ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ



Пятерка Мечей

Пятерка свидетельствует об открытом конфликте, при этом обе стороны в состоянии отстаивать свои интересы и настроены на бескомпромиссную борьбу. Здесь уже нет никаких партнеров, а есть только противники и враги.

Это может быть агрессия без причины, в силу обилия вокруг неуправляемой черной энергии или примитивности человека. Так, греческий герой Тидей отличался небольшим ростом и необыкновенной свирепостью. Однажды на него напал отряд фиванцев из пятидесяти человек. Тидей поубивал их всех. Такой у парня был характер.

Сила эта порой разрушительна как для того, кто нападает, так и для нападающего. Например, легендарный основатель Фив Кадм засеял поле зубами дракона. Из них выросли воины-спарты, которые сразу принялись убивать друг друга, смертоубийство продолжалось до тех пор, пока их не осталось пятеро.

Интересная особенность подобной ситуации заключается в том, что тот, на кого нападают, может получить поддержку со стороны еще более сильного и победить. При этом, если против одного объединяются пятеро, нет согласия в их рядах.

Библия повествует о том, как цари пяти ханаанских государств объединились, решив дать евреям бой. Сражение состоялось, но евреи одолели врага, поскольку, по утверждению Иисуса Навина, Господь стал на сторону народа израильского, в частности, сделал так, что солнце застыло на небе, дабы разгром ханаанских царей был полным. А индуистский Вишну поубивал кшатриев топором за то, что они угнетали брахманов, а потом нацедил пять озер крови обидчиков.

Однако враг может быть и тайным. Выражение "пятая колонна" возникло в Испании в 1936 году. Франкисты наступали на Мадрид четырьмя колоннами, но в осажденном городе находилось множество агентов и помощников франкистов, которые, являясь реальной силой, не выступали открыто, но действовали исподтишка.

Пять - это еще и то, что может напугать, или некое быстрое и неотвратимое событие, пришедшее неожиданно со стороны. Например, несчастный случай, нервный срыв или гром среди ясного неба. Так, греческая мифология знает пять гарпий. Женщины-птицы отвратительной наружности быстры как ветер, они похищают детей и человеческие души.

По даосской легенде, некий лесоруб поймал в горах пять петухов, принес их домой и отдал матери на кухню. Женщина стала резать петуха, но тот сказал ей, что он есть гром и убивать его никак нельзя. Мать дровосека не послушалась и решила довести дело до конца. Тогда раздался удар грома, и она умерла от страха. Петух-гром хотел убить и дровосека, но смилостивился - превратил его в бога грома. Лесоруб сменил облик и теперь бьет в пять барабанов во время грозы.

Наконец, Пятерка просто указывает на борьбу любых противоборствующих сил. Это жестокость с обеих сторон, борьба не на жизнь, а на смерть, а человек является ее свидетелем, но не участником. Так, манихейцы верили, что решающая битва между силами Света и Тьмы произойдет так: небесный Адам вызовет пятерых сыновей, они вступят в сражение с пятью темными силами и вначале проиграют сражение, но потом победят.

Напоследок несколько образцов народной словесности по данной теме. "Хвалил его пятериком" (то есть бил) (рус.). "На словах зарезал пятерых, порубил десятерых, а стемнело - боится во двор выйти" (вьет.). "Пятая масть в картах" (кулак) (рус.).

Шестерка Мечей

Шестерка совсем не страшная. Внешние события, которые она обозначает, - это наша жизнь во всех ее проявлениях. Это ситуации, в которых невозможна самостоятельность и неизбежно вынужденное подчинение старшему и сильному. Но это и те ситуации, когда инициатива - уже привычка, а самостоятельные действия и решения очевидны и обыденны.

Согласно мифу народа коми, утка снесла в океане шесть яиц. Из двух вылупились добрый Ен и злой Омуль. Из одного яйца Ен создал мир, а из другого - себе помощников, а Омуль сотворил из двух оставшихся луну и злых духов. Так возникает наш противоречивый мир. Потому же "беда и горе приходят через шесть дней, а счастье и радость - через сто дней" (бурят.).

Когда корабли Одиссея прибили к берегу киконов, греки разрушили город, поубивали мужчин, а женщин взяли в плен. Беспечные, они стали праздновать победу, развлекаясь с пленницами, и были атакованы другими киконами. По шесть человек с каждого корабля потерял Одиссей в этом бою. Вообще, шесть - это не бойцовское число, и все вопросы здесь нужно решать миром.

