ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Советские карикатуристы, особенно Борис Ефимов и Кукрыниксы, выбирали для своих карикатур Геббельса. У них были сотни поводов называть его лжецом. Ефимов изображал его самолетным стрелком, сидящим за многоствольными установками из авторучек

Всеобъемлющие директивы о пропаганде исходили от самого первоисточника распоряжений Сталина и его речей по государственным праздникам. В своей речи о "святой Руси" от 6 ноября 1941 года в день 24-й годовщины революции он зажег чувство национальной гордости, вспоминая не только русских полководцев прошлого, но и увязывая их имена с именами великих деятелей культуры, таких как Пушкин, Толстой, Чехов и Чайковский.

Генеральная линия в вопросах пропаганды тогда определялась Советом Народных Комиссаров и Политбюро Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Директивы рассылались многочисленным общественным и иным организациям: профсоюзам, кооперативам, комсомольским организациям, профсоюзу работников кино, Союзу писателей и т.д. Все они получали указания, адаптированные к их профессиональной деятельности.

Наиболее эффективным способом доведения пропаганды до малограмотных людей, что советские руководители открыли еще двадцать лет назад во время Гражданской войны, был плакат. Первый из них с надписью "Мы сокрушим и уничтожим фашистскую гадину" появился на улицах Москвы на следующий день после нападения немцев. Через несколько дней была образована редакция "Окон ТАСС", и вскоре после этого стали появляться плакаты ТАСС. Когда в 1941 году Москву посетил лорд Бивербрук, на него советские плакаты произвели такое большое впечатление, что он просил Сталина предоставить ему собрание этих плакатов, чтобы взять с собой в Англию (где их позже демонстрировали). Традиции Маяковского и времен Гражданской войны вновь были использованы некоторыми хорошо известными российскими художниками военного времени: Соколовым-Скаля, Денисовским, Лебедевым, коллективом Кукрыниксов (это псевдоним трех известных художников, полученный по начальным буквам их фамилий, которые работали вместе на протяжении двадцати лет, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Многие из этих плакатов напоминали о подвигах давних национальных героев России. На одном плакате Александр Невский, победитель тевтонских рыцарей в 1242 году, стоял рядом с Суворовым, который разгромил турок в войне 1787 года; рядом с ними, чтобы приблизить картину к современности, был Василий Чапаев, который водил большевистскую дивизию против белых войск Колчака в Гражданскую войну. В параллель с большим советским контрнаступлением под Москвой в 1941-1942 годах был выпущен плакат с Кутузовым, который за 130 лет до этого отогнал другого захватчика наполеоновскую армию от ворот столицы.

Кукрыниксы изображали Геббельса пулеметом, из которого Гитлер выпускал разного рода пропагандистские материалы вместо пуль

В мрачные дни 1941 года целью этой пропаганды было убедить народ, что Россия-матушка должна в конце концов победить. Это были плакаты, на которых огромные руки русских и стальные щипцы, охватившие горло немца, выражали уверенность в победе, которая пришла с первым успешным контрнаступлением. Плакаты зачастую принимали форму карикатур на нацистских руководителей, в особенности на Геббельса, которого изображал художник Ефимов в сатирическом журнале "Крокодил" как Микки Мауса с хвостом в виде свастики, Лебедев представлял Геббельса в виде орущего осла. Петен изображался размещающим Францию под немецким сапогом, а Гитлер дергающим Гесса, висящего на леске в качестве наживки для Англии, чтобы та присоединилась к антибольшевистскому походу. Была выпущена книга с рисунками художника Шармидова, показывавшая злодеяния немцев на войне: грабежи, вешание людей, массовые захоронения.

