ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА. Сборник В. Даля, 1957


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА

Листание страниц: CTRL + ← или CTRL + →

ПОИСК ПО САЙТУ:

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

Не сытно проклятое былие, еже по-еллински обилие (т.е. картофель) (раск.).
Кто кофе пьет, того бог (или: гром) убьет (раск.).
Кто пьет чай, тот спасения не чай (раск.).
Кто пьет чай, отчаявается от бога; кто пьет кофе - налагает ков на Христа (раск.).
Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца - сгубила всех до конца (раск.).
Корень горести высь прозябает (табак) (раск.).
Кто табак пьет (т.е. нюхает) да курит - святого духа из себя турит (раск.).
Кто нюхает таба′ки, тот брат собаке (раск.).
Кто нюхает (или: курит) табак, тот хуже собак (раск.).
Дар божий грех колоть (об употреблении вилок) (раск.).
Сколько яств, столько и ножей (некоторые раскольнические толки).
Прививная оспа - антиева печать (раск.).
На том свете каждая щедринка (от оспы) обратится в жемчужину (раск.).
Клеймо на мере и весах - печать антихристова (раск.).
Перепись народная делается для взимания антихристом дани с живых и мертвых (раск.).
Грешно об одной оглобле (т.е. дышле) ездить (раск.).
У антихриста дышловая колесница (раск.).
С табачником, щепотником, бритоусцем не молись, не дружись, не бранись (раск.).
Себя хлыщу - Христа ищу (хлыстовщина).
Себя скоплю, себе рай куплю (скопцы).
Огненное крещение (т.е. скопление) - искупление.
Ключи ада, ключи бездны (скопцы о детородн. част.).
Веселится весь собор, катится к нам сокол (т.е. дух святый) (скопцы).
Златым перстнем обручились, со грехом разлучились (скопцы).
Тридцать рублей злата, оставайся место свято (о Иуде) (скопцы).
Уж кто у нас на реку Шат пойдет, тот, други, зашатается (идти на Шат - отшатнуться) (скопцы).
Кто в пяток на первой неделе великого поста постится, не умрет напрасною смертию (раск.).
Кто в пяток перед благовещением постится, от напрасного убийства сохранится.
Кто в пяток перед сошествием св. духа постится, от острого меча сохранен будет.
Кто в пяток на страстной постится, от неприятеля сохранен будет.
Кто в пяток перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится.
Кто в пяток перед рождеством предтечи постится, от всякого недостатка и скудости сохранится.
Кто в пяток перед Ильиным днем постится, вечныя муки избавлен будет.
Кто перед успением пресвятой богородицы постится, от покушения лукавого и трясавицы сохранится.
Кто перед днем св. Космы и Дамиана постится, от смертного греха избавлен будет.
Кто перед днем архистратига Михаила постится, того имя написано будет на престоле.
Кто перед рождеством Христовым постится, узрит пред смертию пресвятую богородицу.
Кто перед богоявлением господним постится, того имя напишется в животной книге.

ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО
Ересь да ощера несогласно живут.
Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).
Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).
Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).
Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).
По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).
Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).
Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
Борода - трава, скосить можно.
Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
У святых отцов не найдешь и концов.
Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.
***
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
К вам старик во двор, а и где вы? - В часовне часы читаем.
Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
К вам молодчик во двор, а и где вы? - По кельям лежим.
***
Всяк крестится, не всяк молится.
Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
Аминь, аминь - а головой в овин (т.е. на распутство).
Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.
И черт под старость в монахи пошел.
Не всяк монах, на ком клобук.
Пойду в монастырь, где много холостых.
Близко церкви, да далеко от бога.
Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).
Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т.е. не ханжи).
Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
Часто (или: Густо) кадишь - святых зачадишь (или: задымишь).
Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
Спереди - блажен муж, а сзади - векую шаташася!
Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.
Есть деньги - так в свайку, нет денег - так в схиму.
Со спаса дерет, да на Николу кладет.
Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
Церковь грабит, да колокольню кроет.
Шасть, на божью часть.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т.е. сирот).
Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.
Нам не гоже, так вот тебе, боже!
Божница домашня, а совесть продажна.
Ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
Борода апостольская, а усок дьявольский.
Лучше не понедельничать, да не бездельничать.
Бес хлеба не ест, да не свят.
Смиренен духом, да горд брюхом.
Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.
Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
Он не кот молока не пьет а от винца не прочь

⇦ Ctrl предыдущая страница / страница 5 из 156 / следующая страница Ctrl ⇨
мобильная версия страницы 



cartalana.orgⒸ 2008-2018 контакт: koshka@cartalana.org