ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Сам Гитлер в мае 1938 года во время своего визита в Италию сделал язвительное замечание по поводу этой лозунгомании. Альберт Шпеер, который сопровождал Гитлера в этой поездке, в своих мемуарах пишет, что на Гитлера ни в коей мере не производили впечатления стены домов, расписанные подобными лозунгами. Он сказал: "Нам не нужно это. Если случится война, немецкий народ достаточно тверд. Этот вид пропаганды, возможно, и подходит Италии. Другое дело, приносит ли это пользу". Гитлер мало знал о других странах и народах, и его комментарий был более ценным в отношении себя и своего чрезмерного самодовольства, чем об этих итальянских лозунгах. Они были придуманы руководителями, которые знали свой народ.

Именно во время визита Гитлера Муссолини полностью попал под влияние этого более сильного диктатора. Муссолини впервые встретил Гитлера в Венеции в 1934 году, и тот не произвел на него впечатления. О книге "Майн Кампф" он говорил, что "это скучная книга, которую я никогда не мог дочитать да конца". Но к 1936 году, по мере того как Гитлер укреплял свою власть и поддержал агрессию Италии в Эфиопии, Муссолини стал менять свое мнение. В тот год в Милане он упомянул о сотрудничестве Италии и Германии. Он заявил: "Союз Берлина и Рима - это не диафрагма, а скорее ось, вокруг которой могут вращаться все государства Европы, у которых есть желание мира и сотрудничества".

Во время своего более раннего визита в Германию в сентябре 1937 года на Муссолини произвела сильное впечатление германская армия на всех тех парадах, где он был почетным гостем. Именно тогда он сказал Чиано: "Мы должны укрепить итальянцев, сделать их более грозными, ненавидящими, более прусскими". Имея все это в виду, он ввел в итальянской армии немецкий гусиный шаг, "потому что он сильный, надежный, непреклонный, превращающий каждое прохождение в победу" и являющийся "настолько трудным, что лентяй или слабак не могут его выполнить". Это не нравилось итальянскому королю, который был настроен далеко не прогермански. Но Муссолини отверг его критику, воскликнув: "В конце концов, гусь - это римская птица. Разве не гуси спасли Капитолий?" Он приказал, чтобы гусиный шаг в итальянской армии называли римским шагом.

Во время ответного визита фюрера в Италию Муссолини вознамерился сделать этот визит таким же впечатляющим, каким был его визит в Германию. Планирование началось за шесть месяцев до визита, и Муссолини часами занимался организацией военных парадов, проверяя все детали каждого прохождения. Особое внимание обращалось на убранство улиц, с тем чтобы оказать Гитлеру пышный прием.

После визита Муссолини в Германию в 1937 году итальянской армии было приказано принять гусиный шаг, который был переименован в римский шаг. Муссолини утверждал, что это символизировало волю и энергию молодежи. Он говорил, что шаг является трудным делом, лентяи и слабаки не могут так шагать. Тем не менее, итальянские солдаты высмеивались как трусливые в таких фильмах Билли Уайдера, как "Пять могил в Каире"

Хотя некоторые из владельцев магазинов в Риме отказывались выставлять в своих витринах портреты Гитлера, на немецкого диктатора все эти мероприятия произвели сильное впечатление. Он чувствовал, что, даже если Италия и не была особенно сильной в военном отношении, она являлась тем союзником, которого ему не хотелось терять.

Гораздо более серьезным и циничным был антисемитизм, который Муссолини собезьянничал со своего германского ментора и который в конце тридцатых годов был распространен в Италии. До 1938 года он энергично отвергал антисемитизм. Теперь же, после вступления в "Стальной пакт" с Гитлером, он сделал это официальной догмой своего режима. В Италии проживало около 50 тыс. евреев и почти не было антисемитизма. Но диктатура стала издавать декреты по образцу Германии, утверждая, что итальянская раса чиста и что евреи не принадлежат к ней. Однако еврейские семьи давно жили здесь. Издавались расистские журналы наподобие "Защиты расы". Читались различные курсы по таким темам, как "Сохранение расовой целостности", "Опасность смешанных браков", "Чистота итальянской расы со времен Римской империи", "Евреи и современная культура". Эти лекции получали широкое освещение в прессе и на радио, а некоторые даже издавались в виде книг для использования в школах. Были изданы законы, запрещавшие поступление в школу детей приезжих евреев и препятствовавшие оседанию этих евреев в Италии. Позже итальянцам было запрещено вступать в брак с евреями, евреи были изгнаны из армии. Но никакая пропаганда не могла расшевелить большое чувство в стране, где, возможно, было меньше антисемитизма, чем где-либо еще в Европе. Когда пришла война, то та энергия, которую можно было употребить где-то в другом месте, была потрачена на это бесполезное дело.