На этой карикатуре 1941 года, созданной художниками Кукрыниксами, Геббельс пытается объяснить факт советских авианалетов на Берлин, что явилось для немцев полной неожиданностью. Самым большим успехом Геббельса как оратора было его выступление в 1943 году во Дворце спорта в Берлине, где ему удалось прикрыть упрямый факт разгромного поражения немцев под Сталинградом и превратить этот разгром в клич, призывающий к "тотальной войне". Немцы насмехались над способностью Геббельса легко выдавать ложь за ложью. Надпись на плакате: "Локатор лжи. Сводка германского командования о военных действиях"

Эти плакаты, быстро размножавшиеся на ротаторной машине, действовали так же, как стенные газеты, сообщавшие о политических и военных успехах. Плакаты могли быть высотой 3,5 метра и шириной 1,75 метра, при печатании использовались 15-20 различных цветов. Над этими плакатами только в одной Москве работало до 200 художников, плакаты, как и в годы Гражданской войны, демонстрировались в "Окнах ТАСС" (раньше назывались "Окнами РОСТА"), имевшимися во всей стране. Их также распространяли на каждом заводе, ферме, в институте, больнице, частях армии, на кораблях ВМФ, чтобы они затрагивали каждого советского гражданина. Часто такие плакаты сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты Маршак или Бедный. Широко распространившаяся в Советском Союзе популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, рисовавших их в простой и доступной форме.

Кукрыниксы высмеивали усилия геббельсовской пропаганды, которые не шли ни в какое сравнение с советской воздушной мощью

Во время войны искусство плаката прошло несколько стадий развития. Первые плакаты, особенно созданные Моором, все еще находились под влиянием плакатов времен Гражданской войны. В то время типичными были абстрактная символичная трактовка темы, явный схематизм форм и ограниченный набор цветов (красный, черный и белый). Плакаты, выпущенные во время войны позже, приобрели новые свойства. Это в значительной степени объяснялось тем, что художники, которые ранее занимались станковой живописью или иллюстрировали книги, теперь пытались применить свое умение к созданию плакатов. Именно они привнесли в плакат моменты героики вместе с эмоциональным и психологическим элементом. Обычная декоративная композиция была заменена реалистическим толкованием. Разгром немцев под Москвой, гигантская Сталинградская битва, победоносное шествие Красной Армии, освобождение советской территории, боевые качества и победы союзников все это отражалось в плакатах "Окон ТАСС". Не было ни одного момента на войне, в международных или внутренних делах, который не был бы отражен так или иначе в плакатах "Окон ТАСС".

Характерной советской чертой военного времени были пропагандистские поезда. Их купе были превращены в печатные цеха и передвижные кинозалы, были скомплектованы бригады лекторов, артистов и художников. Они разъезжали по всей стране, проводили беседы и снабжали информацией о ходе войны. Эти поезда даже приезжали в прифронтовые районы, где стояли замаскированными недалеко от линии фронта.

По мере роста советских побед над немцами Геббельс изображался как человек в отчаянии, а не просто как комический персонаж

Кино играло также важную роль в военных усилиях Советского Союза. Уже через три дня после вторжения немцев были выпущены киножурналы о делах на фронте. Операторы-документалисты оперативно освещали события на всех фронтах. На больших станциях московского метрополитена были установлены кинопроекторы, чтобы народу не приходилось платить за просмотр фильмов и прослушивание комментариев по поводу происходящего. "Александр Невский" был вновь выпущен на экраны. Были созданы и другие картины патриотического содержания о героях России, например о Кутузове. Варварство немцев было показано в картине "Зоя" (1944 г.) о девушке Зое Космодемьянской, партизанке, воевавшей в тылу у немцев, где ее схватили, пытали и повесили. Еще один фильм о партизанах "Секретарь райкома" получил Сталинскую премию в 1942 году. Об ужасах жизни в самой нацистской Германии режиссер Михаил Ромм создал в 1944 году фильм "Девушка №217", который рассказывал о бесчеловечной немецкой семье, взявшей в работники русскую девушку и превратившей ее в рабыню.

