ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

"Черные" радиопередачи с большой точностью копировали по образцу работы германских радиостанций. Они начинали свои передачи с патриотической музыки и ежедневной сводки боевых действий вермахта. Затем шел список последних награждений Рыцарским крестом, за которым следовали сообщения с фронта, в которых употреблялся жаргон геббельсовских сотрудников (например, "устрашающие peйды английской авиации"). Вслед за этим шли сообщения, в которых 90 процентов информации было правдой, например продвижение немцев в России, нарушение судоходства союзников, отдельные налеты на английское побережье и т.п. Но вплетенными в эту информацию были и выдуманные, лживые сведения, о которых сообщалось без всяких комментариев.

Злобный английский юмор был направлен против нацистов

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛЯ И ЗАВЕЩАНИЕ НА СЛУЧАЙ СМЕРТИ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА

Это последняя воля и завещание на случай моей смерти. Обманщик Германии - более известен как бешеный пес Европы.

Опасаясь, что близится мой конец - жребий брошен, и сделав все, что в моих силах, и зашедши слишком далеко,

Я отказываю и завещаю весь мой немецкий народ, который верит в меня, Лиге молчаливых людей.

Я оставляю свою свастику товарищу Сталину, и он может делать с ней то, о чем говорил мне.

Я завещаю Герингу все свои награды, чей вес вместе с его наградами поставит его на колени.

Я отказываю Геббельсу мой запас в 2 тонны касторки, чтобы он мог продолжать свою традицию чисток.

Я завещаю "Майн Кампф" Колни Хэтчу для дальнейших исследований.

Я возвращаю свои усы Чарли Чаплину, у которого я их позаимствовал.

Я завещаю господину Риббендропсу (умышленно фамилия "Риббентроп" дается с ошибкой как "Риббендропс", поскольку слово "drops" в английском языке, помимо других значений, имеет еще и значение "испражнения". - Примеч. пер.) мой немецкий ночной горшок, которым он может пользоваться обычным способом - простым поднятием правой руки.

Я оставляю Герингу свой рулон линолеума.

Поскольку я отправляюсь туда, куда мне рекомендовали многие из моих дорогих соотечественников, я оставляю свое туловище в гостинице Старой Девы.

В момент моей смерти я провозглашаю аннексию ада, который я пытался дать моему немецкому народу и который по праву принадлежит отечеству.

Я назначаю Риббендропса и Геринга быть душеприказчиками этого завещания и моей воли, поскольку они имеют большой опыт в исполнении (executions - это слово имеет в английском языке помимо значения "исполнение" еще и значение "казнь". - Примеч. пер.).

Будучи в курсе относительно моего последнего места назначения, я желаю быть похороненным в костюме, сделанном из асбеста.

Подписано и скреплено печатью с поднятой правой рукой - нацистским приветствием.

АДОЛЬФ, МАЛЯР-ХУДОЖНИК

Например, типичным "черным" сообщением было заявление Геббельса о том, что всем рабочим разбомбленных заводов в определенных городах будут раздавать дополнительное продовольствие, а их детям - сладости. Отчасти сообщение было правдивым, но тайный передатчик называвшийся "Зольдатензендер", подмешивал к нему дополнение, что это дополнительное питание содержит кое-какие наркотические вещества, чтобы у рабочих было больше энергии. Целью "черной" пропаганды было сделать так, чтобы у солдата на фронте, матроса в море, летчика на далеком аэродроме в оккупированной стране постоянно было какое-то дурное предчувствие, беспокойство за благополучие своей семьи. Другим средством подпитки военнослужащих информацией были сообщения названий улиц, разрушенных во время авиационного налета на город накануне. Радио сообщало, что если дом солдата, моряка или летчика был разрушен, то эти военнослужащие имели право попросить отпуск по семейным обстоятельствам. Солдата охватывало чувство досады, когда он обращался с просьбой об отпуске, а ему отказывали, т.к. командованию ничего не было известно о таких разрешениях.