Вместе с фашистской пропагандой по превращению Италии в расу воинов, таких же доблестных, как и легионеры Древнего Рима, проходила кампания представления врагов как неспособных драться и декаденствующих. К концу тридцатых годов Муссолини убедился, что главным противником его экспансионистских планов была Великобритания. В 1936 году Англия делала все, разве что не вела боевые действия, чтобы воспрепятствовать вторжению Италии в Эфиопию. Англия поддерживала экономические санкции Лиги Наций против Италии. Провал этих мер дал Муссолини предлог, который требовался ему для усугубления итальянского национализма и дальше. Успех Италии в Эфиопии доказывал, по его словам, что господству английского военного флота в Средиземном море пришел конец. Ушли в прошлое времена колониального владычества, когда такие люди, как Род Китченер и лорд Роберте, делали империю великой. Англией теперь правили трусливые бизнесмены, вооруженные всего лишь зонтиками. Италия вытеснит Англию из Северной Африки и Средиземноморья.

Отрывок из статьи в фашистском журнале "Герарчиа" в январе 1938 года показывает то презрение, которое Италия испытывала к Англии: "Англичане неспособны понимать великие идеи, и у них глубокая нелюбовь ко всему теоретическому и абстрактному. Им не хватает настоящих умственных способностей, и единственное, что ими движет, - это материальные амбиции и быстрая выгода.

Стремясь к личным успехам, они придерживаются того, что зачастую является противоречивым и абсурдным. Это страна без литературы, искусства и музыки. Серьезная эрудиция высмеивается в Англии, а интеллектуальные темы никогда не обсуждаются. Только чистое неведение Джона Буля и покорность официальных писателей могли привести к предположению, что это хаотическое скопище - Британская империя - могло напоминать империю Древнего Рима".

На плакате художника Бокасиля надпись "Германия - ваш друг". В 1940 году Муссолини заявил, что "если немцы когда-нибудь придут сюда, то они никогда не уйдут обратно домой". Сразу же после падения Муссолини в 1943 году Гитлер послал германские войска оккупировать Италию. После ожесточенной борьбы в мае 1945 года немцы были разбиты союзниками, которых разочарованные и усталые итальянцы встречали как освободителей

Кроме журналистов, известные профессора биологии и антропологии были мобилизованы, чтобы продемонстрировать, что англосаксонская раса была неспособна к действию и вырождалась. Незадолго до Второй мировой войны фашисты создали имидж англосаксонского общества, основанного целиком на богатстве - или золоте, как они предпочитали называть его. Их лозунги напоминали о грядущей борьбе между золотом (буржуазные демократии) и работой ("пролетарские" страны оси). Они утверждали, что западные плутократии могли сохранять свое господство в мире только с помощью золота, потому что во всех остальных областях они были отсталыми. Однако с помощью золота они намеревались задушить новые молодые и энергичные сообщества, возникшие в Италии и Германии, чья сила заключалась не в золоте, а в труде. Дуче был "создателем цивилизации труда". Когда начнется борьба, победа будет у трудовых наций, потому что работа являлась наивысшим, самым благородным и наиболее одухотворенным выражением жизни.