В 1942 году, когда немцы наступали, карикатуристы могли только предупредить, что суровость климата в России и пересеченная местность послужат разгрому немцев

Студии документального кино были реорганизованы, и туда были направлены известные режиссеры. Поскольку быстрота создания фильмов являлась важной задачей, то первые документальные фильмы были короткими, но к концу войны эти студии создали целую серию хроникальных фильмов: "Разгром немецкой армии под Москвой" (1942 г.), "Блокада Ленинграда" (1942 г.), "Битва за Украину" (1943 г.), "Битва за Орел" (1943 г.), "Берлин" (1945 г.), "Вена" (1945 г.). Эти документальные ленты рассказывали не только о том, как были выиграны те или иные сражения, но и о том, как их планировали.

Поворотным пунктом в войне явился Сталинград. В течение всего 1943 года пропагандисты типа Кукрыниксов широко использовали цепь советских побед

Для улучшения отношений с капиталистическими государствами, которые теперь стали союзниками Советского Союза, был распущен Коминтерн, а слова революционного "Интернационала" были убраны из сборников песен. В июле 1941 года Сталин в целях большей привлекательности своего режима для христианского мира произвел резкий политической поворот. Вплоть до войны 1939-1940 годов и в течение ее, когда Советы вторглись в Восточную Польшу, прибалтийские государства, часть Финляндии и Румынии, Сталин продолжал политику атеизма. "Союз безбожников" под руководством Ярославского распространял свою политику на захваченных землях. Только из Восточной Польши до середины 1940 года было депортировано 4000 духовных лиц различных конфессий, а на замену им прибыло 25 000 агитаторов антирелигиозной пропаганды. Но все это внезапно изменилось. Одним из первых актов Сталина после начала войны было объявление о смерти Ярославского (как позже стало известно, не по естественным причинам). Сталин даже заявил польско-американскому священнику Станисласу Орлеманскому, что ему бы хотелось сотрудничать с Папой против использования силы и преследования Католической церкви в Германии, "добавив, что он является защитником свободы совести и религии". В Москве был создан Комитет по делам Церкви, в функции которого входила "организация дружественных отношений между правительствами и конфессиями". В этот опасный момент, когда немцы стояли у Москвы, Советы стремились получить поддержку от всех мыслимых и немыслимых источников. Они даже разрешили польским войскам под командованием генерала Андерса иметь полковых священников. Специально для этого около 50 военных священников Польской католической церкви, которые в 1939 году были заключены в советские концентрационные лагеря, были освобождены. В Москве была вновь открыта французская церковь, которая была предоставлена в распоряжение польского католического сообщества.

Гитлер. Кукрыниксы

В своей пропаганде на Германию Советский Союз избрал другую линию, нежели принятая западными державами, которые в 1942 году в Касабланке договорились о требовании безоговорочный капитуляции Германии. Они не делали различия между Гитлером и любым альтернативным правительством Германии, в случае если нацисты будут свергнуты внутренними силами. Советы, однако, проводили весьма осторожно различие между германским народом и его нацистским руководством, или, как они презрительно называли их, гитлеровцами. В своих радиопередачах на Германию Советы заявляли, что им не по пути с гитлеровцами. Но с народом Германии, рабочими, которые, как они были убеждены, должны быть на стороне Советского Союза, они не ссорились. Заявление Сталина "Государства приходят и уходят народ остается" подытожило отношение Советского Союза к Германии.

Плакат художника Дементрия Шмаринова провозглашает Месть. В 1942 году, когда немцы оккупировали огромные территории в России, пропагандистам пришлось пробудить в советских людях дух мщения путем вот таких плакатов, где мать держит в руках своего погибшего ребенка

Советская пропаганда среди немецких военнопленных, которых после Сталинграда насчитывались десятки тысяч, была направлена главным образом на поворот их убеждений против тех, кто вел их по неправильному пути. Играя на чувствах национальной гордости, она даже убедила группу германских генералов возглавить движение "Свободная Германия" против Гитлера. У Советов было так много военнопленных, что германский Генеральный штаб не мог отследить, живы или ранены эти люди, а числил их просто пропавшими без вести. Единственным способом установить, живы ли еще эти солдаты, было прослушивание советских радиопередач на Германию, в которых время от времени зачитывались списки фамилий немецких военнопленных.

