С. ДЖЕЙСОН БЛЭК, КРИСТОФЕР С. ХАЙАТТ
ВУДУ В МЕГАПОЛИСЕ, 1998


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА

Листание страниц: CTRL + ← или CTRL + →

ПОИСК ПО САЙТУ:

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

В вудуизме духов называют двумя разными собирательными именами: в сантерии-лукуми - ориша, а в гаитянском воду - лоа. В любом случае они считаются эмиссарами Бога-Творца, которые оставлены на Земле для взаимодействия с человеком. Бога-Творца называют по-разному. Одно из его имен - Олодумаре. Согласно мифу, завершив творение, он почувствовал отвращение к физическому миру и отвернулся от него. Поэтому к этому Богу бессмысленно взывать: он не отвечает никому.

О богах существуют многочисленные и пространные легенды, которые мы не будем пересказывать: об этом уже написано немало хороших книг. Отметим только, что сюжеты мифов очень сильно (до полной неузнаваемости) варьируют, но качества и силы, приписываемые конкретным духам, во всех странах практически одинаковы.

С Эшу связан интересный миф: когда-то он оказал услугу Олодумаре, и Создатель обещал выполнить любое его желание. Эшу не раздумывал ни минуты. "Я хочу, - заявил он, - делать все, что мне вздумается". И Олодумаре даровал ему это право. Поэтому Эшу, единственный из всех духов, свободен от ограничений. Все эшу не только открывают двери и поддерживают общение людей с богами; они также выполняют самые черные проклятия и приносят смерть. При этом они никогда не чувствуют за собой вины и не бывают наказаны. В отличие от других духов, которые управляют определенными элементами мира или аспектами жизни, у эшу нет своего "царства". Они ходят, где хотят, и делают, что им вздумается.

Чтобы заклинание сработало, маг всегда нуждается в помощи эшу. Если одно из этих существ невзлюбит мага, тому не будет удачи.

Эшу всегда надо приветствовать и призывать - независимо от того, является ли он главным агентом данного заклинания или нет.13 Один из вариантов призывания из традиции лукуми мы приводим ниже. Его можно слегка изменять, подставляя имя того конкретного эшу (но только эшу, а не представителя другого класса духов!), который призывается в данном случае.

1В этом смысле Эшу очень близок к индийскому Ганеше

ПРИЗЫВАНИЕ ЭШУ

IBAROKOU MOLLUMBA ESHU IBACO MOYUMBA IBACO MOYUMBA. ОМОТЕ CONICU IBACOO ОМОТЕ АКО MOLLUMBA ESHU KULONA. IBARAKOU MOLLUMBA ОМOLE КО IBARAKOU MOLLUMBA OMOLE КО. IBARAKOU MOLLUMBA AKO ESHU KULONA IBARAKOU MOLLUMBA. ACHE ESHU KULONA IBARACOU MOLLUMBA OMOLE КО AKO ACHE. ARONG LARO AKONG LAROLE КО AKO ACHE. ARONG LARO AKONG LAROLLE ESHU KULONA A ESHU COMA KOMIO ACHE. AKONKA LAR AKONKO LAR AKO ACHE IBA LA GUANA ESHU. LAROLLE AKONKO LARO LAROLLE E LAROLLE AKONKO AKNONKO LAROLLE AKONKO LAROLLE AKONKO LA GUANA E LAROLLE.

Призывание составлено на искаженном языке йоруба, который на Кубе называют "лукуми". Произносить этот текст гораздо легче, чем кажется поначалу, поскольку в нем много повторов и он весьма мелодичен. Слово аче2, которое встречается в призывании несколько раз, означает первичную жизненную силу, которая известна всем магическим традициям. Это то же, что прана йогов или барака3 арабских святых.

2Порт. аше

3Барака в исламе - "благословение", магическая энергия, исходящая от Аллаха и передаваемая им через святых и пророков обычным людям. Ею обладают Черный Камень Каабы и другие святыни - вещи, принадлежавшие святым, их могилы и др.

После любого призывания принято просить духа не навредить вам и не направить действие заклинания в неправильное русло. Если вы знакомы с европейской магией, этот момент должен быть вам понятен.

Есть несколько способов символического представления эшу в ритуале. Простейший способ - гаитянский. На полу или земле мукой или подобной субстанцией рисуется равноконечный крест с различными завитушками, форма которых зависит от того, какой в то же время дух вызывается и в каком регионе происходит колдовство. Пример такого креста см. на доске для прорицания по раковинам в предыдущей главе.

В Соединенных Штатах, где преобладают кубинские формы магии, Эшу обычно называют Элеггвой или Элегбой. Его образом, как правило, служит "голова", вручную сделанная из цемента, с глазами, ушами и ртом из раковин каури. Такие "головы" лепят на цилиндрическом стержне. Затем стержень вынимается, и внутри "головы" образуется выемка.