Всю эту антибританскую пропаганду итальянская общественность вынуждена была глотать во все возраставших количествах по мере роста напряженности во всем мире. Журналист Эрманно Амикуччи зашел так далеко, что заявил: "Благодаря героизму наших солдат золото окажется неспособным порабощать - в священной войне против поработителей. Эта ужасная самовлюбленность нашего традиционного врага - английской империи, - веками спекулировавшего кровью и потом других". Англичане обвинялись во всех формах зла и извращений. Говорили, что их энергия истощалась не только из-за поклонения богатству, но также благодаря их маниакальной привычке к таким явлениям, как психоанализ и спиритизм, чаепитие в 5 часов, гольф (этот антисредиземноморский спорт), даже к такой немужской привычке, как каждодневное бритье. Итальянской общественности говорили, что в английских средних школах продают и покупают девушек, а главными покупателями являются англиканские священники и члены английского парламента. Историк Алессандро Луццио говорил, что англичане - это нация пьяниц, наркоманов и гомосексуалистов, которых поощряет к занятию последним уродство английских женщин. В Англии проживает семь миллионов старых дев, чьи сексуальные расстройства можно было облегчить только королевским указом, допускающим полигамию.

Что же касается бойцовских качеств англичан, то их армия состояла в основном из индийских наемников и бывших австралийских уголовников. Они скорее взбунтуются, чем будут передвигаться в дождь, а боевые действия прекращают из-за перерыва на чаепитие в 5 часов. Даже обычно хорошо информированный посол Италии в Лондоне граф Гранди соглашался с этой чепухой. Он информировал свое правительство о том, что английская гвардейская бригада не могла бы устоять и минуты перед такой же итальянской бригадой. Он сообщал, что англичане - это народ без всяких военных достоинств.

Художники Кукрыниксы, которые прежде изображали Гитлера марширующим гусиный шагом в итальянском сапоге, теперь изображали его пытающимся удержать этот сапог. Фактически Гитлер был готов сражаться. до конца. В январе 1944 года германские войска создали для защиты Рима линию Густава, о которой Гитлер говорил, что ее следует удерживать любой ценой ради тех политических результатов, которые последуют за этой успешной обороной. Это явилось еще одной тактической ошибкой, которая привела к разгрому

Из всего этого может показаться, что фашистские пропагандисты выходили из себя, и их обвинения не стоили опровержений. Но это только некоторые из обвинений, сделанных в отношении английского упадничества, которые перечислены со всей серьезностью известным английским историком и экспертом по фашистской Италии профессором Денисом МакСмитом в его труде об антианглийской пропаганде.

На потенциальных союзников Англии - Францию, а позже и Соединенные Штаты Америки - обрушилась аналогичная, но менее злобная критика. Франция, управляемая правительством народного фронта, была, по утверждению фашистов, под сильным влиянием какого-то иностранного государства - Советского Союза - и поэтому не имела права называться суверенным государством. Она также была подвержена бесчисленным современным порокам: контрацептивам и низкой рождаемости, картежной игре, аморальным писаниям Марселя Пруста и Андре Жида, напитку Перно, коротеньким брючкам и шестимесячным завивкам. Франция падет, развалится, как колода карт, при первых же звуках канонады. Не подходила Франция и для управления своими североафриканскими территориями, например, Тунисом, который в любом случае был "итальянской территорией, управляемой французскими бюрократами".

Соединенные Штаты до весны 1940 года не подпадали под такое обращение, т.к. пока их симпатии по отношению к союзникам не определились. Коротковолновое вещание на большую итальянскую диаспору в США, передававшееся радиостанцией "Радио Рима", способствовало изоляционистским настроениям. Радиопередачи осуждали президента Рузвельта за то, что он замышлял вовлечь свою страну в войну, которая могла принести ей только страдания и разрушения.

Такая пропаганда была относительно успешна в мирное время, когда англосаксонские государства, занятые своими коммерческими делами, не могли противостоять ей. Но во время войны, когда они поняли, что могли не только защитить себя, но и перейти в наступление с имевшимися на то время вооружениями, упадническая пропаганда начала звучать фальшиво. Итальянцы более циничны, чем немцы, и у них не было Геббельса - для того, чтобы поменять их мнение. В первые недели после вступления Италии в войну итальянские газеты делали смехотворные заявления о том, что теперь Италия является полновластным хозяином на Средиземном море. Они объявили, что через три дня ВВС Италии потопят половину флота Великобритании, а в настоящее время Италия переключает все внимание на Битву за Англию и уничтожение английских ВВС в их же воздушном пространстве. С первым подобным утверждением было быстро покончено после сражения при мысе Матапан, где английский флот устроил итальянскому флоту такое избиение, что последний до конца войны вряд ли осмеливался высовываться за пределы своих территориальных вод. Вскоре обнаружилось, что и утверждения фашистов о том, что их авиация участвовала в бомбардировках Лондона во время Битвы за Англию, также являются глупостью.

