ЛИПИНА Е.А. "КУКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ И ДОМА", 2001

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ



ГЛАВА 7. И ЕЩЕ ПАРОЧКА МЕЛОЧЕЙ

Понятие о реквизите и его изготовление

Папа Карло Реквизит - это совокупность вещей (подлинных или бутафорских), необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит служит дополнением к сценическому костюму (шляпы, зонты, палки, портфели и так далее). Реквизитом могут быть подлинные вещи или сделанные бутафорским способом.

В театре кукол весь реквизит является бутафорией - то есть все предметы, которыми куклы пользуются на сцене во время действия, не подлинные. Это и посуда, и еда, и головные уборы, и цветы, и оружие, и многое другое.

Следует помнить, что весь реквизит спектакля должен быть выполнен в полном соответствии с общим стилем решения спектакля, с содержанием пьесы.

Бутафорская посуда изготавливается из папье-маше, вытачивается из дерева, вырезается из жести или фанеры. Посуду можно делать объемной или плоскостной. Все зависит от того, как персонажи будут ею пользоваться. Например, если из кувшина будут наливать воду, то сделать его лучше объемным, из папье-маше. А если он должен стоять на столе с цветами, то тогда его делают плоскостным и вырезают из фанеры. Вы уже знаете как сделать кувшин из папье-маше на примере кукольной головки. А плоскостной кувшин делается таким способом: на фанеру наносится рисунок кувшина, как своеобразная выкройка, затем рисунок выпиливается, грунтуется и раскрашивается. После этого его закрепляют на столе. Так же можно сделать кувшин из пенопласта, вырезав по форме кувшина и раскрасив.

Подобным образом изготавливаются бутафорские фрукты и овощи. Но есть еще один способ изготовления фруктов и овощей. Для этого берут комок сухой бумаги, туго сжимают его и обертывают кусочком сухой марли. Затем с помощью большой иглы дважды прошивают шпагатом, делая узлы с двух сторон комка и таким образом стягивая его. Один проклеенный конец шпагата является черенком, другой, растрепанный - пестиком. После этого марлю смазывают клейстером и, обжимая пальцами, придают болванке требуемую форму, например, круглого или продолговатого яблока, груши и т.д.

Для закрепления полученной формы болванку склеивают с помощью клейстера кусочками бумаги в два-три слоя и оставляют для просушки. После высыхания изделие шпаклюют, шлифуют наждачными шкурками и окрашивают как обычное папье-маше.

Для изготовления дичи, рыбы применяют различные плотные ткани, сшивая заготовку нужной конфигурации и набивая ее потом поролоном или наклеивая на поролон. Два слоя ткани для плавников склеивают друг с другом, предварительно проложив между ними ряд проволочек для передачи ребристости. Окрашивают рыб так же, как и фрукты.

Хорошим материалом для изготовления бутафорских фруктов, ягод, пирожных является поролон или пенопласт. Поролон режут ножницами, острым сапожным ножом, жесткий пенопласт подвергают обработке столярными инструментами.

Окрашивают поролон водным или спиртовым раствором анилиновых красителей. Впитывая краску, он приобретает нужный цвет.

Изготовление изделий из пенопласта требует всего две операции: выпиливание изделия и его окраску. Изделие получается легким и прочным. Используют масляные и клеевые краски, гуашь, анилиновые красители.

Рис. 48

Рис. 49

Из пенопласта вырезают и оружие: пистолеты, ружья. Но лучше это делать из дерева, потому что пенопласт все-таки хрупкий материал и может расколоться при транспортировке.

Еще из пенопласта делают бутылки различной формы, градусник, столовые приборы, подносы (рис. 48). А можно весь этот набор вместе с бабушкиной скамейкой для спектакля "Красная Шапочка" сделать из фанеры. Корзинку Красной Шапочки делают из картона (рис. 49). Для этого вырезают две заготовки: одна - донышко корзины (рис. 50), вторая - ее борт (рис. 51). Донышко по краю разрезают и загибают. Далее край борта корзины смазывают клеем и приклеивают к донышку (рис. 52). Ручку изготавливают из проволоки, оплетают шнуром и прикрепляют к корзине. Затем корзину окрашивают. Бутылку в корзине можно сделать из пенопласта. А чтобы заполнить корзину, имитируя пирожки, внутрь приклеивают кусок поролона и накрывают его тканью.

