ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Специальная эскадрилья "Летающих крепостей" была выделена для налетов с целью разбрасывания листовок. На протяжении последних лет войны Управление военной информации заваливало оккупированную Европу листовками в количестве 7 миллионов штук ежедневно (сравните эту цифру с 3 миллионами американских листовок, которые были разбросаны по Европе на протяжении всей Первой мировой воины). Молодой капитан ВВС США Джеймс Монро сделал это возможным благодаря изобретенной им бомбе для листовок - это был сделанный из слоистого пластика цилиндр длиной 1,5 м и диаметром 0,15 м, который вмещал 80 тысяч листовок. Когда такая бомба при падении достигала высоты 350 м, срабатывал автоматический взрыватель, бомба раскрывалась, и листовки концентрированным пучком рассыпались над целью. А до этого изобретения листовки просто выталкивались из бомболюков с большой высоты и падали далеко от цели.

Нападение японцев на Перл Харбор 7 декабря 1941 года было тем решительным ударом, который заставил Соединенные Штаты вступить в войну

Грампластинка с записью обращения президента Рузвельта к Конгрессу 8 декабря 1942 года

10 июля 1943 года 7 миллионов таких листовок были разбросаны над немецкими и итальянскими позициями в преддверии высадки на Сицилию. Через несколько дней после этого, 16 июля было сброшено еще несколько миллионов листовок на каждый регион Италии. Листовки информировали итальянцев о том, что у них был выбор: либо умереть за Гитлера или Муссолини, либо остаться жить в здравии в Италии. 15 августа 1944 года листовки в аналогичных количествах были сброшены на немецкие войска в южной Франции.

Некоторые листовки были в форме охранного свидетельства или, проще говоря, пропуска для солдат противника, соблазняя их дезертировать и обещая обеспечить им хорошее обращение и, как доказательство такого обращения, вывод их в более удобные места подальше от фронта. Такие листовки-пропуска всегда содержали раздел, написанный на английском языке, что являлось инструкцией американским солдатам, к которым придет солдат противника с такой листовкой: "Человек, который приходит к вам с этой листовкой, больше не считается врагом. В соответствии с международным законом вы должны гарантировать ему личную безопасность, одежду, пишу, жилище и, если необходимо, медицинское обслуживание". Другие листовки содержали инструкцию, как притворяться больными или симулировать болезнь. Еще один вид листовок представлял собой фальшивые карточки на получение питания, или они были в виде купонов, марок или валюты. Следует отметить, что все подобные операции в таком огромном масштабе были возможны благодаря одному главному фактору - массовому производству американской промышленностью самолетов.

Рузвельт информировал население страны о ходе боевых действий посредством своих спокойных, задушевных "Беседу камина"

Превосходство в воздухе было использовано и для сбрасывания на Францию малоформатной газеты, которая изготовлялась Управлением военной информации и называлась "Америка на войне". Газета фактически давала цифры американского военного производства, ежедневный и почасовой выпуск вооружения и кораблей величайшей в мире промышленной державы. Газета приводила также данные об успехах союзников, давала наименования мест в Северной Африке, Сицилии и Италии, которые уже были в руках союзников. К дню "А" в 1944 году на Францию каждую неделю сбрасывалось 7 миллионов экземпляров этого издания. Аналогичные издания доставлялись в Норвегию, Испанию и Ирландию.

Исполнение певцом Сэмми Кэием песни "Помни Перл Харбор" всколыхнуло патриотические чувства американцев

В середине 1944 года целый град листовок был сброшен и на саму Германию. На одной из сторон листовки был напечатан американский флаг, на другой - зловещие слова "Адольф Гитлер 11 декабря 1941 года объявил войну Соединенным Штатам". Позже на германские города еженедельно сбрасывалась малоформатная газета "Звезды и полосы". Это издание, подобно изданию "Америка на войне", было также чисто информационным настолько заполненным фактами, что зачастую содержало сведения, неблагоприятные для союзников. В связи с этим высшее военное командование высказало замечание в адрес ее редакции, но это же сделало газету "Звезды и полосы" заслуживающей доверия немецкого читателя, потому что, по заявлению Управления военной информации, доверия нельзя достичь без объективности. Еще одно издание на немецком языке "Фронтпост", также еженедельное, распространялось на итальянском фронте с помощью артиллерийских снарядов, а также по воздуху. То, что такое большое количество артиллерии и авиационной мощи могло быть отвлечено от их обычного смертоносного дела, было для вражеских солдат само по себе угнетающим знаком огромного количества вооружения, направленного против них.