16 января 1941 года газета "Иль Темпо" писала: "Цитадель английской коммерции город Лондон сгорает дотла. Скоро вся Англия сгорит до последнего дома, последнего дерева, последнего человека".

Выражение "ковентризация" от названия города Ковентри, где немецкие бомбы разрушили собор, с удовольствием употреблялось при описаниях возмездия, которое постигнет все города Великобритании.

Тем не менее все эти разрушения не произвели должного впечатления на английские ВВС, которые стали каждую ночь наносить визиты в города в Северной Италии, посыпая их взрывчаткой во все возраставших количествах.

Самая изощренная пропаганда в мире не может компенсировать военные поражения. Очевидно, самой большой пропагандистской ошибкой Гитлера в моменты эйфории в конце 1941 года являлось сообщение, что Советский Союз разбит и война выиграна. Даже Геббельс впоследствии не смог полностью исправить вред от столь преждевременного заявления. Точно так же по мере того, как поражения Италии множились, "разложившиеся" английские и американские войска гоняли итальянскую армию с места на место, африканская империя рушилась на глазах народа, он начал терять веру в слова своих руководителей. И по мере того как война продолжалась, а Муссолини выражал свою все возраставшую веру в союз с Германией, итальянский народ терял веру в него. Народ начал ненавидеть немцев больше, чем союзников.

И вот здесь пропаганда союзников в виде листовок, сбрасываемых с самолетов, оказалась весьма эффективной. Англичане блестяще использовали священное для итальянцев имя Гарибальди в своих пропагандистских материалах. Однажды в одной из своих речей Гарибальди сказал, что будущее Италии после ее объединения всегда будет связано с Англией. В листовке говорилось:

ЗАКЛИНАНИЕ ГАРИБАЛЬДИ:

Джузеппе Гарибальди, чье имя почитается везде, где живут свободные люди, говорил в 1854 году: "Если Англия когда-нибудь запросит о помощи, проклят будет тот итальянец, который не откликнется на этот призыв!" Бенито Муссолини, ведущий вас под иго вашего извечного врага - тевтонов, навлек тем самым это проклятие на вас.

ЗАКЛИНАНИЕ ГАРИБАЛЬДИ:

НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ, САМ В НЕЕ ПОПАДЕШЬ!

Бенито Муссолини, покорный командам Гитлера, сказал вам о том, что поражение Франции означает поражение Англии. Но Гитлер не разбил Англию. Поэтому он вовлек вас в войну на своей стороне с тем, чтобы бомбы, предназначенные для Германии, падали на вас.

ЗАКЛИНАНИЕ ГАРИБАЛЬДИ

ТЕПЕРЬ ОБРУШИВАЕТСЯ НА ВАС В ВИДЕ БОМБ!

На это итальянские пропагандисты отвечали плакатами о том, что значительно большее проклятие, чем бомбы, падет на Италию, если англосаксы выиграют войну, - варварство. Их пропаганда в отношении варваров-наемников, служивших в английских войсках, еще более усилилась, когда в войну вступили Соединенные Штаты: художник Бокасиль выпустил свой знаменитый плакат, на котором американский солдат-негр тащил мраморную статую Венеры Милосской с привязанным к ее шее ценником - два доллара. Американцы грабили бы и разрушали культурные ценности более цивилизованной страны. Еще один плакат изображал озверевшего английского солдата, злобно смотрящего из-под каски. Широко известный культ матери также использовался в прочувственном плакате, где была изображена старая итальянская крестьянка с чувством собственного достоинства, в черном бомбазине, с гордостью показывающая на своей груди медаль за храбрость, полученную ее сыном, убитым в бою. Она торжественно возглашает. "Не предавайте моего сына!"