Рис. 51, 50, 52

Топоры для Лесорубов делают из дерева. Для этого берут дощечку толщиной 8-10 мм, наносят на нее рисунок топора и выпиливают (рис. 53). Затем обрабатывают столярными инструментами (рис. 54) и раскрашивают красками (рис. 55).

Рис. 53, 54, 55

Еще мы должны сделать очки для Бабушки (рис. 56), которые надевает и Волк после того, как проглотит Бабушку. Очки можно сделать одни на двоих, то есть их снимают, когда исчезает кукла Бабушки и надевают на Волка. Но обычно эта процедура затягивается, в действии появляется ничем неоправданная пауза. Поэтому лучше сделать еще одни очки, которые сразу же будут надеты на Волка.

Рис. 56

Их делают из проволоки (рис. 57). Проволоку изгибают плоскогубцами, придавая ей форму очков и закрепляют в месте переносицы и у основания дужек (места указаны стрелками на рисунке). Излишки откусывают, а концы проволоки обязательно закручивают двумя-тремя витками.

Рис. 57

На эскизах художника к спектаклю "Красная Шапочка" у всех персонажей, кроме Волка, есть головные уборы. Попробуем на нескольких примерах рассказать, как они изготавливаются. Начнем с чепчика для Бабушки. Чепчиков, как и очков, тоже лучше сделать два. Один прикрепить к голове Бабушки, а второй надеть на Волка. Сшить их можно из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Выкройку на бумаге делать необязательно, а прямо на ткани, с учетом размеров голов, нарисовать круг. Диаметр его должен быть больше размера головы раза в три. Ткань вырезают, по кругу пришивают кружева. Затем рисуют еще один круг, который больше размера головы в два раза. По этому кругу пропускают нитку (рис. 58), затягивают ее точно по размеру головы и закрепляют. Когда чепчик готов, к нему пришивают ленточку и завязывают бантом (рис. 59).

Рис. 58, 59

Так же шьют чепчики для Мамы и Красной Шапочки, только изменяют ширину внешнего круга.

Шляпу для Лесоруба выкраивают на бумаге по размерам головы. Сначала выкраивают тулью (рис. 60), а потом - поля (рис. 61). Переносят выкройки на ткань, вырезают и сшивают. Отдельно шьют тулью (рис. 62).

Рис. 60-62

Затем пришивают ее к полям (рис. 63), украшают ленточкой и пером (рис. 64). Ткань для шляпы должна быть плотной, более всего подходят драп или фетр.

Перо для шляпы можно сделать из бумаги, проклеенной ткани, кожи. Берут кусочек материала, выкраивают из двух половинок перо и склеивают их между собой, не забыв посредине вставить проволоку. Когда перо высохнет, разрезают его, как показано на рисунке 65. Но никто нас не осудит, если для этой цели мы используем настоящее красивое перышко.

Рис. 63-65

Что же еще у нас осталось из реквизита? Остались бабочка и ромашки.

Туловище бабочки вырезают из дерева. К нему из тонкой проволоки прикрепляют усики, а из более толстой - трость, которую актер будет держать в руках. Затем из тонкой проволоки делают крылышки, обклеивают или обшивают их тонкой легкой тканью и тоже прикрепляют к туловищу (рис. 66). Крылышки разрисовывают яркими красками (рис. 67).

Рис. 66

Рис. 67

Теперь нам нужно сделать ромашки. Белую хлопчатобумажную ткань расстилают на ровной поверхности (например, на стекле) и смазывают клейстером средней густоты. Дают просохнуть. Высохшую ткань складывают в несколько слоев, наносят рисунок ромашки и аккуратно вырезают ножницами. В середину каждой заготовки вклеивают клеем ПВА кружок белого поролона (рис. 68). Из остатков той же ткани нарезают листики для ромашек (рис. 69) и окрашивают в зеленый цвет. Для изготовления стеблей ромашек используют проволоку сечением 2-2,5 мм и длиной 15-20 см. На одном конце проволоки с помощью круглогубцев делают петлю диаметром 4-5 мм и сгибают ее под углом 90°. Проволочные заготовки обклеивают матерчатой лентой зеленого цвета, посредине стебля вклеивают листики (рис. 70). Головку ромашки пришивают к проволочной петле и место сшива промазывают клеем ПВА. Поролон в середине ромашки красят в желтый цвет (рис. 71).