Шестерка может означать болезни, скорее инфекционные, или нелегкие условия жизни и труда. Так, по одной китайской легенде, некий чиновник пролежал больным шесть лет, но странствующий даос поднял его на ноги, дав испробовать чудодейственное снадобье. Шестой знак календаря народа майя приносил людям болезни. В тибетской мифологии шесть божеств насылают болезни на людей и животных. В мифологии алтайцев и монголов злой демон Мичит вызывает недомогания и болезни, а также приносит различные неприятности.

Шесть указывает не только на болезни, но и на их лечение. Например, испанская пословица гласит: "Шесть мужчин доставляют врачу меньше хлопот, чем одна женщина". Наконец, маловероятно, что писатель Антон Чехов знал об особом свойстве Шестерки, но "больничный" рассказ свой он назвал "Палата номер шесть".

Семерка Мечей

В большинстве случаев Семь предстает перед человеком как нечто зловещее и всесильное, таинственное и угрожающее, недоступное и неуправляемое. Ни понять, ни объяснить его невозможно, поскольку неподвластен сей знак ни уму ни сердцу.

Так, "семь мечей" в искусстве барокко символизируют семь скорбей Девы Марии. В работе "Индивидуальный символизм сновидений в отношении к алхимии" К.Г. Юнг описывает сновидение, в ко- К тором его отец с тревогой кричит: "Это седьмой!" Юнг придает числу "семь" "что-то довольно зловещее" - то, что вызывает тревогу.

Семь - это синоним рока, судьбы, жребия, воздействия на человека высоких, как правило, враждебных или нейтральных к нему сил. Это отражено еще в древнем шумерском заклинании против злых духов: "Их семеро! Их семеро! Их семеро в глубине моря! Их семеро, разрушителей неба... Они враги, враги. Враги. Их семеро, семеро. Семеро. Дух неба, закляни их!.." В старых карточных играх на "семерке" изображался Черт собственной персоной. Эта карта била все прочие. Злое чудовище в мифах ирокезов было скручено в семь узлов зла. В Евангелии от Луки повествуется, как из Марии Магдалины "вышли семь бесов".

Семь - это борьба с непонятной опасностью, война с преобладающим по силе противником и неизбежный выбор между победой и гибелью при отсутствии промежуточных вариантов. Когда на седьмой день осады Иерихона израильтяне обошли семь раз вокруг укреплений и семь жрецов протрубили в трубы, крепостные стены рухнули. Затем евреи убили всех жителей города, включая женщин и детей, и сожгли все, что осталось. Об этом пишет Иисус Навин.

Шумерская красотка Инанна отправляется к богу Энке, чтобы добыть таблицы судеб. Энке, покоренный ее прелестями, устраивает пир. В изрядном подпитии он дарит искусительнице драгоценные таблицы. Та немедля грузит таблицы в ладью и бежит с ними прочь. Протрезвевший Энке посылает за коварной женщиной погоню. Семь стоянок делает Инанна, семь сражений происходит между ней и семью преследователями, но победа остается за Инанной.

Предсказать, что и как закончить, когда вступает в силу число "семь", и просто, и сложно. Вот, например, такой пассаж: основатель корейского государства Пак Хеккосе умирает и возносится на небо, но спустя семь дней падает оттуда на землю, разрубленный на семь частей.

Если речь идет о Семерке, то это свидетельствует о столкновении человека с таинственной, но явной угрозой для его благосостояния, здоровья. Да что там здоровья! Тут уж не до зла и добра, тут все - вопрос жизни и смерти. Или сам человек превращается вдруг в злодея: "Не взял добром, ин взял сам-семь" (то есть силой) (рус.), "Семь дней вешал, так и не повесил" (армян.).

Семерка - это враги и опасности, коих не одолеть напрямую, но можно превозмочь хитростью, верой, смелостью, самой смертью. От человека требуется быть смелым, иначе он точно погибнет. "Семь бед - один ответ". И ответ этот нужно найти.

Восьмерка Мечей

У бога Адити было семь сыновей, но родился восьмой - уродец без рук и без ног. Мать отвергла сына, а отец сначала бросил ребенка в лесу, но потом принес домой. Старшие братья отсекли у него все лишнее. Так восьмой брат превратился в солнце. Каждое утро он рождается и каждый вечер умирает в мучениях, и так непрерывно по кругу.

Восемь ночей мучается Один, захваченный в плен в облике странника Гримнира. Его помещают между двух костров и морят жаждой. Когда же Одину дают напиться, он становится шаманом, начинает вещать и речами своими заставляет мучителя упасть на собственный меч.

По мифологии ацтеков, душа умершего совершает опасное путешествие к богу смерти, и на пути в подземный мир ее подстерегают различные препятствия и неприятности. В частности, она должна пересечь "восемь пустынь леденящего холода" и подняться на "восемь холмов".

