ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Фильм "Прелюдия войны" (1942 г.) описывал взлет фашизма, нацизма и японского милитаризма между 1931 и 1938 годами. "Нацистский удар" (1943 г.) рассказывал о событиях в Центральной Европе, начиная с аншлюса Австрии и до вторжения в Польшу.

Отто Премингер в фильме "Флейтист"

Хамфри Богарт в фильме "Сахара"
Джон Гарфилд (слева) и Алан Хейл в фильме "Место назначения Токио"

Ричард Конте в фильме "Гуадалканалский дневник"
Берджесс Мередит в фильме "Рассказ солдата Джо"

Ирэн Канн и Алан Маршал в фильме "Белые скалы Дувра"
Таллула Бэнкхэд в фильме "Спасательная шлюпка"

Рейнс, Хенрайд, Богарт и Бергман в фильме "Касабланка"

Множество героев и злодеев появилось в американских фильмах

Актер Дана Эндрюс в фильме "Пурпурное сердце"

Актер Кэри Грант в фильме "Место назначения Токио"

Кадр из фильма "Это армия"

Кадр из фильма "Песня о России"

Актер Уолтер Хастон в фильме "Миссия в Москву"


Актер Роберт Уотсон в роли Гитлера в фильме "Банда Гитлера"

Чарли Чаплин в роли Аденоида Хейнкеля в фильме "Великий диктатор"

Этикетка грампластинки с сатирической песней "Лицо фюрера"

За этой картиной последовала "Разделяй и властвуй" (1943 г.) о немецком вторжении в Скандинавию, Голландию, Бельгию и Францию. Фильм "Битва за Англию" (1943 г.) демонстрировал доблестную оборону Англии летчиками Королевских ВВС. Из остальных фильмов "Битва за Россию" (1943 г.), "Битва за Китай" (1944 г.) и "Война пришла в Америку" (1944 г.) показали американскому народу полную картину того, как возникла война и ход войны. В Англии же сам Черчилль приказал показать населению целую серию подобных фильмов.

Мультипликационный фильм Уолта Диснея для ВВС США

Из-за оппозиции в Конгрессе и Голливуде только малое количество фильмов, содержавших официальную пропаганду, было сделано для потребления внутри страны. Для зарубежных зрителей правительство Соединенных Штатов финансировало свою серию киножурналов, "Юнайтед Ньюзрилз", которые выпускались на 16 иностранных языках для просмотра в дружественных и нейтральных государствах. Правительство также каждые два месяца выпускало в прокат киножурнал "Журнал для армейского и флотского экрана". Из этого киножурнала вооруженные силы узнавали о текущих событиях дома и за рубежом. Он также напоминал им о заводских рабочих, которые производили вооружение. На более поздних стадиях войны эти картины воспроизводили подробности о концентрационных лагерях в оккупированной Европе и о жестокостях нацистов по отношению к покоренным ими странам. Фильмы делались на живом национальном языке этих стран, а к американским солдатам жители обращались напрямую на их родном языке.

Дональд Дак в мультфильме Диснея "Лицо фюрера"

Более чем за год до капитуляции Японии Министерство обороны выпустило на экраны фильм "Двоим попало, теперь надо дать еще одному", в котором американским войскам объясняли, что, даже когда разобьют Германию и Италию, останется еще и Япония.

Главным выводом из того, как и почему пропаганда использовалась в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны, служит то, что пропаганда не может причинить много вреда противнику, который свеж и уверен в своих силах. Пропаганда начинает работать, только когда наметились неудачи противника. Такая ситуация в Европе как раз возникла через год после вступления Америки в войну. В основе этого лежала американская промышленная система.

Фрэнк Капра обсуждает в Военном колледже один из фильмов серии "Почему мы воюем" (1941 г.)


Кадр из советского кинофильма с субтитрами для американского зрителя "Клянусь отомстить врагу"

Массовое производство было и остается отличительной особенностью Америки. Одного примера достаточно. Осенью 1942 года у Соединенных Штатов было всего три авианосца. Годом позже в американском военно-морском флоте было уже 50 авианосцев, а к концу войны свыше 100. Это выдающееся достижение было подкреплено увеличением производства самолетов, что, в свою очередь, было в высшей степени удивительно. Было просто вопросом времени позволить противнику узнать все то, что в качестве страшного возмездия с каждым днем по мере сопротивления врага увеличивалось в геометрической прогрессии. Такое американцы проделывали главным образом с помощью листовок и своей многочисленной авиации. Моральный дух итальянцев был сломлен, уверенность Германии подорвана, французское Сопротивление стимулировано, а Япония в конце концов капитулировала. Политическая пропаганда средство, по своей сути глубоко противное американцам, была наиболее эффективно использована зачастую презираемыми организациями или такими, на которые никто особого внимания не обращал и которые были созданы на этот случай президентом Рузвельтом, чтобы помочь спасти американцев от самих себя.