Рис. 68

Рис. 69

Рис. 70

Рис. 71

Итак, весь реквизит для спектакля "Красная Шапочка", все декорации, все куклы сделаны. Однако нужно запомнить еще одно правило: все материалы, используемые в оформлении спектакля, обязательно должны быть пропитаны огнезащитным составом.

Конечно же, приемы изготовления декораций, кукол и реквизита не являются единственными. Работа в театре такова, что каждый день необходимо применять не только накопленный опыт, но и выдумку. Работа над оформлением спектакля - всегда поиск, цель которого - достижение художественной выразительности с минимумом затрат материалов и времени.

Буратино Ура! Мы все сделали! У нас получилось!

Папа Карло Получилось, Буратино, получилось. У каждого получится, если он наберется терпения и отбросит в сторону лень.

Мальвина Папа Карло, можно задать еще один вопрос?

Папа Карло Я слушаю тебя, Мальвина.

Мальвина Вот мы сделали декорации, кукол и реквизит. Кукол будут водить актеры. А кто будет менять декорации и подавать реквизит?

Папа Карло Спасибо, Мальвина, что ты напомнила об этом. Это очень важно. Нагрузку между актерами постановщик распределяет равномерно. Актеры, которые играют главные роли, обычно освобождаются от остальной вспомогательной работы в спектакле. Этим занимаются актеры, играющие второстепенные роли. Они меняют декорации и подают реквизит.

Декорации меняются во время смены места действия под музыку. Если это происходит при закрытом занавесе, перестановку декорации делают произвольно. Главное - делать достаточно быстро, чтобы вложиться в музыкальный кусок, и максимально бесшумно, стараясь не цеплять занавес или одежду ширмы, в зависимости от того, где расположены крепления для декорации.

Если же в оформлении спектакля нет занавеса и декорации меняются при зрителе, перестановку обязательно делают под музыку, но опять же стараясь вложиться в музыкальный фрагмент, используемый для заполнения паузы между действиями. Поэтому процесс смены декорации репетируется точно так же как и весь спектакль.

Подача реквизита - очень важная часть работы в "помощах" спектакля. "Помощами" называют отдельные вспомогательные действия партнеров. Например, актер водит очень большую, тяжелую, сложно механизированную куклу. Так как у него остается свободной только одна рука, он не может одновременно управлять и открывающимся ртом, и руками куклы. Тогда ему в помощь постановщик назначает еще одного актера, который и занимается этими самыми "помощами". Или такая ситуация: одна кукла должна передать другой букет цветов. Хотя перчаточная кукла вроде и сама может это сделать, но передача реквизита иногда получается "грязной", то есть небрежной. Поэтому и здесь в помощь дают актера. У профессиональных актеров считается высшим пилотажем сделать все самому. Правда, не всегда так получается.

Актер, который стоит на "помощах", обязан напрочь забыть о себе, о своих взаимоотношениях с партнером, даже если он с ним до того был в ссоре. Он должен буквально забыть обо всем на свете. Единственное, что может у него остаться - это колоссальное внимание и сосредоточенность на той помощи, которую он оказывает. Он никогда не должен опаздывать на помощь! В профессиональных театрах это приравнивается к опозданию актера на выход.

Помощник может выбрать удобную для своего тела позу в момент подачи реквизита. Но его поза никогда не должна мешать позе актера, играющего в этот момент роль. То есть он должен уметь так располагать свое тело в пространстве, чтобы быть с партнером единым целым.

Мальвина Папа Карло, а что, в спектаклях могут быть большие и тяжелые куклы?

