ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ



Глава первая. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА (Шут и Верховная Жрица)

Все карты Старших Арканов имеют экзистенциальный вкус, но первая пара - Шут и Верховная Жрица - наиболее сущностные из всего ряда аллегорий и образов вечных сюжетов.

Верховная Жрица - сама судьба, незамутненная экзистенция - неведомая человеку сила, ведущая его по жизни. Все остальные сюжетные карты относятся к воплощению мистического плана судьбы в реальной жизни реального человека.

Шут - это не личина, а личность, как таковая, свободная в своем выражении и выборе социальных масок или полностью отказавшаяся от них. Все остальные личностные карты - только социальные роли, которые выбирает индивидуум.

СУДЬБА (ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА)

Карта "Верховная Жрица" (Жрица, Исида, Врата Святилища) обычно изображает сидящую перед входом в храм женщину. Лицо ее занавешено покрывалом, на коленях у жрицы лежит книга, завеса может частично скрывать и ее. Луна - постоянный образ, представленный на карте. Ночное светило является частью головного убора, трона или покоится в ногах женщины.

Тождественные образы. Римская пифия, греческая сивилла, живущие при храмах или в святилищах. Шумерская Инанна, похитившая таблицы судеб. Кассандра, предсказаниям которой никто не верил. Злая колдунья, добрая фея, волшебница, ведьма. Русская доля. Римская парка. Греческая мойра. Баба-яга - помощница или противница в зависимости от настроения.

Предсказательница, пророчица, прорицательница. Любая богиня, владеющая книгой судеб, тайными знаниями и тайной Бытия. Олицетворение судьбы.

Жрица - ей дано прорицать: ведать судьбами людей и предсказывать будущее. Женщина - нечто пассивное, эмоциональное, воспринимающее. Сидеть перед входом - означает встречать входящих, ожидать появления кого-то или наступления чего-то. Головной убор, корона - атрибут власти или принадлежности к особой касте. Луна - символ ночи и тайны, чувственности, интуиции и предвидения. Книга - символ знания и законов жизни:

Занавес - знак тайны, того, что скрыто от других.

Всем встать и снять шляпы! Перед нами Верховная Жрица, хотя правильнее будет сказать, что это мы перед ней. Верховной Жрице не нужно золотить ручку, как цыганке, а вот оказать ей почтение просто необходимо.

Верховная Жрица выпадает, если человек находится в руках судьбы непосредственно. Тщетны его попытки подгонять события или плыть против течения. Карта указывает на ситуацию, когда персонаж пребывает в вынужденном или желаемом бездействии, в период смены социальных ролей, жизненных целей, на перепутье.

Но это не проблема выбора, поскольку ему пока не из чего выбирать. Он временно находится не у дел, лишился почвы под ногами. Старые отношения тяготят, привычные клише поведения не работают, цель, еще недавно такая ясная и бесспорная, растворилась в тумане сомнений. Настроения это не улучшает, напротив, человека начинают посещать тревожные мысли, им может владеть беспокойство или боязнь за свое будущее, поскольку он его не знает.

Воинственная поза и легкомысленный наряд этой Жрицы судьбы может спутать нам все карты. Эта дама больше похожа на защитницу животных, чем на представительницу пророческой гильдии. Наверное, это Верховная Жрица в отпуске.

Доверься судьбе, освободи ум от навязчивых мыслей, прислушайся к своему внутреннему голосу и зову сердца. Спроси совета у того, кого можно посвятить в тайну, но решение прими самостоятельно и чуть погодя.

Не делай, не решай, не спеши, но жди, пока ситуация не станет ясной. Наблюдай за жизнью, но не вмешивайся в ход вещей. Просто смотри, куда дует ветер событий, в какую сторону движется течение жизни. Ты связан с ней тысячей невидимых нитей, и теперь, когда они ослабли, можешь ощутить их тонкое присутствие.

Будь естественным с другими и честным с самим собой. От судьбы не уйдешь, но к своей судьбе свои ноги ведут. Решение вопроса придет без усилий, само собой, и именно тогда, когда наступит подходящее время для поступка.

ЛИЧНОСТЬ (ШУТ)

Карта "Шут" (Дурак, Идиот) обычно изображает идущего молодого мужчину. В руках у него посох - но он на него не опирается - и узелок. Путник шагает, не глядя вперед, или не смотрит под ноги. Для усиления образа мужчину часто изображают с занесенной над пропастью ногой. Следом за ним бежит собака, она может также кусать нашего героя.

Родственные сюжеты. Слепой с собакой-поводырем: нет у него ни двора, ни угла, негде ему голову преклонить. Странный странник, свободный от ограничений и социальных условностей и не знающий, куда лежит его путь. Демобилизованный солдат возвращается домой. Выписавшийся из больницы делает первые шаги по улице. Освобожденный из тюрьмы попадает на волю. Герои знаменитых оскароносных фильмов: Форест Гамп из одноименной ленты и Реймонд из "Человека дождя". Иванушка-дурачок, который бредет куда глаза глядят.