Когда сантерия-лукуми была еще преимущественно деревенской традицией, новую "голову" Элеггвы обычно освящали ("оживляли") на перекрестке. Для этого надо было выкопать яму в центре пыльного перекрестка и опустить в нее "голову". Затем над ямой перерезали горло петуху, чтобы его кровь "впиталась" в фигурку. Петуха после этого клали в ту же яму и закапывали вместе с "головой" на определенное количество дней.

Этот ритуал очень трудно выполнять в условиях современного города. В качестве альтернативного варианта, которому следуем лично мы, можно купить неосвященную "голову" в ботанике или сделать ее самому и выполнить ритуал, состоящий из вышеприведенного призывания и жертвоприношения. Вместо петуха берется голубь или другая птица, которую легко можно приобрести. Ее нужно зарезать над "головой", дать крови высохнуть, а затем попросить конкретного духа-эшу вселиться в фигуру. В цилиндрическую выемку, оставляемую в "голове", помещают и запечатывают цементом семь камней или монет, представляющих семь планет астрологии. Когда "голова" высохнет, ее нужно выкрасить в черный цвет (поверх засохшей крови), не закрашивая только раковин на месте глаз и рта. После этого образ Эшу считается "заряженным".

"Головы" обычно изготовляются вручную магами-сантеро. Бывают разного размера - от больших, с футбольный мяч, до таких, которые можно спрятать в кулаке. Помещать такой талисман лучше всего в углу, в шкафу или у двери. Духа следует спросить посредством прорицания, в какой части дома он хочет жить. Полученному ответу надо следовать. Этот "личный" Эшу будет отвечать за ваши личные магические ритуалы и защищать ваш дом. Ему нужно давать сладости и (если попросит) маленькие игрушки, ром и сигары. При важных церемониях Эшу предпочитает свежую кровь жертвенной птицы.

Если вы живете в районе, где нет ботаник, и не можете вылепить "голову" из цемента, можно купить свежий кокосовый орех, срезать верхушку и вылить жидкость. Это будет "голова". Приклейте на нее раковины, изображающие глаза, рот и уши. Освящение выполняется точно так же, только семь камней помещаются прямо в пустую скорлупу ореха. Такую "голову" красить не нужно. Когда творятся заклинания, требующие помощи Эшу, в пустой орех помещают записки с просьбами или определенные талисманы - все это с соблюдением особых правил.

В Бразилии Эшу изображают в виде дьявола в полный рост. Статуэтки часто делают из железа. Часто представителями эшу выступают графические изображения - его сигили ("печати").

Ниже мы приведем некоторые из сотен имен отдельных членов семьи эшу. Это двадцать один эшу или элеггва, традиции сантерия-лукуми. Мы взяли эти имена из небольшого буклета, изданного одним англо, который был посвящен в Африке в религию Ифы (Аво Фа'локун Фатунмби. Эшу-Элегба, Ифа и Посланец Богов. Нью-Йорк, 1992). Миджин Гонсалес-Уипплер также опубликовала подобный список, но он не совпадает со списком Фатунмби. Наш список составлен на основе этих двух:

Эшу Оро - Эшу силы устного слова.
Эшу Опин - Хранитель сакрального пространства.
Эшу Алакету - Владыка божественной чувственности.
Эшу Исери - Эшу трав и целительства.
Эшу Гого - Эшу платы и справедливости.
Эшу Вара - Эшу личных отношений.
Эшу Ижелу- Владыка барабанов.
Эшу Айеде - Приносит послания от духов.
Эшу Одара - Владыка трансформации.
Эшу Жеки Эбо Да - Эшу священных подношений.
Эшу Агонгон Гожа - Эшу одежды и внешнего вида.
Эшу Элекун - Эшу-охотник или хищник.
Эшу Аровоже - Покровитель путешествующих по океану.
Эшу Лалу - Эшу танца.
Эшу Пакута Си Эва - Творец и разрушитель красоты.
Эшу Кене Ле Дунже - Эшу сладостей.
Эшу Элебара - Эшу силы.
Эшу Эмалона - Эшу "любых необходимых средств" или "необычных мер".
Эшу Ларойе - Посланец богини любви Ошун.
Эшу Ананаки - Эшу памяти о прошлом.
Эшу Окобуру - Наделяющий силой.
Окобуру на языке йоруба означает "злая дубина".

⇦ Ctrl предыдущая страница / страница 36 из 49 / следующая страница Ctrl ⇨
мобильная версия страницы 



cartalana.orgⒸ 2008-2018 контакт: koshka@cartalana.org