Папа Карло Да, Мальвина, в некоторых театрах случается и такое. Это зачастую бывает там, где художник не имеет представления о кукле, как об инструменте. Он увлекается формой, забывая о том, что куклой работает только рука актера, а чаще всего актрисы, которая не всегда сильна физически. В таких случаях актер уже перестает думать о пластике образа. Он уже не водит куклу, а носит. И единственная мысль того несчастного актера - как бы не уронить куклу до конца действия. К счастью, такое бывает редко. И большие куклы чаще всего используются в концертных номерах, где продолжительность работы куклой не превышает десяти минут. А художник-кукольник знает, что ее вес не должен превышать одного килограмма. Но наиболее пластичной она бывает при весе 500-750 граммов. Запомните это условие, если собираетесь стать профессиональными кукольниками.

Буратино Папа Карло, когда же мы, наконец, приступим к репетициям?

Папа Карло Скоро, Буратино. Скоро. Наберись еще, пожалуйста, немного терпения. Ведь все, о чем я рассказываю, обязательно вам пригодится в дальнейшем.

Мы написали пьесу по сказке Шарля Перро "Красная Шапочка". Если вы внимательно ее читали, то обратили внимание, что в ней все время меняется место действия. А сейчас мне хочется помочь вам написать пьесу по мотивам русской народной сказки "Репка", которой все действие происходит на одном месте.

ЧАСТЬ III. ВМЕСТЕ "РЕПКУ" ОДОЛЕЕМ

ГЛАВА 8. ПРО РЕПКУ ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО СОЧИНЯТЬ

Создание инсценировки по русской народной сказке "Репка"

Папа Карло Во второй главе говорилось о том, что не простое это дело - пьесы сочинять - но уж очень интересное. А интересное тем, что в каждой сказке совершенно о разном рассказывается. О чем же идет речь в "Репке"? Не о том ли, что в семье должны быть лад и согласие? И помогать нужно друг другу. Тогда любое, даже самое трудное дело, будет по плечу. Такой семье ничто не страшно.

Она как бы получает поддержку свыше. В ней даже животные не остаются в стороне. Ведь не зря говорят, что животные похожи на своих хозяев. И правда, разве не у злого хозяина на воротах висит табличка: "Осторожно! Злая собака!"? И разве не у доброго собака бросается на помощь ребенку, барахтающемуся в полынье?

Хотя помогать в трудную минуту нужно и друзьям, и младшим, и пожилым, и больным. Ведь в помощи может нуждаться каждый. И не только человек, но и животное.

Итак, сочиняем совершенно новую пьесу, в которой все действие происходит на одном месте.

"РЕПКА"

Действующие лица

Дед

Баба

Внучка

Жучка

Мурка

Мышка

Утро. На окраине села стоит дом. Всходит солнце. Из дома выходит дед, потягивается.

Дед Ох-хо-хо-хо-хо! Утро-то какое славное. Видать, день погожий будет. Самая пора репку сажать.

Берет за домом лопату, идет в огород, роет ямку, сажает репку, приговаривая.

Дед Расти, репка, большая-пребольшая. Вот я тебя сейчас полью. (Уходит в дом).

Выходит с лейкой.

Вот так (поливает). Вот так. Расти, репка, сочная да сладкая.

Из дома выходит Баба.

Баба Дед, ты что делаешь?

Дед Репку посадил. Теперь поливаю.

Баба Опять?! Да не всходит у тебя репка!

Дед Не всходит, не всходит... А вот на этот раз и взойдет.

Баба И на этот раз не взойдет. Зря только время тратишь. Лучше бы в магазин сходил.

Дед А почему это я должен в магазин идти? Больше некому?

Баба Некому. Я тесто замесила. Сейчас вареники буду лепить. А ты бы за маслицем сбегал.

Дед А внучка наша что делает?

Баба Спит еще. Пусть поспит подольше. Целый год спозаранку в школу бегает. А теперь, на каникулах, можно и поспать.

Дед Ох-хо-хо-хо-хо. А когда ж у меня будут каникулы?

Баба Так ведь тебя никто и не будил. Спал бы себе да спал. Нет, вскочил ни свет ни заря - репку сажать.

Дед Репку сажать - это одно, а в магазин бежать - другое.

Баба Ох, и ворчливый ты стал. Раньше таким не был. Никак стареешь?

Дед Да ладно тебе, иду, иду, касатка моя. Давай авоську.