Буддийская Книга Мертвых "Бардо Тедол" повествует о восьми богинях смерти, которые встречаются человеку в загробном мире. Они, ужасные с виду, посланы, чтобы его убить. Однако если распознать их суть, узнать в них себя, убийцы не смогут причинить вреда и просто исчезают, а сам человек, осужденный на новое рождение и новые страдания, спасается в обретении счастливой вечной жизни.

И это лишь несколько примеров, в которых Восьмерка предстает в ипостаси угрожающих событий. Все меняется, все плохо, зыбко и ненадежно. События сии экзистенциальны по своей природе и являются для человека тем смертельным испытанием, выдержав которое он преобразуется внешне и внутренне. Еще можно отметить, что такие тяготы и страдания длительного свойства. Это целая череда враждебностей, злая энергия, принуждение или неравная борьба.

Не нужно бояться неизвестного, но стоит попытаться расшифровать знаки судьбы, понять тайный смысл угрозы. Может быть, это лишь отражение ваших собственных тайн, малодушия или недостатков. Все, что происходит с человеком, - это продолжение его самого. Всегда есть надежда на разрешение кризиса, и причина его лежит не в обыденном поверхностном взгляде на окружающее, а глубже, в сердцевине сознания. Приходится стать психологом, психоаналитиком, а уже потом - бойцом.

И самое важное: если не бороться, но попытаться понять причину возникшей угрозы, смысл всякой борьбы и войны исчезает, исчезают и противники.

Девятка Мечей

"Старшая Эдда" повествует о жертве Одина, который пригвоздил себя копьем к мировому дереву. Девять долгих ночей пребывает он распятым, дабы обрести знание рун. "Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей... Девять песен узнал я от сына Бельторна... стал созревать я и знания множить... слово от слова рождало, дело от дела рождало..."

"Девятая волна добивает". Есть такая поговорка. Получается так потому, что одна из девяти волн - самая большая, разрушительная, гибельная, опасная. Картина Айвазовского "Девятый вал" именно об этом. Моряки, терпящие кораблекрушение, с ужасом ждут, когда на них обрушится вышеназванный вал. Однако за этой страшной девятой волной - просвет в облаках, лучи солнца, спокойное море.

Девятка - это окончательная гибель или смертельная угроза для тех, кто сдался и потерял веру, и это прекращение мук и чудесное избавление для всякого, кто боролся, надеялся и верил в свои силы и божественное Провидение. Девятка или спасет, или погубит, и человек не в силах противостоять ее мощи, которой нельзя избежать. Ее можно принять как должное, стоически вынести, но бороться с ней бессмысленно, если не глупо.

Это как явление природы, естественное, органичное и безличное, против человека персонально не направленное: некие обстоятельства, процессы, перемены, но ни в коем случае не враждебные действия отдельных людей и лиц. Человек находится в руках Провидения и лишь исполняет высшую волю и свое высшее предназначение.

По сути дела. Девятка угрожает не самой жизни и каким-то частностям житья-бытья, насылая на нас влиятельных врагов и ирреальные беды. Она заставляет человека переоценить свою жизнь. Возможно, он выбрал неверные ориентиры и само небо вмешивается в его судьбу и мирскую жизнь, ставя на пути могущественные препятствия, заставляя переоценить пройденный путь и искать новые решения. И он вынужден принести себя в жертву идеалам, людям, вере, истине, поскольку так должно быть и так будет. Потери от такого вмешательства ничто по сравнению с тем уроком, который он получает.

Девятка - это испытание верой и проверка на зрелость, это последнее испытание и обновление на грани смерти. Число это "нечеловеческое", но не роковое. Тут все меряется другими мерками: беда помогает оценить то хорошее, что было и не ценилось должным образом, а каждая ошибка делает человека умнее. Ему нужно понять: почему в его жизни случилось то или иное, оценить наступившие перемены и решить, что ему делать в будущем. Может быть, он найдет в неочевидно плохом очевидно хорошее?

МАСТЬ ЖЕЗЛОВ

Символы. Жезл и Скипетр символизируют власть и авторитет. Это жезл сатира - символ плодородия, жизненной силы, эротической энергии и мужской потенции, знак творческого начала. Это волшебная палочка доброй феи - необходимый инструмент для волшебства или посох - символ опоры, движения и дороги, конечного пункта назначения. Или кадуцей Меркурия - знак торговли и общения.

