшивают гладьевым швом, а ткань под кружевом вырезают. Так же пришивают кружева в край с той лишь разницей, что кружево приметывают одной стороной - расстоянии 2 см от края ткани. Для удобства запяливания к краю ткани пришивают полоску другой ткани, которую после пришивки кружев обрезают вместе с кромкой ткани.

Мережки

Мережку делают на тканях с полотняным переплетением, так как нити в этих тканях легко выдергиваются. Вышивают катушечными хлопчатобумажными нитками №80 или 60; иголки - тонкие.

Мережка "столбик" (рис. 15) выполняется следующим образом. На иглу набирают требуемое количество уточных или основных нитей и подрезают их. Затем выдергивают одну крайнюю нить на нужную длину мережки и от нее набирают на иглу уже известное количество нитей, подрезают их и последовательно выдергивают каждую нить. Подготовленную ткань впяливают в пяльцы лицевой стороной кверху и подводят под иглу. Вышивать начинают с правого нижнего угла мережки. Ударом иглы в ткань вытаскивают нижнюю нить и последующим ударом в эту же точку закрепляют ее. После этого делают воздушную петлю (удар иглы не в ткань, а в пустой промежуток), двигая пяльцы от себя, делают стежок в ткань на две-три нити от края мережки, движением пяльцев к себе делают воздушную петлю, затем движением вправо ударяют иглой около края мережки, захватывая четыре нити и стягивая их в столбик. Последующие столбики выполняют так же. Последовательность стежков показана на рисунке 15. Концы мережки там, где обрезаны нити, плотно обметывают гладьевым швом.

Рис. 15. Мережка "столбик".

Мережка "раскол" (рис. 16) делается так же, как и мережка столбик, только при затягивании нитей на противоположной стороне каждый столбик делят пополам.

Рис. 16. Мережка "раскол".

Мережка "снопик" (рис. 17). Края в этой мережке затягиваются, как обычно, в столбик. Закрепив нитки на середине подрезанного края мережки, делают несколько небольших стежков машинной строчки, затем каждые три столбика стягивают в пучки (снопики) пятью последовательными стежками, как это показано на рисунке. Между каждым снопиком делают три-четыре небольших стежка машинной строчки.

Рис. 17. Мережка "снопик".

Мережка "панка" (рис. 18). Для выполнения этой мережки нити выдергивают в два ряда, оставляя между ними три-четыре-пять нитей, в зависимости от толщины нитей ткани; пучки стягивают в той последовательности, как показано на рисунке. Подрезанные края мережки обметывают гладьевым швом. Mережка может быть выполнена цветной ниткой; в этом случае верхнюю и нижнюю нитки берут одного номера и цвета.

Рис. 18. Мережка "панка".

Мережка панка часто применяется для соединения двух полотен. Для этого один край каждого полотнища загибают на 3-5 миллиметров, накладывают друг на друга, приметывают и прострачивают. Отступя от линии соединения в одну и другую сторону на 3-5 мм, выдергивают на каждом полотне продольные нити, как для мережки столбик. Соединительный шов двух полотнищ и мережки образует держку для мережки панка. Перед соединением полотнищ края их подравнивают по выдернутой нити.

Подшивка рубца мережкой. Отступя от края ткани на ширину рубца, выдергивают несколько нитей. Край рубца подгибают и приметывают так, чтобы можно было, вышивая крайнюю сторону мережки, захватить и нижние края подогнутой ткани. Для удобства запяливания к рубцу пришивают полоску ткани.

Мережка "паучок" (рис. 19). Сначала вышивают мережку столбик, затем, закрепив нити на середине подрезанного конца мережки, столбики стягивают в снопик, как это показано на рисунке 17. В местах стягивания настрачивают паучки, делая пяльцами небольшие кругообразные движения так, чтобы иголка строчила вокруг места стягивания столбиков. Двумя-тремя ударами иглы в паузок закрепляют нитки и переходят машинной строчкой к следующим столбикам.

Рис. 19. Мережка "паучок".

Углы к мережкам. На пересечении мережек получается пустой квадрат. В узких мережках он не заполняется рисунком, а в широких - необходимо заполнить. На рисунке 20 показан один из способов заполнения квадрата. Он выполняется следующим образом. Машинной строчкой соединяют два угла квадрата и двумя стежками закрепляют ее. При обратном движении машинную строчку обшивают до середины квадрата редкими гладьевыми стежками. От середины прострачивают линию в следующий угол, и так прострачивают и обшивают все последующие линии квадрата. На пересечения линий настрачивают паучок.

Рис. 20. Заделка угла мережки.

Ажурная вышивка по сетке

При выполнении ажурной строчки по сетке нити ткани выдергивают по основе и утку. В результате образуется сетка, которую заполняют различными швами. На рисунке 21 показана техника обметывания сетки. Ткань с сеткой впяливают, подводят под иглу, опускают рычажок прижимной лапки и обметывают сетку по диагонали. Переход от одной диагонали к другой делают по краю сетки машинной строчкой. Края сетки плотно обшивают гладьевым швом. Получив таким образом сетку, наносят на нее рисунок.

Рис. 21. Заделка угла мережки.

Штопка по сетке (рис. 22) выполняется согласно рисунку путем прострачивания машинной строчки, вначале в горизонтальном направлении, затем в вертикальном. Плотность штопки зависит, от расстояния между строчками.

Рис. 22. Выполнение шва "штопка".

Рис. 23. Рисунок для подзора. Контуры рисунка выполнены гладьевым швом с прокладкой. Лепестки в центре цветка выполнены насыпью, завитки, идущие от больших лепестков, - машинной строчкой.

Рис. 24. Рисунок для накидки (на маркизете) и дорожки (на полотне). Контур рисунка выполнен гладьевым швом с прокладкой. Звездочки в середине цветка, кружки по краю каймы и мережки выполнены гладью, листочки - машинной строчкой.

Рис. 25. Рисунок для диванной подушки.

Рис. 26. Общий вид подушки.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
версия страницы для мобильных устройств

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org