Карикатура на Муссолини бразильского художника Хозе Озона (1944 г.). Дуче уже отстранили от власти. Перед смертью от рук итальянских партизан он всплыл в качестве марионеточного правителя, поддерживаемого немцами, в Северной Италии. Ветер больше не наполнял его паруса, и он оставался только оболочкой бывшего самого себя

Для пропаганды против Соединенных Штатов фашисты использовали американского поэта Эзры Паунда - обожателя Муссолини и ярого сторонника антисемитизма. Он дважды в неделю выступал на коротких волнах радиостанции "Радио Рима" для Соединенных Штатов, а также писал по-английски сценарии для итальянских пропагандистов. Иногда он нападал на президента Рузвельта, говоря, что он поджигатель войны; иногда по каким-то причинам называл себя "Эзрой Паундом - поэтом и экономистом" и разглагольствовал на темы денежной реформы, необходимой для спасения Соединенных Штатов от катастрофы. Иногда он читал свои стихи или рассуждал о своих литературных друзьях, что заставляло радиослушателей выключать радиоприемники.

Он утверждал, что меньше протестует против настоящего положения, чем против "системы, порождающей одну войну за другой". Он оставался в Италии, занимаясь пустословием против союзников до конца войны, когда американские войска схватили его и осудили за предательство. Его посчитали ненормальным и приговорили к принудительному лечению. Через время его выпустили, и он умер на своей второй родине - в Италии.

На этой карикатуре Кукрыниксов 1943 года схвачено существо обвисшего диктатора, которого свергли в июне 1943 года. Через несколько месяцев Муссолини заявил одному своему приятелю, что итальянцы настолько же ненавидели его в поражении, насколько любили его при победах. Хотя один из фашистов совершил самоубийство, когда услыхал об отстранении Муссолини от власти, в целом это вызвало не так уж много волнений, а скорее чувство облегчения. В защиту Муссолини не прозвучало ни одного голоса

Что же касается пропаганды против Советского Союза, то фашистская пропаганда была направлена на то, чтобы убедить итальянцев, служивших в немецких войсках СС, сражаться на Восточном фронте. Это достаточно хорошо срабатывало, пока немцы успешно продвигались вперед во время жарких летних месяцев, но первые же поражения немцев в русских снегах быстро отрезвили итальянских добровольцев. Определенное количество их было привлечено хорошим жалованьем в Германию, поэтому они ехали туда работать в Организации Тодта, где требовалась их техническая квалификация. Но и они вскоре разочаровались, когда обнаружили, что немцы относятся к ним как к неполноценной расе.

С падением Муссолини осенью 1943 года Бадольо и ряд других фашистских ренегатов действовали как промежуточное правительство. В течение нескольких месяцев они пытались поддерживать впечатление единства с Германией и продолжали клеймить союзников как "варваров-захватчиков". Но с итальянцев было достаточно, они приветствовали союзников не как варваров, т.к. с этим пропагандистским словом явно переусердствовали, а как освободителей, и Бадольо вынужден был перенять эту точку зрения.

В рассматриваемый здесь период ведения фашистской пропаганды (1922-1945 годы) сравнения между фашистскими и нацистскими способами пропаганды не избежать благодаря сходству в государственном устройстве. Хотя итальянские фашисты занимались этим делом вдвое дольше немцев - двадцать три года, а немцы только двенадцать, - нельзя не отметить, что они были столь же успешны. В области ораторства перед толпой выбирать было почти не из чего, но в целом циничных итальянцев оказалось более трудно ввести в заблуждение. В сравнении со зловещей работой доктора Геббельса итальянская пропаганда оказалась более дилетантской и, на удивление, менее сведущей о других государствах, а зачастую просто смехотворной.