Посох помогает при ходьбе, дрова необходимы, чтобы развести огонь, шестом отталкиваются, кием ударяют по шару, карандашом рисуют, кистью пишут. Палка в критические моменты помогает защищаться миротворцу и драться драчуну. И все это - разнообразные инструменты, приспособления, приборы, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир и изменяет его. Все это - жезлы нашей жизни.

События. Это когда трудно сидеть без дела. Это сама деятельность или потенциальные способности, навыки и результат приложения сил. Ключевые слова данной стихии - реализация и созидание, действие и поступок, то есть это воплощение мыслей Монет и чувств Кубков в реальность. Даже столб, врытый в землю, подразумевает, что его кто-то когда-то в эту землю вкопал.

Характеры. Трудолюбие и мастерство. Активность и дееспособность. Целеустремленность и уверенность в своих силах. Творческая неуспокоенность и просто неусидчивость. Способности в разных областях. Востребованность.

Единица Жезлов

Это суть и смысл масти Жезлов. Карта подразумевает наличие большой потенциальной энергии и существование возможностей для реализации этой энергии тела, ума и сердца, а также факт органичного существования в потоке жизни. Это ситуации и события, в которых человек может и должен принять активное участие.

Это число символизирует большую силу, высокую энергию или отсутствие того и другого. Это символ самодостаточности и ущербности одновременно - в зависимости от ситуации или точки зрения наблюдателя. Например, "одинокий поел - и вся семья сыта" (кит.) или "один и у каши загинет" (рус.).

"Все начинается с единицы" (яп.). Эта пословица предельно лаконично символизирует число "один" как первопричину и потенцию. Это роды, творение и начало начал. Одиночество - важное условие развития и душевного роста, посвящения и творческого созидающего акта. "Играть первую скрипку" - значит считаться ведущим, главным в деле, быть тем, на кого равняются.

Единица - это когда "знай одно дело", "за один помах" и "тот и господин, кто все может сделать один" (рус.). И в то же время "труден только первый шаг" и "первый блин комом" (рус.).

Единица дает проявить себя среди остальных, но и заставляет быть частью целого, то есть терять индивидуальность. Поэтому "один палец согнешь, все согнутся" (груз.). "В одну дуду дудеть", "Плясать под одну дудку" (рус.). "Петь в унисон" (дословно "в один звук") означает, что люди спелись, договорились, выработали единую позицию, действуют заодно.

Как известно, "первая ласточка" - примета весны, свидетельство перемен к лучшему, но "одна ласточка весны не делает", а значит, не следует торопиться с выводами и пророчить события. Их вероятность спорна.

Еще можно сказать, что "одним факелом моря не нагреть" (инд.), "одним ударом дерева не свалишь" (бенг.) и "одна рука лишь машет, много рук делают дело".

Двойка Жезлов

Двойка - это человек и ситуация, человек и человек. Два - это вторичные проблемы, если хотите, выдуманные, надуманные. Это новые возможности и обстоятельства, которые на самом деле не новы. Это лишь новое качество уже идущего процесса. Оно было, но не проявлялось до поры до времени, и человек их не видел и не замечал. Ему нужно было думать, и он думал, а когда настал черед действовать, ему приходится как следует попотеть. Тут ничего не поделаешь и ничего не попишешь. "Если есть начало - будет и конец" (яп.), а "между добром и злом - одна пядь" (курд.).

Спортивное выражение "второе дыхание" говорит о приливе новых сил, восстановлении энергии. Но чтобы это случилось, нужно, превозмогая усталость, - сердце бьется, как птица в клетке, ноги заплетаются, дыхание на пределе, - бежать и бежать. Дистанция длинная, путь труден и долог, нужно проявить волю, выдержку и терпение. Одним словом, идти на определенные жертвы. К тому же само появление "второго дыхания" отнюдь не свидетельствует о том, что дистанция пройдена, цель достигнута, а дело завершено.

Двойка ситуации не меняет, но объясняет, что и как, с кем и почему. Это неудобная, двойственная ситуация. "Влез двумя ногами в одну туфлю" (тур.). "Гоняться за двумя зайцами - ни одного не поймать" (рус.). "Один шаг вперед, два шага назад" (лив.). Так Двойка заставляет пятиться. "Счастливый случай не выпадает дважды" (кор.). Таким образом, Двойка ограничивает.

Двойка - это двойственность приложения усилий благодаря двойственности числа. Ситуация двух противоборствующих или взаимодействующих сил. Это то удача, то неудача, то подъем, то спад, то много сил, то их отсутствие.