Плакаты использовались для того, чтобы приучить людей к тысячам всяких правил и наставлений. (На плакате: "Затемнение. Ну, друг, вожу машину уже много лет, но это затемнение - чистый нокаут. Не так плохо, еще только 15 минут. - Ну и что? Машинисты локомотивов работают по тем же правилам")

Чтобы усилить впечатление о германской принадлежности радиостанции "Зольдатензендер", Уинстона Черчилля в ее передачах время от времени называли "незаконнорожденным ублюдком с плоскостопием, рожденным от старого еврея-пьяницы". Немногие немцы, слушавшие это, могли представить, что английские пропагандисты осмелятся характеризовать главу своей страны такими словами.

Радиостанция "Зольдатензендер" иногда объявляла, что "партийные боссы" прекрасно проводили время, обустраивая себе гнездышки в тепленьких местах страны вдалеке от фронта, в то время как "наши храбрые солдаты замерзают до смерти в России". Из-за коррупции этих чиновников, говорилось в сообщениях, поставки зимнего обмундирования войскам умышленно задерживаются.

Абрам Геймс в своей студии. Он превратил некоторые современные тенденции в среде художников в сильные образы. Он полагал, что его плакаты на тему о войне должны заставлять зрителей самих думать. Его применение символики в плакатах сделало их наиболее сложными из всех плакатов, выпускавшихся во время войны

Геббельс по поводу этих радиопередач писал в своем дневнике: "Так называемая станция "Зольдатензендер", которая, очевидно, расположена в Англии и иногда использует радиоволны той же длины, что и наша радиостанция "Дойчландзендер", конечно же, доставляет нам хлопоты, над которыми следует подумать. Она дает хорошие пропагандистские материалы, и из ее передач можно установить, что англичане точно знают, что они разрушили в наших городах".

Очевидно, наиболее бессердечным из всех видов обмана, о которых сам Делмер говорит, что ему за них стыдно, был такой: узнавали имя немецкого солдата, официально объявленного убитым, и посылали его матери письмо от имени его "друга", который видел этого солдата живым и здоровым в одной из нейтральных стран, например Швеции или Швейцарии, куда он якобы дезертировал. Естественно, поэтому он сам не мог написать. С ним великолепно обращались и присматривали, но его мать ни в коем случае не должна рассказывать об этом его друзьям. Довольные родители, естественно, распускали слух об этом, и многие солдаты копировали действия этого "дезертира", который так хорошо устроился. Для семьи погибшего солдата расплата наступала в конце войны.

Художник Лакост сделал несколько юмористических плакатов на тему "враг подслушивает". Гитлер был предметом издевательства в этих карикатурах. Надпись на плакате: "Он хочет знать наименование твоей части, а также куда вы направляетесь и когда. Никогда не упоминайте этого в разговорах независимо от того, находитесь ли в толпе или в одиночестве"

Другими "черными" приемами были письма семьям военнослужащих, направленные на то, чтобы посеять недоверие и нелюбовь к высшим нацистским руководителям. Здесь пропаганда основывалась на истинных чувствах, т.к. каждый в Германии знал, что руководители пользовались - как и руководители во всех странах - значительными преимуществами, непозволительными для простого человека.

Когда немецкий солдат умирал в госпитале, врач по радио отправлял телеграмму местному партийному чиновнику, прося его известить семью умершего об этом. Такие сообщения перехватывались Исполнительным директоратом, и матери составлялось письмо с просьбой приехать якобы от какого-то друга, который был с ним в его последние часы.

Он описывал, как умерший солдат до последнего момента выражал веру в конечную победу фюрера и Германии. Он также добавлял, что умерший завещал свое маленькое достояние - колечко или часы или золотой крестик - матери на память. Он отправил эту вещицу местному партийному чиновнику, который передаст ее матери. Конечно, вещица никогда не приходила чиновнику, и семье и ее друзьям становилось ясно, что нацистский чиновник грабил умерших. Как вариация на ту же тему: составитель письма иногда добавлял, что сын умер не от ран, как объявлялось, а от смертельного укола, сделанного офицером-медиком, являвшимся членом партии. Этот последний принял такое решение, потому что пациент не выживет, а его госпитальная койка нужна другому раненому солдату.