Обложка нот и слов одной из песен изоляционистов (1940 г., США). Автор неизвестен. Надписи на обложке: "Америка превыше всего. Слова и музыка Сари Куин Хилл. Американским матерям Золотой Звезды, чьи слезы наполняют Вселенную, с благоговением посвящается эта песня"


Упаковки жевательной резинки с рисунками на темы о войне имели такие надписи: "Знать ужасы войны означает желать мира" (1938 г., США). Автор неизвестен

Эта карикатура, появившаяся на обложке американского журнала "Кольерс" через год после Перл Харбора, возможно, сделана для разжигания гнева американцев (1941 г., США). Автор Артур Жик

По мере развития боевых действий Америка все больше чувствовала уверенность в разгроме Японии (1944 г., США). Автор неизвестен. Надписи на плакате: "Помни 7 декабря. Поддерживай свободу Америки!"


Плакат, изготовленный для заводских рабочих компании "Тексако" (1943 г., США). Автор неизвестен. В плакате: "Продолжай, пожалуйста, - возьми выходной"

Даже темы популярных песенок обещали поражение Японии (дата не установлена, США). Автор неизвестен. Надписи на конверте: "Пой песни национальной компании песен, помни Перл Харбор, покупай облигации военного займа, пока это восходящее солнце не закатится. Слова Фрэнки Келли. Музыка Роско Барнарта и Нила Рейтмэна"


Патриотические песни как серьезного толка, так и комические, поддерживали моральное состояние американцев (дата не установлена, США). Надписи на конверте для грампластинки: "Не будет никаких Адольфов Гитлеров и никаких желтых япошек, чтобы бояться. Слова Фриланда, музыка Барнарда"

Даже в самом начале войны американцы не могли не смеяться над Гитлером (1942 г., США). Студия Уолта Диснея. Надписи на плакате: "Лицо фюрера. Киностудия Уолта Диснея. Слова и музыка Оливера Уолласа"

Эту песню сделал знаменитой музыкант Спайк Джонс и его ансамбль "Сити сликерс" ("Городские пройдохи")

Гитлер как честолюбивый завоеватель мира (1942 г., США). Автор Бернс Арцыбашев


Адольф Гитлер - Наполеон-младший. Еще очень ранняя карикатура (1933 г., США). Автор У. Коттпон


Обложка книги "Новый порядок" с антинацистскими рисунками (1941 г., США). Автор Артур Жик

Колкие карикатуры художника Жака иногда появлялись на обложках журнала "Кольерс" (1942 г., США). Надпись на обложке журнала: "Штука" - новые истребители угрожают вам"

Даже капитан "Свобода" присоединился к борьбе против Оси (1943 г., США). Автор Шомберг


Песни, высмеивавшие нацистов, пользовались популярностью у публики (дата не установлена, США). Автор неизвестен. Надпись внутри рисунка: "Мерзкий, мерзкий нацист!"


Карикатура, изображающая Муссолини прислужником Германии и Японии (1942 г., США). Автор Артур Жик

Этот аристократический офицер, кажется, далеко отстоит от грубостей большинства нацистских лидеров (1942 г., США). Авторы Карл Келер и Виктор Анкона. Надпись на плакате: "Это враг". Плакат является победителем национального конкурса военного плаката, где он получил награду компании "Хо энд Компании". Конкурс проводился под эгидой организации "Деятели искусства для победы. Совет за демократию. Музей современного искусства"

Эмоциональный призыв матери и ребенка, изображенных на плакате, принес успех этому плакату (1942 г., Канада). Автор Г.К. Оделл. Призывы на плакате: "Уберите эти руки от них! Покупайте облигации победного займа нового выпуска!"


Снова! (1943 г., США). Автор Томас Харт Бентон


Зловещая картина оккупации странами Оси (1942 г., США). Автор Бен Шан. Надпись на плакате: "Мы, французские рабочие, предупреждаем вас: поражение - это рабство, голод, смерть..."