Баба Пойдем в дом, дам тебе авоську и деньги.

Уходят в дом. Выбегает Мурка, за ней Жучка.

Мурка Ну хватит тебе за мной гоняться. Дай хоть немного отдохнуть.

Жучка Нельзя. Я все время должна за тобой гоняться. А не то хозяева подумают, что я никудышняя собака.

Мурка Ну почему, почему?!

Жучка Да потому, что так положено. Ты где-нибудь видела, чтобы кошка за собакой бегала?

Мурка Нет.

Жучка Вот видишь. А собаки все время за кошками гоняются. Значит, положено.

Мурка Кем положено?

Жучка Говорят, Богом. Когда-то, когда звери появились на земле, Бог раздавал обязанности. Подошла очередь собаки, а она где-то забегалась и опоздала. Тогда Бог обязанности собаки передал кошке. А собаке наказал все время бегать.

Мурка И какие ж это у кошки обязанности собаки?

Жучка Да почти никаких. Только хозяев развлекать, да об их ноги тереться. Представляешь, как бы я могла жить?!

Мурка Фр-р-р. Ошибаешься, подружка. А мышей ловить? Думаешь, простое это дело, если ты еще к тому же вегетарианка?

Жучка И все равно у нас, собак, обязанностей побольше. Надо и добро хозяйское стеречь, и самих хозяев охранять, и пастухом работать. А чуть что не так, тебя же еще и на цепь сажают.

Мурка Теперь мне понятно, почему собаки гоняются за кошками.

Жучка Почему?

Мурка Зависть. Зависть их гонит за нами.

Жучка Думаешь? Ну да. Может, так оно и есть. Какая ты умная, Мурка!

Мурка Да ладно, чего уж там. Ты ведь тоже не дура. А то стала бы я с тобой разговоры разговаривать.

Жучка Ой, ты мне льстишь. Ну что, отдохнула? Отдохнула. Побежали?

Мурка Побежали.

Мурка, мяукая, а Жучка, тявкая, убегают. Выходит из дома Дед. В руках у него авоська.

Дед И правда, чего это я разворчался? Погода эвон какая! Того и гляди, репка взойдет!

Дед уходит. Начинает расти репка. Появляется маленький росток. Из дома выходит Внучка. Потягивается, зевает.

Внучка Ах, как хорошо! Главное - никто меня не будит, никто не подгоняет. Когда хочу - встаю. Куда хочу - иду. (Мимо пробегает Мышка). Ой, мышка! Бабушка! Бабушка!

Из дома выбегает Баба.

Баба Что? Что случилось?!

Внучка Мышка.

Баба Что - мышка?

Внучка Мышка мимо пробежала, а я испугалась.

Баба Всего-то? А кричала так, будто не мышка, а мишка мимо протопал.

Внучка Я мышку живьем в первый раз вижу.

Баба Да нешто страшная она такая?

Внучка Не страшная. А все равно страшно.

Баба Ну ладно, успокойся. Иди позавтракай. Молочка попей. А к мышке со временем привыкнешь.

Уходят. Репка еще больше выросла. Возвращается Дед из магазина. Видит росток репки.

Дед Батюшки! Я ж говорил, что в этом году репка взойдет, а Баба не верила. Баба! Баба!

Выбегает Баба.

Баба А? Что? Что случилось, дед?

Дед Смотри, баба, репка всходит!

Баба Тьфу ты! Да что вы меня с утра пугаете? То внучка, то дед. Уф! (Подходит к ростку). Гляди-ка - взошло. А ты уверен, что это репка? Может, сорняк какой. Что-то очень быстро выросло.

Дед Ой, баба, репка это! Неужто не видишь? Прямо на том месте, где посадил. И растет-то как! Не по дням, а по часам. Прямо как в сказке!

Баба Ага. Ну пошли, дед, завтракать. А там посмотрим.

Уходят. Бежит Мышка.

Мышка Пи-пи-пи. Это что же такое делается? Землетрясение, что ли? (Видит репку. Репка еще выросла). Опаньки! Да это же репка растет. И не по дням, а по часам. Ух, ты, громадная какая! Как же дед ее тащить-то будет?! Ой, не справится дед, не хватит у него силенок. Что же делать? Побегу-ка поговорю с Муркой и Жучкой. Может, они помогут. (Убегает).