Щиты для плакатов о Лондоне были толстыми от наклейки, плакатов друг ни друга, плакаты призывали лондонцев протягивать друг другу руку помощи, экономить уголь и оставлять свои тарелки чистыми: съедать еду без остатка. Эти призывы некоторое время работали, но постепенно народ посчитал их чрезмерными

"Черный" обман, у которого были прямые военные последствия, объяснял, почему русские сражались так хорошо. Это было благодаря применению новых фосфорных снарядов, которые американцы поставляли русским. Снаряды могли проникать в сталь на глубину в несколько футов. Когда такой снаряд взрывался, он сжигал все вокруг себя. В конце войны, когда защитники Шербура отчаянно держались, оказалось, что американская армия, сражаясь там с немцами, столкнулась с той же проблемой, с которой союзники встретились в других портах пролива Па-де-Кале, где немецкие части, подчиняясь приказу Гитлера, дрались до последнего. Американский командующий в Шербуре сообщил командующему германскими войсками генералу фон Шибену, что будет лучше для всех сдаться. К его удивлению, генерал ответил, что если американцы начнут обстрел немецкой крепости фосфорными снарядами, то он сможет сдаться с честью, поскольку было известно, что от этих снарядов защиты нет. Конечно, хотя никаких таких снарядов не существовало, американцы сделали вид, что стреляют этими снарядами, выпустив несколько обычных зажигательных снарядов, и генерал капитулировал вместе со своим гарнизоном.

Иногда приемы "черной" пропаганды имели нежелательные последствия. В середине 1942 года, когда русские испытывали натиск немцев, была разработана схема, чтобы облегчить положение русских: для французов, живших на Атлантическом побережье, по радио были переданы приказы эвакуироваться в глубь материка, поскольку немецкие войска должны были двинуться на запад, чтобы противостоять вторжению. Хотя это и могло как-то помочь русским, потому что никакого вторжения здесь не планировалось, это произвело плохой эффект на моральный дух французского Сопротивления и на население Франции в целом. Это также сбило с толку русских, которые предполагали, что здесь затевалось нечто серьезное.

Плакаты, рекламировавшие кинофильмы "Вперед!" и "Сан Деметрио, Лондон" Эти кинокартины были комбинацией документального и игрового кино и привнесли новое сознание честности и целостности в производство художественных фильмов о Англии во время войны. Надпись на верхнем плакате: "Вперед!" Филъм компании "Tу Ситиз" с участием Дэвида Найвена. Постановка Кэрола Рида. На нижнем плакате: интересная афиша фильма о морских приключениях "Сан Деметрио, Лондон". Постановка Майкла Бэлкона

Вся подобная деятельность, адресованная вражеским странам, исходила от Исполнительного директората. За пропаганду для внутреннего потребления и союзников Англии за рубежом отвечало Министерство информации, которое и было организовано для информирования общественности о войне и о том, как можно было помочь выиграть ее. Население следовало убедить добровольно заняться тяжелой работой, порой скучной и опасной, - работать на военных предприятиях, служить в войсках местной обороны и пожарных частях, "рыть траншеи для победы", экономно пользоваться транспортом, экономить бензин, беречь бумагу, соблюдать рационирование продовольствия и избегать черного рынка.

Актер Джон Миллс в фильме Ноэля Кауарда. Это эмоциональный фильм об экипаже одного эсминца, который был потоплен в ходе Битвы за Кипр

Кроме того, министерство информировало англичан о ходе войны без того, чтобы ставить под угрозу национальную безопасность. Для этого оно использовало все средства, которые были в его распоряжении: кинофильмы, фотографии, брошюры, плакаты, объявления в газетах, выставки, публичные лекции. Министерство привлекало многих известных публицистов, деятелей культуры и писателей. Среди них был писатель и драматург Дж. Б. Пристли, вскоре после паления Франции он подготовил целый ряд волнующих радиопередач на Би-би-си.