Это ты и кто-то другой, две воли и два желания, и от того, как сочетаются ваши действия, зависят успех дела и взаимоотношения. Это необходимость действовать в паре, учитывая интересы партнера, - чтобы было у тебя сотрудничество, а не конкуренция. Ситуация балансирует, словно качели, и готова в любой момент превратиться в нечто иное. Но пока действия одной стороны необходимы другой, для каждого тонущего находится спасатель, для каждого зонтика - дождь, и баланс сохраняется. Вместо кого-то другого может выступать и обезличенная сила, которую приходится постоянно учитывать. Например, плывущий в лодке сталкивается с течением реки и ветром. И ветер, и течение могут быть для него и подспорьем, и помехой.

Это ты и то, что внутри тебя: два желания, две цели, два пути. Все силы уходят на взаимодействие или преодоление. Проблема выбора может стать проблемой во всем остальном. И тогда новое качество в ситуации не возникает, развитие тоже не имеет места. Пора определиться и в конце концов что-то для себя решить. Хорошо, что третьего не дано...

Тройка Жезлов

"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа", - свидетельствует Лао-цзы. Единичность и тройственность часто синонимы по характеру и функциям. Конфликт двойки разрешен, он породил новое событие, новую ситуацию, вошел в конструктивное русло или привел к непредсказуемому развитию событий.

Тройка - старт всему, с нее все начинается. "Три девицы под окном пряли поздно вечерком...", "Было у отца три сына, двое умных, а третий дурак". С Тройки разворачивается интрига известных сказок. Это регулятор движения наподобие трехцветного светофора и само движение. "Он взял высоту с третьей попытки", потому что с четвертой уже ничего взять нельзя, а со второй - еще нечего. Ситуация достаточно прямолинейна и не дает долго раздумывать и прислушиваться к своим ощущениям. Вариантов нет, энергии много, ее нужно тратить, и выход только один - вперед! Поэтому Тройка описывает такое состояние, когда покой в силу объективных и субъективных причин невозможен, а бездеятельность вредна или постыдна.

Чтобы сделать что-либо наверняка, это надо сделать трижды. Таков закон мифов и сказок. Трижды пытается выведать Далила, в чем сила Самсона, и любовник пробалтывается. "По третьему разу всегда вырубишь огня" (рус.) и "До трех раз прощают" (рус.).

Любой ритуал повторяют обычно три раза или несколько раз по три раза. Чтобы все прошло как следует, надо, например, три раза дунуть, провести пальцем, сплюнуть. Христианский культ часто содержит троичные действия, например, католический священник во время крещения дует трижды и трижды опускает свечу в воду. Молитвы произносятся троекратно для усиления действия.

Тройка - это находчивость. Так, согласно легенде, Вишну превратился в карлика и заключил договор, что получит в дар столько земли, сколько сможет отмерить тремя шагами. После этого он, приняв свой обычный вид, перекрыл двумя шагами небо и землю, а третий шаг сделал коротким, оставив подземный мир царю Бали.

А еще это быстротечность нашего мира: "Прошло три дня - увял вишневый цвет" (яп.). И даже безалаберность: "Заблудиться в трех соснах" (рус.). "Собирать хворост три года, а сжечь в один час" (вьет.). Тройка - это действие на авось. Это много сил, но не очень конкретные цели. "Главное - дело начать, а закончится оно само". "Поглядим, куда кривая вывезет".

Парадокс числа "три" заключен в том, что эта подвижная и действенная среда имеет черты законченности и завершенности. Поэтому если на глиняном горшке появилась трещина, на нем появятся две другие. "Случившееся дважды может случиться и в третий раз" (яп.). Три - это достижение некоего конца, прекращение, избавление, например в случае неприятностей. А число "два" всегда грозит появлением третьей напасти.

Тройка - самая деятельная числовая стихия. Правда, человеческого фактора в ней кот наплакал и человек лишь вовлекается в перемены по обстоятельствам, которые неизмеримо выше него. Три - это движение как отсутствие покоя, это напряжение в воздухе, которое должно разрешится, молния, после которой слышен удар грома.

Это символ свободы действий, когда волевое усилие воплощается в поступок, и главное здесь даже не результат деятельности, а то состояние уверенного в себе человека, у которого слова не расходятся с делами. Это удача в силу энергоемкости и простоты ситуации, что помогает смелому и уверенному, даже если он не слишком умен и не слишком прав.

Тройка может означать важный поступок, начало нового дела, возникновение новых отношений, но инициатором всего перечисленного является сам человек. Это приглашение к действию, приглашение к танцу и даже, если хотите, "приглашение на казнь". И это еще препятствия на пути, которые есть лишь поучительная и закаляющая проверка: "А на что ты, мил-человек, способен?" - "А вот на многое..."

Главное здесь - не бояться.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
версия страницы для мобильных устройств

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org