Репка вырастает полностью. Из дома выходит Дед.

Дед Ах, ты, батюшки светы! Вот репка так репка уродила! Небывалая. (Обходит кругом). Да она уж совсем зрелая! Пора рвать ее. (Пытается вырвать. Репка не поддается). Вот те бабка надвое сказала. Что ж это ты, милая, расселась? Пора и честь знать. Вылезай-ка! (Тянет-потянет, вытащить не может). Да что ж ты в самом деле? Видать, самому не управиться. Пора подмогу звать. Баба! Баба!

Выходит Баба.

Баба Ну что опять? (Видит репку). Ай-ай-ай, святые угодники! Это что ж за громадище такое?

Дед (Смеется). Не громадище, а репище. Пора тащить ее, баба. Да одному мне не справиться. Подсоби-ка маленько. Давай-ка дружно навалимся и одолеем.

Баба Подсобить-то можно. Только не верится, что одолеем такое чудище.

Дед А ты не рассуждай, касатка. Хватайся за меня покрепче. Ух, ты! Раз, два - взяли!

Баба Раз, два - взяли! Не идет. Дед, может, я возьмусь первая, а ты за мной?

Дед Давай попробуем. (Меняются местами). Раз, два - взяли! Ох, баба, не управимся мы с тобой. Пора, наверное, внучку на помощь звать.

Баба Ты, дед, в своем ли уме? Ребенка заставлять такие тяжести таскать. Занята она. Вареники доедает, мультик по телевизору смотрит.

Дед Баба, это что ж за безобразия такая! Мы тут с тобой надрываемся, а внучка мультики смотрит. Зови ее счас же! Пущай к труду привыкает. А то вырастет лежебокой-неженкой. Никто замуж не возьмет такую убогую.

Баба Дед, какой замуж? Ребенок она еще.

Дед Цыц, говорю! Никакого порядку. Совсем от рук отбились. Вот я вас! Зови свою барышню, да немедля. Пока ремень не снял!

Баба Все, дед, тихо. Поняла. Зову-зову. Не серчай. А то прямо пар от тебя пошел. Внученька, внученька!

Внучка (Из дома). Чего тебе, ба?

Баба Иди скорей к нам. Подсобить надо.

Внучка (Из дома). Сейчас. Вот только мультик досмотрю.

Дед Я вот тебе досмотрю! Тебе чего - отдельное приглашение надо? Сказали тебе, сей секунд беги!

Внучка выходит из дома.

Внучка Ну чего вам?

Баба (Показывает на репку). Да вот... Тянем-потянем, вытащить не можем. Ты уж подсоби.

Внучка Да вы что в самом деле?! Хотите, чтобы я надорвалась? А потом меня хворую никто замуж не возьмет.

Дед Вот, слыхала, баба?

Баба Да нет, внученька, ты только подсоби маленько. Потяни за меня. Глядишь, и одолеем.

Внучка Ну ладно. Только не из последних сил.

Баба Не надо, милая, из последних. Ты из первых- то потяни.

Дед берется за репку, Баба за Деда, Внучка за Бабу.

Дед Ну, раз, два - взяли! (Вытянуть не могут). Вот незадача. Ох и репка уродилась. Что делать будем?

Баба Ума не приложу.

Внучка А, может, Жучку позовем. Она такая быстрая. Мурку вон как гоняет. Глядишь, и одолеем.

Баба И то правда. Целый день Мурку без дела гоняет. Жучка! Жучка!

Прибегает Жучка.

Баба Жучка, милая собачка. Ты у нас умная, все понимаешь. Помоги нам репку вытащить. Дедка за репку, я за дедку, за меня внучка. А ты, Жучка, за внучку. Согласна?

Жучка тявкает. Хватает Дед репку, Баба за Деда, Внучка за Бабу, Жучка за Внучку.

Дед Раз, два - взяли! (Вытянуть не могут). Ох, да что ж это за наказание?! Наверное, Мурку надо звать

ВСЕ: Мурка! Мурка! Кис-кис-кис-кис!

Прибегает Мурка.