Радио объявляло, что тот или иной военнопленный намечен к выступлению у микрофона, т.е. его родные могли услышать его голос. Аля того чтобы его немецкие родственники могли собраться у радиоприемника, выделялось определенное время, в течение которого передавались различные политические и военные сообщения. В них говорилось о поражениях Германии и победах союзников. Русский диктор затем обращался к родным намеченного к выступлению военнопленного: "Фрау А. из Мюнхена, ваш муж находится здесь, в студии. Его взяли в плен под Ростовом. Он потерял руку, но, как вы услышите от него самого, он получает хорошую медицинскую помощь и выздоровеет. Вам повезло, фрау А. Когда с гитлеровцами будет покончено, вы снова увидите своего мужа. Но миллионам других немецких жен и матерей не столь повезло. Их мужья и сыновья не вернутся. Преступные амбиции гитлеровцев стоили им жизни". А иногда диктор говорил: "Герр З., здесь находится ваш сын. Он был ранен и взят в плен на дороге, ведущей в Бобруйск. Герр З., что ваш сын делал на этой продуваемой ветрами, заснеженной дороге в Бобруйск, так далеко в России?"

Когда победа была уже близка, художники, создававшие плакаты, не теряли времени и провозглашали силу Красной Армии

Русским повезло в одном аспекте в чрезвычайной психологической недальновидности немцев при обращении с населением оккупированных восточных территорий. На Украине и в Белоруссии у них были самые многообещающие возможности, т.к. многие люди были резко настроены против советской власти и приветствовали немцев с открытыми объятиями как освободителей. Однако великая пропагандистская машина Геббельса едва была задействована и на самом деле была малоэффективна на всей захваченной в 1941 и 1942 годах русской территории. Никакие украинские или русские радиопередачи, предназначенные для местного населения, не использовали в должной мере слабости и недостатки Коммунистической партии и не играли на различиях между русским народом и его руководителями. Причина была довольно проста. Нацисты считали славян безграмотными недочеловеками, на которых не стоило тратить пропагандистские усилия. Их следовало просто бить и заставить таким образом подчиниться простой грубой силе. Если бы нацисты использовали в своих отношениях с украинцами более умную политику, то и результат мог бы быть совсем другим. Но возможности пропаганды не были использованы, и нацисты остались заложниками своего расового высокомерия.

Пропаганда Советского Союза в годы войны как на заграницу, так и для своего народа была удивительно успешной. За границей Советы могли играть на симпатиях англичан и американцев как союзников, разделявших те же страдания и ту же ненависть к общему врагу. Они представлялись освободителями, которые после победы покинут те страны в Восточной Европе, которые они освободили. В своей речи 6 ноября 1941 года Сталин сказал: "Наш лозунг никакого вмешательства во внутренние дела других народов! Равенство наций! Нерушимость границ государств!" У себя в стране пропагандисты имели преимущество перед своим народом, привыкшим после двадцати лет коммунизма к драконовской дисциплине и бесчисленным резким изменениям в политике. Такая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине позволили Сталину проводить более успешную военную кампанию, чем Гитлер когда-либо мог представить.

СССР, 1930 г. Художник Виктор Дени

Этот ранний антигерманский плакат изображает русского рабочего, борющегося с немецким аристократом. Определение конфликта в классовых терминах, что отражает влияние Гражданской войны, позже было ослаблено. Русская пропаганда во время войны была основана на преданности государству, а не партии. Использование символики в ограниченной цветовой гамме красного, черного и белого было типично для русского плаката в двадцатых и начале тридцатых годов


Карикатура художников Кукрыниксов, 1941 г.
Художник Виктор Дени, 1942 г.