Плакат художника Шана посвящен насильственной отправке французских рабочих в Германию для работы на заводах

Фигура с опущенным на голову капюшоном, с текстом на телеграфной ленте сделала этот плакат весьма эффектным (1942 г., США). Автор Бен Шан. Текст на плакате: "Это зверства нацистов. Радио Берлина. Официально объявлено: все мужчины деревни Лидице в Чехословакии были расстреляны. Женщины депортированы в концентрационный лагерь. Дети посланы в соответствующие центры"

Как потопление корабля связано с неосторожной болтовней (1942 г., США). Автор Герни Кернер. Надпись на плакате: "Кто-то проболтался"

Еще одно весьма образное напоминание о вреде болтовни. В данном случае речь идет о выходе конвоя в Англию. Надпись на плакате: "Каждая твоя неосторожная фраза помогает врагу составить полную картину"

Этот плакат хорошо сделан, но он оказался слишком сложным, чтобы иметь большое влияние (1943 г., США). Автор Стивен Доханос. Надпись на плакате: "Награда за неосторожную болтовню. Не обсуждайте передвижение войск, рейсы кораблей, вооружение армии"

Простая иллюстрация показывает результаты неосторожных разговоров (1943 г., США). Автор Джон Атертон. Надписи на плакате: "Неосторожно сказанное слово - еще один могильный крест"

Добрый Дядюшка Сэм стал суровым по мере победоносного продвижения американцев (1944 г., США). Художник Джеймс Монтгомери Флэгг. Надпись на плакате: "Япошка, ты следующий! Мы закончим работу"

Лицо Дяди Сэма это лицо самого художника. Плакат был опубликован 6 сентября 1944 года, т.е. через три месяца после высадки союзников во Франции, и отражает новую уверенность Соединенных Штатов после целого ряда побед в Европе


Этот плакат играл на чувствах людей в том, что опасность была совсем рядом с их домом (1942 г., США). Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Это могло случиться и здесь, если только мы не продолжим вести огонь!"


Реалистическое изображение американского солдата, ведущего бой (1942 г., США). Автор Норманн Рокуэлл. Надпись на плакате: "Давай хорошо дадим им и вовремя"

Плакат художника Роквелла был создан вскоре после того, как о. Батаан и о. Коррегидор весной 1942 года были захвачены Японией. Он отражает отчаяние того периода, когда Соединенные Штаты проигрывали Японии войну на Тихом океане

"Новый порядок, устанавливаемый странами Оси" (Офис межамериканских дел) (1944 г., США). Автор Макнайт Кауффер

"Руки прочь от Америки" (Офис межамериканских дел) (1942 г., США). Автор Джон Гэйдос

Художник Гэйдос завоевал в 1942 году вторую премию в организованном Музеем современного искусства конкурсе плакатов под наименованием "Соединенное полушарие". Каждый из представленных плакатов должен был содержать один из двенадцати лозунгов, отражавших новое восприятие единства на этом полушарии

"Как один человек" (Офис межамериканских дел) (1942 г., США). Автор Арна Бернал

Хотя с точки зрения графики это сильный плакат, посыл плаката и его назначение были неясны для заводских рабочих (1942 г., США). Автор Глен Гроэ. Надпись на плакате: "Он наблюдает за вами"

Плакат художника Гроз использовали на заводах и фабриках, но рабочие не были уверены, является ли изображенный солдат американцем или немцем, несмотря на каску немецкого образца. Железный крест на каске мог бы прояснить принадлежность солдата, но посыл плаката тем не менее не был до конца ясен. Американским художникам пришлось удостовериться, что сильная графика необязательно являлась такой же убедительной, как более показательные плакаты, больше затрагивавшие внутренние дела

Гражданское население активно призывали делиться материальными ресурсами (1942 г., США). Автор Уаймер Пурсель. Надпись на плакате: "Когда едешь в автомашине один - это все равно что везешь Гитлера. Вступайте в клуб совместного пользования автомашиной сегодня же!"

Призыв увеличить выработку, чтобы не допустить зверя из стран Оси (1943 г., США). Автор Берт Ейтс. Надписи в плакате: "Останови это чудовище, которое ни перед чем не останавливается. Покажи высшую производительность! Это твоя война!"


Откровенное признание факта, что на заводах воруют даже во время войны (1944 г., США). Автор неизвестен. Надписи на плакате: "Стоп! Прекрати воровать инструмент! Экипажу боевой машины он понадобится в бою!"

Японский солдат угрожает зрителю (1942 г., США). Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Останови его! И дело сделано!"

Почтовая марка из серии "Выиграй войну!" (1942 г. США). Автор неизвестен

Почтовые марки изданы в память о сражении за остров Иводзима (1945 г., США). Автор неизвестен

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org