В своей книге "Исказители правды" Рональд Сет говорит, что каждую листовку читали по меньшей мере шесть человек и что в оккупированных странах могло быть весьма немного мужчин, женщин и детей, которые не видели их. Одной из причин, по которой их с жадностью читали, было то, что они часто содержали сведения, жизненно необходимые для безопасности гражданского населения. Они нередко содержали предупреждения о готовящихся бомбардировках, что давало время покинуть район, намеченный к бомбардировке, подальше от опасности. Так поступили в Монте Кассино, когда все гражданское население, предупрежденное за сутки до начала налета, укрылось за монастырскими стенами.

После того как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, поэты и композиторы стали создавать песни для поднятия морального состояния населения в стране. Стили при этом разнились: от популярных частушек до полурелигиозных негритянских духовных гимнов. Люди танцевали под мелодии "Прощай, мама, я уезжаю в Иокогаму" и другие мотивы, которые исполнялись джаз-оркестрами тех времен

Заголовки песен на наклейках грампластинок:

"Мы собираемся дать по морде этому маленькому грязному японцу" Фокстрот "Прощай, мама, я уезжаю в Иокогаму"
"Народная сатирическая песенка для американцев" "Молись богу и передай мне боеприпасы"
"Господь, благослови их всех" "Белые скалы Дувра"
"Англия всегда будет" "Брюки колоколом"

Вторым средством пропаганды, ставшим особенно эффективным в Америке во время войны, было радио. Радио всегда было более важным средством для Америки, чем для маленьких стран, потому что огромные размеры этой страны препятствовали изданию любой газеты, которая бы имела распространение по всей стране. Только радио могло по-настоящему создать общественное мнение во всей стране. Кроме того, специальным дикторам на радио и комментаторам в Америке были предоставлены значительно большие права, чем их европейским коллегам. Они довели до высокой степени совершенства искусство воздействия на чувства радиослушателей. Закономерно, что американец, который сделал больше, чем кто-либо еще, чтобы ввести свою страну в войну на стороне союзников, был также и самым прекрасным диктором на радио президент Рузвельт. Его знание общественно-бытовой среды еще в начале тридцатых годов позволило ему убедить упрямую американскую глубинку в том, что единственным ее спасением был его Новый Курс. 12 марта 1933 года он начал свою знаменитую серию "Бесед у камина", которую он вел из своего кабинета в Белом доме. Не в пример Гитлеру и Муссолини, которые тоже пользовались каждой возможностью при создавшейся новой обстановке в странах растолковывать свои взгляды и чьи высокопарные выступления по радио делались на фоне массовой истерии, Рузвельт предпочитал более задушевный подход. Он говорил спокойно, делясь своими взглядами и мыслями со всеми семьями Америки. Многие чувствовали, что он говорит лично с ними и что он понимает их проблемы. По его размеренному тону многие чувствовали уверенность в том, что он в одно и то же время был и их руководителем, и их другом. Во времена Депрессии эти беседы помогли Новому Курсу, "этой социалистической мере", как его часто называли враждебно настроенные члены Конгресса, стать законом.

Во время войны каждая популярная форма искусства представляла собой среду для ведения пропаганды

Художник Эл Капп продвигал идею сбережения жиров и сбора металлолома. Подпись на карикатуре: "Совет Чиллуну Спасибо, Чиллун, сбереженные тобой масло и металл помогли утопить этого японца! И мы участвовали в этом. Чиллун, который бережет жиры на кухне и собирает металлолом, принимает тем самым участие в борьбе с японцами". Прислано Кеннетом Хитцигом. Монреаль, Канада

Свидетельством успеха этих "Бесед у камина" была приходившая после каждой беседы корреспонденция. До этих бесед с президентской почтой справлялся один сотрудник Белого дома. После марта 1933 года в Белом доме скопилось полмиллиона писем, на которые еще не были даны ответы, и число сотрудников с секретарскими задачами было в значительной степени увеличено.

Вербовочный плакат в стиле комикса. Надпись на плакате: "Я могу скопить каждые пару месяцев до сотни долларов, т.к. Ажо служит в планерных частях. В планерных частях платят на 50% больше. За информацией о добровольном зачислении в планерные части обращаться в дежурную комнату"

Радио было также тем средством, с помощью которого после сентября 1939 года президент Рузвельт снова обратился к своей упорствующей аудитории, объясняя ей, что если Англия будет разгромлена, то этой аудитории вскоре придется столкнуться с величайшей опасностью в ее истории - наконец-то объединенным Европейским континентом под руководством наиболее агрессивной власти в мире.