На заграницу министерство вещало английские новости, с тем чтобы материалы, благожелательные для Англии, получали самое широкое освещение, а вражеская пропаганда незамедлительно и убедительно отвергалась. У министерства был также Департамент цензуры печати для недопущения утечки сведений, могущих представлять ценность для противника в военном отношении. Для печати внутри страны в течение всей войны цензура являлась добровольным делом в том смысле, что издатели не обязаны были предоставлять цензорам материалы для проверки, а цензоры не имели права запрещать публикации. Но с получением от департамента права на издание та или иная газета была защищена от преследований по Закону об обороне, если эта газета по недосмотру выпускала информацию, имевшую ценность для противника. Для иностранных корреспондентов и корреспондентов из стран Содружества предоставление материалов для их страны на проверку цензурой было обязательным.

Фильм "Победа в пустыне" был документальной картиной о кампании в Северной Африке, которая закончилась первой важной победой Англии над Гитлером

Министерство информации отвечало также за публикацию рекламных материалов. Для этого существовал отдел по проведению различных кампаний, занимавшийся рекламой и плакатами, а также выставочный отдел, который занимался организацией выставок, начиная от крупных и кончая выставками размером с оконную витрину, как внутри страны, так и за рубежом. Такая выставка в 1942 году под названием "Непобедимая душа" была открыта на станции метро Чаринг Росс. Тема выставки - сопротивление в оккупированных странах - привлекла рекордное число людей. Отдел изданий подготовил и распространил большое число иллюстрированных изданий о войне, а также занимался продвижением за рубеж английских газет и других периодических изданий.

Фильм "В котором мы служили" был сделан в 1942 году. Единодушие команды потопленного корабля дало англичанам чувство единства в тот момент их истории, когда они больше всею нуждались в нем

Устная пропаганда была признана самым важным делом, и распространение слухов тщательно планировалось. Целью являлось сделать так, чтобы люди говорили: "один мой знакомый сказал мне" или "мой молодой человек слышал это в Пламберс Армз". Это льстило самолюбию слушателя, очень хотевшего поделиться такой новостью, которую он считал сенсацией. По словам профессора Лассвелла, описывавшего, как англичане лично всячески пытались убедить Америку вступить в войну, "использование лиц в качестве каналов влияния было наиболее эффективным способом распространения информации в Соединенных Штатах, от одного бизнесмена другому, от журналиста журналисту, от профессора профессору Это все делалось более искусно, чем во время войны 1914-1918 годов".

В Англии, как и во всех странах, принимавших участие во Второй мировой войне, кино играло важную пропагандистскую роль. Англия вступила в войну с хорошо подготовленными специалистами в области документального кино. Киноотдел Министерства информации изготовлял серию еженедельно выпускавшихся фильмов продолжительностью пять минут, которые демонстрировались по всей стране, будучи вставленными в обычную программу.

Фильм "Жизнь и смерть полковника Блимпа" был тем или иным образом связан с героями карикатур, созданных художником Дэвидом Лоу

Названия кинофильмов не требуют разъяснений. "Спасение с улыбкой", "Госпитальная сестра", "Ускорьте движение плуга". Более важные документальные фильмы делались компанией "Краун Фильм Юнит". Некоторые, например "Люди на маяке", направлены были на возбуждение чувств против немцев. Плавучие маяки всегда считались не подлежащими нападению даже во время войны, но нацисты - так было в фильме - не соблюдали этот рыцарский кодекс. Люди, обслуживавшие маяк, были обстреляны из пулеметов. В фильме показано, как они в отчаянии плывут к берегу. Спасается только один. Другая документалистика показывала мужество английских солдат или доблесть в бою. О битве за Эль-Аламейн был сделан фильм "Победа в пустыне". О бомбардировках городов - фильм "Лондон выдержит это" режиссера Хэмфри Дженнинга. О налетах английской авиации на Германию - фильм режиссера Гарри Уолта "Цель на сегодняшнюю ночь". Эта кинокартина была снята в 1941 году, в то время, когда англичанам надоел "пассивный стоицизм" и они хотели видеть более агрессивные действия. Из фильма Лени Рифеншталь о сборище в Нюрнберге "Триумф воли" были скомпилированы по крайне мере три фильма. Режиссер Чарли Ридли сделал фильм "Германия зовет", в котором он высмеивал это сборище, показывая, как солдаты СС и вермахта маршируют под звуки популярной в Англии песенки "Прогуливаясь по улице Ламбет".