Карикатуры художников Кукрыниксов, 1941 г.

Целью русских пропагандистов зимой 1941 года было укрепить веру народа в то, что в конце концов немцы будут изгнаны. Огромные руки и клещи Красной Армии выражают эту уверенность после контрнаступления под Москвой, что поколебало план Гитлера окружить и захватить Москву


Геббельс как Микки-Маус. Художник Борис Ефимов, 1941 г.

Русские больше, чем любые другие противники Германии, главной целью своей пропаганды сделали Геббельса. Художник Ефимов изображал его Микки-Маусом с хвостом в виде свастики, художник Лебедев любил изображать его ревущим ослом, а Кукрыниксы высмеивали его в своих многочисленных карикатурах

Большая тройка завяжет врага узлом. Кукрыниксы, 1942 г.

Художник Алексей Кокорекин, 1942 г.

Художники Виктор Иванов и О. Буров, 1942 г.

В качестве параллели к зимнему контрнаступлению Красной Армии в 1941-1942 годах плакат художников Иванова и Бурова напоминает о поражении французов в войне 1812 года. Фигура на втором плане - это главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов, который вынудил Наполеона и его войска отступить из Москвы

Художник Виктор Иванов, 1942 г.

Художник К. Вялов, 1942 г.

Художник Алексей Кокорекин, 1942 г.


Плакат о советских преступлениях. Дата не установлена. Немецкий плакат для Украины. Автор неизвестен


Брат - брата. Дата не установлена. Германский плакат для Восточной Европы. Автор неизвестен

Немецкий плакат для оккупированных советских территорий. Автор неизвестен

Кукрыниксы, 1941 г.

Для того чтобы поддержать сражающиеся войска, пропагандисты русских вспоминали успехи известных полководцев страны. Крайний слева Александр Невский, который прогнал тевтонских рыцарей в 1242 году. Александр Суворов, находящийся в центре, разгромил турок в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, а Василий Чапаев водил в Гражданской войне дивизию против антибольшевистских сил Колчака. Чапаев был убит в бою в 1919 году

Художник Мальцев, 1941 г.


Художник Тоидзе, 1943 г.

Обращение художника Тоидзе к патриотическим чувствам народа сделало его плакат одним из самых популярных во время войны. Сталин в своей речи 6 ноября 1941 гола, посвященной "Святой Руси", поддержал национальную гордость своего народа, напомнив ему о русских национальных героях: полководцах Донском, Суворове и Кутузове, а также о выдающихся деятелях культуры, таких как Пушкин и Толстой. Это обращение к самым глубинным чувствам русского народа было более эффективным в деле подъема его мужества, чем любые другие политические разговоры

Автор неизвестен, 1941 г.

Марки отпечатаны для прославления советских героев войны и в честь 25-й годовщины комсомола. Автор неизвестен, 1942-1944 гг.

Памятные военные ордена: Орден Отечественной войны. Орден Александар Невского. Автор неизвестен, 1944 г.

Памятные военные ордена: Орден Суворова. Орден Кутузова. Автор неизвестен, 1944 г.

Марки, выпущенные в честь советских героев войны

Выпущена в честь Дня Объединенных Наций против Германии 14 июня 1944 года. Автор неизвестен

Плакат художника Владимира Лебедева. Дата не установлена

Генерал с Восточного фронта хочет услышать приказ Гитлера, а последний раздумывает. Кукрыниксы, 1944 год

Когда появилась эта карикатура, русские пошли в наступление и могли подшучивать над военной стратегией Гитлера

Автор плаката художник Виктор Иванов, 1944 г.

Героические изображения Иванова были типичны для стиля социалистического реализма, который был характерен для советских плакатов военного времени. Хотя карикатуры были также широко в ходу, экспериментальная графика двадцатых годов - работы художников Родченко, Лисицкого, Штернберга, Прусакова и Клуциса в военные годы не оказывали никакого влияния на средства изображения

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org