Язвительная карикатура на руководителей стран Оси художника Артура Жика

Кроме рузвельтовских "Бесед у камина", американское радио в период сентября 1939 -декабря 1941 года оставалось, насколько это возможно, нейтральным, избегая всех больших противоречий Европы. Но после Перл Харбора все быстро изменилось. Многие люди на западном побережье страны были так напуганы, что потребовали немедленного заключения в тюрьму или переселения во внутренние штаты значительной по своим размерам японской диаспоры, мирно проживавшей там.

Неудачный плакат Джина Карлю в целях повышения производительности на заводах: рабочие думали, что верхний персонаж был гангстером из-за его надетой на голову кепки. Надпись на плакате: "Дай им из обоих стволов!"

Боязнь японского вторжения могла быть не совсем оправданна, но она пробудила, по крайней мере, Запад и Средний Запад, которые традиционно были изоляционистски настроенными регионами страны.

В феврале 1942 года началась серия радиопередач "Это война", рассчитанная на 13 недель. Передачи были поставлены Норманном Корвином. Они были направлены на то, чтобы проинформировать, побудить вконец перепуганных людей к действию. Заголовки отдельных радиопередач серии не требовали разъяснений "Враг", "Америка на войне", "Ваш военно-морской флот", "Ваши сухопутные войска", "Организация Объединенных Наций", "Господин Смит против стран Оси". Эта серия передавалась по субботним вечерам всеми радиостанциями страны, и ее аудитория насчитывала 20 миллионов человек. Она также транслировалась на коротких волнах по всему миру.

Солдаты Вили и Джо художника Билли Молдина являлись напоминанием простым американцам, что война это тяжелое, грязное дело. Надпись на плакате: "Просто дай мне пару таблеток аспирина, а "Пурпурное Сердце" я уже получил"

К 1943 году из двадцати сериалов радиокомпании NBC, передававшихся еженедельно, только пять не были связаны с войной. Некоторые, например, с участием Ма Перкинс, которая потеряла сына на войне, были направлены вовнутрь страны; она постоянно призывала домохозяек беречь жиры и собирать станиоль. Результаты были обнадеживающими. К августу 1942 года запасы жиров и масла увеличились на 1,35 миллиона тонн, а к марту 1943 года на 3,4 миллиона тонн. Грядки победы, на которых выращивались домашние овощи, были вскопаны еще двумя миллионами семей. Сведения об облигациях военно-промышленных компаний, займах победы, Красного Креста, продовольствии ради победы, студентках-медсестрах и нормировании обуви были услышаны миллионами радиослушателей. После передачи о призыве в ВВС пилотов планеров на него добровольно откликнулось 30 тысяч пилотов планеров с сертификатом "А" на управление планерами. Управление военной информации, которое организовало эту радиокампанию, утверждало, что каждый взрослый американец прослушивал четыре подобных сообщения в неделю. Радио также использовалось с наступательными целями на театрах войны. Личный состав военно-морского флота Италии в 1943 году после прослушивания каждые четверть часа призывов американцев сдаться союзникам так и поступил. Один английский адмирал откомментировал это событие, сказав, что американские радиопропагандисты за один день осуществили то, чего он добивался целых три года.

Эмигрировавшие из Германии актеры нашли работу в Голливуде, играя нацистских офицеров

Актер Конрад Вейдт в роли генерала Курта фон Кальба в фильме "Побег"

Хотя плакат не конкурировал по действенности с радио в вопросах влияния на умы американцев, тем не менее специально подобранными правительственными организациями и частными корпорациями во время войны был издан целый ряд плакатов. Плакаты призывали заводских рабочих увеличить выпуск продукции, предупреждали гражданских лиц о ведении неосторожных разговоров и подбадривали население всячески помогать разгрому врага. Плакаты рисовались такими известными художниками и дизайнерами, как Бен Шамон, Норманн Рокуэлл, Дэвид Стоун Мартин, но, хорошо задуманные, они вряд ли могли оказывать такое же влияние на население, как сообщения о событиях, содержавшиеся в радиопередачах, киножурналах и газетах, влиянию которых население подвергалось каждый день.