Некоторые картины имели чисто утилитарную цель: как получить больше яиц от несушки, как кормить кроликов, чтобы получить больше мяса, как доставить себе удовольствие, поедая пирог Вултона (лорд Вултон был злополучным министром продовольствия), как правильно копать и применять мотыгу. Этот последний фильм был заказан Министерством информации для передвижной выставки, которая разъезжала по стране и демонстрировала, как выращивать больше овощей на одном участке и как хранить их. Несмотря на свое, казалось бы, военное название - "Весеннее наступление", фильм инструктировал, как увеличить производство продуктов питания, причем все показано как бы через наивное восприятие маленького мальчика, эвакуированного из Лондона.

Многие художественные фильмы базировались на личном опыте, полученном от войны. Героиня фильма "Они тоже служили" - это домохозяйка, живущая в пригороде, которая спокойно воспринимает все невзгоды дня, чтобы высвободить мужчин ее семьи для фронта и работы на заводе.

Фильм "Сан Деметрио, Лондон" повествует о приключениях группы моряков торгового флота. Фильм режиссера Ноэля Кауарда "В котором мы служили" был также о мужчине на войне - на этот раз о матросе военного флота. В более легком стиле сделан фильм "Жизнь и смерть полковника Блимпа". Герой фильма олицетворяет стремление завсегдатаев скучных английских клубов с грехом пополам просто довести дело до конца.

Другим полем деятельности изобразительного искусства являлась область, в которой англичане еще со времен Гилрэя и Роуландсона всегда были на голову выше других, - карикатуры. В лице австралийца Дэвида Доу Англия имела одного из лучших политических карикатуристов мира. Приверженность к левым превратила его в ярого противника фашистской диктатуры. В своей автобиографии он рассказывает, что, хотя в свое время он был не в курсе ее, его карикатуры, направленные против Гитлера, начали появляться еще в 1923 году. Одним из главных моментов в его творчестве в то время являлось убеждение, что если страны, подписавшие Версальский договор, будут продолжать относиться к новой Германской республике так же, как они относились к императорской Пруссии, если они будут препятствовать ее развитию, а не поощрять его, то германские милитаристы вскоре вернутся к власти.

Дэвид Лоу изобразил Гиммлера и его фашистов ангелами смерти, в то время как колесница катится по Западной Европе. Надпись на книге в руках Гиммлера: "Список гестапо приговоренных к смерти". Надпись под карикатурой: "Ангелы мира нисходят на Бельгию"

Он говорит, что убедился в этом после путча Людендорфа - Гитлера 1923 года. Путч подвиг его на создание карикатуры, где Людендорф надменно стоит на теле распростертой Германии (Гитлер в то время был сравнительно мало известен). Когда Гитлер и Муссолини добились власти, Лоу быстро понял, что карикатуры на них, как тиранов с каплями крови, стекающими с их рук, ничуть не смущали их, а только удовлетворяли их тщеславие. Что задевало их, как он говорит, так это когда их изображали клоунами или самонадеянными плебеями, кем они и являлись Это было сделано режиссером Кавальканти в его фильме о Муссолини "Желтый Цезарь". Муссолини в нем был изображен не как внушающий страх деспот, а как смехотворный шут. Лоу в своих политических карикатурах раскрывал посредственность этих выскочек.

У Бернарда Партриджа был более традиционный стиль. Гитлер, показывая на огромного пустого голубя, говорит Герингу: "Это мое секретное оружие, Герман, против союзников. Идея пришла мне в голову после ночного кошмара"

Когда в 1937 году лорд Галифакс посетил Германию с официальным визитом, ему сказали, что фюрер глубоко оскорблен карикатурами Лоу на него и что газета "Ивнинг Стандарт", в которой эти карикатуры печатались, была запрещена в Германии. Предметом для карикатурного изображения и из-за чего газета была запрещена, являлась политика Гитлера, направленная на подрыв авторитета Лиги Наций. Лоу изображал Гитлера пытающимся поджечь Лигу Наций с такой припиской:

"Это сработало в Рейхстаге. Почему бы не попробовать и здесь?" По возвращении Галифакса в Англию он вызвал в себе Лоу и сказал ему, что его карикатуры наносят вред политике умиротворения, проводимой премьер-министром. Лоу любезно прекратил, но всего лишь на несколько месяцев. Вскоре, после того как Гитлер вступил в Австрию и Лоу понял, что Чемберлена и Галифакса одурачили, он снова взялся за кисть с удвоенной энергией.