Обложка журнала "Фашистская молодежь" (конец двадцатых годов, Италия). Автор А. Коневари

Почтовая марка в память о летней выставке социальной заботы о детях (28 января 1937 г., Италия). Автор неизвестен

Еще две почтовые марки, посвященные социальной защите детей

Эти почтовые марки изображают озабоченность Муссолини молодежью Италии, начиная с момента рождения детей и до того времени, когда дети станут достаточно взрослыми, чтобы быть призванными в армию


Фашистский легион выпустил эту марку в день основания организации "Итальянская Восточная Африка" (1938 г., Италия). Автор неизвестен


Итальянские марки. ("Два народа - одна война"). Выпущены в память о создании "оси Берлин-Рим" (1940-1941 гг., Италия). Автор неизвестен


Пародия на итальянскую марку (1944 г.). Пропаганда союзников против Италии. Автор неизвестен

Плакат "Вступайте во Вспомогательную службу 10-й флотилии MAS" (дата неизвестна, Италия). Автор неизвестен

Волчица, символизирующая Италию, в ярости разодрала в клочья английский флаг, одновременно с любовью и нежностью вскармливая Ромула и Рема. Это изображение таких противоположных чувств устраивало темпераментных итальянцев

"Никакого марша на Москву без марша на Рим" (1942 г., Италия). Автор Альберто Аморико

Фашистский боец одной рукой расправляется с русским медведем. Хвастовство Муссолини подогревало роль Италии в борьбе против Советского Союза. Легионы итальянских добровольцев вместе с воинскими формированиями из Франции, Скандинавии, Бельгии, Голландии и других оккупированных стран поддерживали воевавшие на Восточном фронте войска СС (см. плакат войск СС, призывавший вступать в войска СС). Но их присутствие на Восточном фронте вряд ли сильно помогало

"Всё и все для победы" (1941 г., Италия). Автор неизвестен

"Вступайте в итальянский легион СС" (1943 г., Италия). Автор Джино Бокасиль

Антианглийские плакаты (1941 г., Италия). Автор А.Бертилья

Стенгазета фашистской партии (дата не установлена, Италия). Автор неизвестен


Антиамериканский плакат на тему "культурного варварства" (1942 г., Италия). Автор Ажино Бокасиль

Подобно Мельнеру и другим карикатуристам, Бокасиль использовал американского солдата-негра в качестве символа культурного варварства, которого он изображал как контраст белой мраморной Венере Милосской образу европейской классической чистоты, на который был повешен ценник, объявлявший ее цену два доллара


Антисемистский плакат (1942 г., Италия). Автор Джино Бокасиль

"Рабочие, восстановим страну" (1943 г., Италия). Автор неизвестен

"Хорошая кровь не врет" (1944 г., Италия). Автор неизвестен

"Дух Гофредо Мамели защитит республику" (1944 г., Италия). Автор неизвестен

Гофредо Мамели (1827-1849) был итальянским патриотом, сражавшимся в рядах Гарибальди и погибшим в войне 1848-1849 годов. Он был поэтом, и его песня "Фрателли д'Италия" стала популярной песней движения за независимость. На этом плакате Мамели изображен, чтобы показать преемственность между "красными рубашками" Гарибальди и солдатами Муссолини, к стальному шлему которых прикреплены крылья Гермеса

"Итальянские рабочие, записывайтесь для работы в Германии", 1943 г. Немецкий плакат для Италии. Автор неизвестен

В 1940 году итальянские рабочие стали ездить в Германию. Сначала их привлекали зарплата и условия в Германии, но с ними обращались как с представителями неполноценной расы. Когда они действовали наперекор нацистским порядкам, их сурово наказывали, многих отправляли в концентрационные лагеря


"Хлеб и социальная защита. Вступайте в организацию Тодта", 1944 г. Немецкий плакат для Италии. Автор неизвестен

Организация Тодта отвечала за общественные работы в Германии. После того как власть Муссолини пала, эта организация задействовала итальянцев на строительных работах в Италии

"Конец саботажника" (1944 г., Италия). Автор неизвестен

"Выкиньте немцев!", 1943 г. Плакат союзников для итальянцев. Автор неизвестен

Работа "Освободителей" (1944 г., Италия). Автор неизвестен

В оккупированной Голландии "освободитель" изображался на немецких плакатах как агент-разрушитель

"Итальянские рабочие! Вот как "Освободители" будут обращаться с вашими детьми" (1944 г., Италия). Автор неизвестен

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org