Среди художников-карикатуристов Даниэль Фитцпатрик из газеты "Сан-Луи Пост Диспэтч", Херблок и другие в течение тридцатых годов продолжали напоминать американцам о событиях в Европе. Фитцпатрик придал свастике угрожающий вид, нарисовав ее в виде огромного парового катка или в виде жадного осьминога, протянувшего свои щупальца через пролив Ла Манш. Карикатуры Люта Пиза и Клиффорда Берримана изображали непрекращающееся давление на Дядю Сэма с целью освободить его от нейтралитета. После Перл Харбора главные события в Европе и Тихоокеанском регионе интерпретировались для общественности многими карикатуристами в газетах всей страны. Неопрятного вида, все в грязи, американские солдаты Вили и Джо, изображенные художником Билом Молдином, служили напоминанием того, что война - отнюдь не героическое дело. Карикатуры Молдина косвенно напоминали людям о необходимости поддержать людей в армейской форме, которым постоянно не сообщали о трудностях поддержания демократического образа жизни.

Актер Петер Аорр в фильме "Лотарингский Крест"

Другой областью, в которой американская пропаганда отличилась во время войны, было кино. Геббельс еще за несколько лет до этого понял его огромное значение, сделав кино своей епархией. Но когда война началась, он не мог соперничать с Голливудом. Кино - это преимущественно американское искусство или ремесло. Каждую неделю 85 миллионов американцев часами просиживали в затемненных залах. Напыщенное, но слишком правдивое хвастовство одного голливудского заправилы: "Влияние Голливуда направлено на мысли и эмоции 120 миллионов американцев.

Одежды, которые сегодня носит Голливуд, завтра будут носить все американцы. Игры, в которые сегодня играют во всех салонах великого Голливуда, станут любимым времяпрепровождением всей Америки. Тому, что делает Голливуд сегодня, будут подражать жители больших и малых городов Америки".

Актер Эрих фон Штрохайм в фильме "Северная Звезда"

Было ясно, что это грозное оружие должно быть поставлено на службу своей стране но как? Магнаты Голливуда были в особенности независимыми в своем мышлении людьми.

Десятилетиями Голливуд выпускал от шестисот до семисот картин в год, в основном кинокомедии о бытовых сторонах жизни в стране, вестерны, полицейские детективы, приключенческие и музыкальные. Они были направлены на более простые чувства, представляли большую ценность, т.к. делали переход от мира к войне легче, чем ожидалось. Голливуд, в котором работало много евреев и англичан, был в большинстве своем на стороне союзников и желал делать все так, чтобы помочь им, но, конечно же, при условии, что он, являясь капиталистической организацией, не потеряет свои прибыли. По этой причине любая военная пропаганда, содержавшаяся в голливудских фильмах, должна была быть связана с развлекательностью. Американцы ходили в кино для того, чтобы пощекотать себе нервы, замирать от ужаса и развлечься, они были невосприимчивы к политической пропаганде. Вскоре обнаружилось, что приключенческий триллер, поставленный по стереотипу, прекрасно подходил к уловкам нацистской "пятой колонны", как подходили бандитские перестрелки к жестокостям нацистов. Плохой парень-гангстер стал плохим парнем-нацистом, а герой - честный американец с аккуратной прической мог стать честным английским летчиком-истребителем с аккуратной прической (или юным американцем, который поступил добровольцем в Королевские военно-воздушные силы). В одиночку они, перехитрив десятки нацистов, похищали секретные нацистские планы создания нового вида оружия со смертоносными лучами или новое секретное взрывчатое вещество. С другой стороны, нацисты были неспособны ни на что большее, кроме как расстреливать в упор беззащитных летчиков, которые спускались к земле на своих парашютах.

Актер Гельмут Дантин в фильме "Кромка темноты" мелодраме о норвежском Сопротивлении

Бесхитростные сюжеты нигде больше не были так распространены, как в сериалах, которые театры демонстрировали отдельными выпусками на протяжении нескольких недель вместе с основным фильмом программы. В кинофильме "Тайная служба в самой черной Африке" герой, роль которого исполнял Реке Беннет, ведет поединок не на жизнь, а на смерть с одним нацистом. После того как он разделался с ним, он швыряет свой нож в портрет Адольфа Гитлера. Другими постоянными героями в сериалах были Человек-паук, Бэтмен, Сокрушитель шпионов, Замаскированный необыкновенный человек, Секретный агент Х-9 и Королева Джунглей, которая сорвала планы нацистов по захвату Африки. Поскольку Соединенные Штаты вступили в борьбу, то даже Том Микс был зачислен для войны с японцами. Один из его фильмов изображал гигантского Кинг-Конга, который терроризировал сельскую местность. Оказалось, что он был просто гигантским надутым чучелом, которым управляли японские агенты.