Другим известным художником и рисовальщиком, привлеченным Министерством информации к делу пропаганды, был Сирил Кеннет Берд (Фугас) - карикатурист, чьи юмористические плакаты "Беззаботная болтовня" являлись наиболее популярными во время войны. Одна карикатура изображала двух сидящих в автобусе болтливых домохозяек, а позади них сидят Гитлер и Геринг и слушают их болтовню. Подобные предупреждения выдавались также Абрамом Геймсом, создававшим плакаты для Министерства обороны. Они должны были вывешиваться в казармах, офисах компаний и других местах. "Неосторожная болтовня убивает", "Закрой свой большой рот" и т.д. Работы Р. Талмеджа увековечивали борьбу Королевских ВВС, а работы карикатуриста из журнала "Панч" Бернарда Партриджа, вновь появившегося после Первой мировой войны, возобновили нападки на Германию в его традиционном стиле.

Этикетка на грампластинке: насмешливо-иронический юмор песни Ноэля Кауорда "Не относитесь к немцам по-свински" поддерживал дух англичан в самые темные времена войны, когда моральное состояние было низким

В заключение следует спросить какие уроки извлекла Англия в отношении пропаганды во время Второй мировой войны, которые можно было бы добавить к ее опыту в период 1914-1918 годов? Если говорить вообще, то, во-первых, пропаганда, кроме своих "черных" вариантов, строго говоря, являющихся не пропагандой, а обманом, должна иметь в своей основе правду, пусть и искаженную Во-вторых, она должна управляться единым органом. В этом отношении Геббельс имел определенное преимущество во время войны. И последнее - она никогда не должна быть явной. Листовки, которые сбрасывались на Германию в начале войны, заставляли Гитлера смеяться. "За кого англичане нас принимают? - спрашивал он. - За таких же глупцов, как и они сами?" По словам английского эксперта в вопросах пропаганды Сиднея Роджерсона, "пропаганда, которая выглядит как пропаганда, является пропагандой третьего сорта".

Бульдог как символ был снова использован для иллюстрации упорства Англии (1942 г., США). Художник Анри Гиньон


Из серии плакатов, иллюстрирующих действия английских вооруженных сил (1942 г., Англия). Художник Рой Ноколдс. Надпись на плакате: "Налет английских тяжелых бомбардировщиков типа "Стирлинг" на немецкий порт Любек на Балтике оставил доки пылающими в огне. Поддержите самолеты!"

Выражение солидарности Англии с Советским Союзом (1942 г., Англия). Художник Блейк. Надпись на плакате: "Оружие для России. Крупный конвой английских судов в сопровождении советских истребителей входит в гавань Мурманска с жизненно необходимыми предметами снабжения для Красной Армии"

Этот вид Южных Долин всколыхнул чувства любви к идеализированной пасторальной Англии (1942 г. Англия). Художник Фрэнк Ньюбоулд. Надпись на плакате: "Ваша Британия. Деритесь за нее!"

Юмор больше воздействовал на чувства англичан, чем разные тяжеловесные призывы. Один из многочисленных случаев юмористического толкования темы неосторожной болтовни (дата не установлена, Англия). Художник Г. Лакост. Надпись на плакате: "Титл, тэтл - вот и проиграли сражение"

Солдатам показывали результаты неосторожной болтовни (1942 г., Англия). Художник Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Болтовня убивает"

Знаменитый плакат времен войны (1942 г., Англия). Художник Абрам Геймс. Надпись на плакате: "Твоя болтовня может убить твоих товарищей"

Еще одно юмористическое толкование темы неосторожной болтовни (дата неизвестна, Англия). Художник Г. Лакост. Надпись на плакате: "Помалкивай!. Она не такая уж глухая! Неосторожная болтовня стоит жизней"

Все дело в наглядном каламбуре (дата не установлена, Англия). Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Держи это под своей шляпой!"

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org