Баба Мурочка, милашка, славная мордашка, помоги нам репку вытащить. Хватайся за Жучку. А ты, Жучка, не обижай Мурку.

Схватились друг за дружку. Тянут-потянут. Не выходит репка.

Баба Вот ведь вреднючая какая. То не всходит, то не выходит. Дед, что делать будем?

Дед Ума не приложу. Разве что Мышку кликнуть. Может, она поможет?

Мышка Пи-пи-пи.

Дед А вот и Мышка.

Баба Вишь ты, смышленая какая. Сама пришла. А ты, внученька, ее боялась.

Внучка Да, бабушка, не то, чтобы боялась. Просто неприятно.

Баба Что ж тут неприятного? Такая славненькая мышка. Глазки - бусинки, ушки - розовенькие, лапки - крошечные. А помощница. Вот сейчас как схватит Мурку за хвост. А ты, Мурка, не обижай ее.

Хватаются друг за дружку.

Дед Раз, два - взяли!

Репка выдергивается. Все падают. Смеются.

Баба Что я говорила? Без Мышки мы бы не справились. Спасибо тебе, крохотулька. И вам спасибо, Мурка и Жучка. И тебе, внучка, спасибо.

Дед Конечно, всем спасибо большое. И тебе, баба. Вот репка, так репка. Теперь всю зиму печь да парить будем. А вас, Жучка, Мурка и Мышка, будем к столу приглашать. Репку жевать да чаи распивать.

Папа Карло Вот мы еще одну пьесу написали. Вам все в ней понятно?

Буратино А что тут может быть непонятного?

Мальвина А мне вот непонятно, почему Жучка с Муркой разговаривают. Ведь в сказке этого нет.

Папа Карло Дело в том, Мальвина, что, если ты заметила, в сказке Жучка и Мурка живут дружно. Иначе бы не помогали они тянуть репку. Ведь и в самом деле, обычно собаки всегда дерутся с кошками. В этой сказке такого не происходит. А почему? Как вы думаете?

Мальвина Может, потому, что живут в одном дворе?

Папа Карло Правильно, Мальвина. Очень часто так и бывает. Когда животные живут в одном дворе или в одной семье, они привыкают друг к другу. И их взаимоотношения можно даже назвать дружбой. Вот и в этой сказке происходит нечто подобное. А задача драматурга, то есть того, кто сочиняет пьесу, расшифровать такие взаимоотношения или объяснить их. Вот потому в пьесе появился диалог между Жучкой и Муркой.

Буратино А что такое диалог?

Папа Карло Это, говоря простыми словами, - разговор между двумя персонажами.

Буратино А вот, когда Дед один говорил о том, что погода хорошая, что репка уже выросла?

Папа Карло Это называется монолог. Но, Буратино, диалог может быть в пьесе достаточно длинным. А монолог лучше писать коротким.

Мальвина Всегда-всегда?

Папа Карло В пьесах для театра кукол - всегда. А для театра людей монологи могут быть очень длинными.

Буратино Почему?

Папа Карло Постараюсь объяснить вам как можно подробнее. Дело в том, что у актера очень большой набор выразительных средств. И глаза, и мимика, и жесты, и пластика тела. У кукол же этот набор очень ограничен. Помните, я говорил о том, что не всякий жест может быть исполнен куклой. И это речь всего лишь о жесте. Точно так же ограничена пластика тела куклы. Например, кукла ведь не может сделать кувырок тут же на сцене, на глазах у зрителя. Обычно подобное действие куклы называют трюком. Почему? Потому чтобы совершить такое действие на сцене, нужно делать еще одну куклу, подменную. И только тщательно отработав трюк в определенной последовательности, актер с куклой может выполнить его. А актер запросто кувыркнется на сцене, если в том есть необходимость. А что скажешь о мимике, выразительных глазах у куклы? Поэтому-то кукла и не выносит длинных монологов. Она становится скучной.

Буратино Понятно. А теперь, наверное, нужно сделать ширму для спектакля "Репка".

Папа Карло Правильно, Буратино. Видишь, постепенно ты начинаешь запоминать последовательность этапов работы в постановочном процессе. Итак, следующая глава о том...

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
версия страницы для мобильных устройств

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org