Голливудские режиссеры делали свои собственные версии о Второй мировой войне

Роберт Янг (слева) и Дэн Лейли-мл. в фильме "Смертельный шторм"

Более серьезные фильмы, такие как сатира Чарли Чаплина "Великий диктатор" (1940 г.), "Господин Минивер", где показывался стоицизм Англии при воздушных налетах, а также "Закат Луны" о безжалостной оккупации нацистами Норвегии, стали исключительно популярны, хотя они и были фактически сильной, хотя и завуалированной, политической пропагандой. В 1940 году Первый комитет Америки раскритиковал Голливуд за включение антифашистской пропаганды в такие фильмы, как "Признания нацистского шпиона" (1939 г.), в котором изобличалась опасность "пятой колонны" в Соединенных Штатах. Киношники отреагировали, заявив, что они всегда старались угодить вкусам публики в коммерческом плане, и это все было тем, что они продолжали делать.

Отто Крюгер (сидит) и Тим Хольт в фильме "Дети Гитлера"

К 1943 году три из десяти фильмов, сделанных в Голливуде, считались связанными с войной. После вторжения нацистов в Советский Союз Соединенные Штаты сделали крутой поворот в его сторону, и Голливуд начал производить фильмы, которые прославляли Советский Союз или, по крайней мере, относились к нему с симпатией. Фильм "Северная Звезда" (1943 г.) был, возможно, первой серьезной попыткой показать Советский Союз на американском экране.

Гитлер, Муссолини, Тодзио и их приспешники были также мишенью для насмешек во многих картинах. Они даже появлялись в мультфильмах, где их перехитряли существа типа Багса Бани и высмеивал утенок Дональд Дак в мультфильме "Лицо фюрера".

Эрих фон Штрохайм в фильме "Пять могил в Каире"

Пока война не разразилась, документальные или информационные фильмы едва ли были в состоянии конкурировать в коммерческом плане с развлекательными голливудскими фильмами. Среди ряда подобных картин была серия под названием "Марш времен", которая появилась еще в 1935 году и ежемесячно на экранах демонстрировала новый выпуск. Фильм делали издатели журнала "Тайм", и теоретически он был беспристрастным, но, судя по комментарию, сопровождающему картину, он был явно антитоталитарным. По этой причине его много критиковали в изоляционистских кругах.

Когда в 1937 году в реке Янцзы японцы бомбили канонерскую лодку "Панэй", принадлежавшую Военно-морскому флоту США, операторы кинокомпаний "Юниверсал" и "Фокс Мувитон" были на месте этого события. Их фильм с сопроводительным комментарием против японского милитаризма был быстро переброшен в Соединенные Штаты.

Скиппи Хомайер в фильме "Завтра мир"

Одновременно компанией "Фокс Мувитон" был отснят фильм о бомбардировке Шанхая картина явно была на стороне партизан. В одном месте картина показывала плачущего беспомощного младенца, чьи родители были убиты во время бомбежки. Лицо несчастного ребенка видели 136 миллионов американцев. Но такие фильмы были исключением. Перед войной внешняя политика редко показывалась на американском экране. Фактически жгучее желание избежать спора привело к тому, что компания из штата Пенсильвания, осуществлявшая распространение фильмов, в 1936 году вошла в соглашение о том, что киножурналы, включавшие политические вопросы, не будут демонстрироваться в ее кинотеатрах.

Джордж Сандерс в фильме "Признания нацистского шпиона"

Но по мере того как война в Европе продолжалась, люди постепенно отходили от своих изоляционистских взглядов, и стало демонстрироваться все больше и больше документальных фильмов и киножурналов. К моменту вступления Соединенных Штатов в войну киноиндустрия, а также и публика стали впервые воспринимать документалистику всерьез. Через несколько месяцев после вступления Соединенных Штатов в войну голливудские режиссеры-постановщики, включая Франка Капру, которого вызвали в Вашингтон к президенту, стали делать документальные фильмы, разъясняя проблемы, связанные с войной, а также вопрос, почему тоталитарные государства должны быть разгромлены. Капра собрал вокруг себя команду талантливых режиссеров: Анатоля Литвака, Джона Хастона, Эрика Найта. Его знаменитая серия "Почему мы воюем" была сделана, чтобы объяснить американским солдатам, каким был фон развязывания войны вплоть до вступления в нее Америки.

Раймонд Масси (сидит) и Генри Даниэль в фильме "Отель Берлин"

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org