Идти - это означает путь, расстояние; проявлять активность, действовать, иметь цель - пункт назначения. Молодой мужчина - воля, сила, потенция, умственность. Посох - действие, умение, возможность, намерение.

Не использовать посох при ходьбе - не знать, как распорядиться тем, что имеешь: своим талантом, знаниями, энергией. Не видеть, куда идешь, - задуматься, быть поглощенным самим собой, не придавать значения окружающим и происходящему; действовать бесцельно, по наитию; рисковать, подвергать себя опасности.

Узелок (все свое ношу с собой) - игнорировать материальную сторону жизни. Собака - друг или враг, в зависимости от обстоятельств. Собака кусает - претензии к идущему, проявление враждебности. Собака бежит следом - чужое внимание.

Если Верховная Жрица органична и естественна, то Шут, или Идиот, выделяется противоречивостью образа Слово "идиот" переводится с греческого как "странный, непонятный человек". Шут полон сил, но не знает, где их применить. У него есть средства для достижения цели, но он не понимает, как ими распорядиться. Он движется навстречу неизвестности, но не ведает, кто ему друг, а кто - враг.

Причина в том, что деятельный человек оказался в ситуации, в которой действовать- значит гарантировать себе неудачу, а недеяние или действие ради самого процесса, а не для результата - залог успеха.

Как же вырваться Шуту из этого заколдованного Верховной Жрицей круга? "Его личные стремления полностью исчезают, он уже не цепляется за жизнь и по собственной воле подчиняется всему, что способно разрушить его; можно сказать, что его индивидуальность становится анонимной", - отвечает на сложный вопрос Джозеф Кэмпбелл. Или, если сказать иначе, "кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее".

Можно сказать, что перед нами самый главный Дурак. Примерно с такого и началось победное шествие Таро по свету. Вряд ли стоит думать, что проблема выбора имеет для него какой-либо смысл. Он изберет себе дорогу не задумываясь, по зову сердца, по первому побуждению. Зато злые собаки могут изрядно потрепать ему нервы и брюки.

И здесь уместно привести высказывание К.Г. Юнга о том, что общество награждает за достижения, а не за индивидуальность. Индивидуальность необходимо раскрыть. Если раскрытие таланта происходит только в узкой области достижимого, ориентируясь на спрос, человек перестает расти как личность и в конце концов теряет эту самую индивидуальность. А если он развивается внутренне, не делая передышек, ему некогда и негде реализовать свой талант. Далее Юнг заключает, что смысл проблемы не в ее решении, но в работе над ошибками.

Со времени появления карты под названием "Дурак" много воды утекло. С тех пор дураков изрядно прибавилось, как, впрочем, и умных. Хорошо, что наша земля большая и круглая. На ней хватает места и круглым идиотам, и тем, кто себя таковым не считает.

Шут выпадает, когда в силу вступает само провидение и события серьезно затрагивают личность человека, его сердцевину. Это период важных решений и начал, пора отстаивания своего "я" от посягательств извне, время ошибок и субъективности, импульсов и подобострастия.

Человеку хочется играть некую роль, иметь какой-либо статус, быть значимым в глазах толпы. Он остро нуждается в признании, хочет, чтобы на него обратили внимание и оценили не за какие-то дела, а просто так, потому что он существует.

Его восприятие действительности может быть болезненным, его неуверенность готова обернуться самомнением. Он может стать посмешищем, смеясь над другими, или прослыть мудрецом, не сказав ни слова.

Пока он не защищается, на него никто не нападает, но как только он переходит к обороне, на него сразу начинают наседать. Он одновременно беззащитен и опасен, раскован и напряжен, полон энтузиазма и выглядит упавшим духом. Налицо психологический конфликт. Даже когда внешне царит идиллия, внутри неистовствует буря, при этом тратится не столько физическая, сколько психическая энергия, и траты эти порой безмерны.

Между тем ситуация помогает понять, что чувства и мысли - это не сам человек, а лишь прилагаемые к нему эмоции и идеи. Что он может взяться за любое дело, пойти в любую сторону, вылепить из себя все, что пожелает, поскольку ему досталась роль без роли. И это значит следующее: понять, что жизнь - игра и большинство проблем выдуманы или надуманы.

В этот период человек может проявить свои лучшие душевные качества вместо того, чтобы погружаться в экзистенциальные бездны. Он в состоянии отказаться от жизни обывателя и презреть сиюминутную выгоду ради будущего. "Корабль дураков" - это человеческое общество, с точки зрения дурака, а у Шута всегда есть все, поскольку ему ничего не нужно и нечего терять.

Стать Шутом - значит быть самим собой, оставаясь внутренне свободным, сбросить все маски и следовать порядку вещей непосредственно и само-собойно. Шут - деятельный созерцатель, чувствующий единство всего сущего и свое собственное с миром людей, вещей и событий, это взрослый ребенок, живущий сам по себе. У него нет обязательств и обязанностей, его чистосердечие похоже на глупость, мастерство сродни безыскусности, а мудрость напоминает наивность.

Шут - это одиночество в толпе, однако оно его не тяготит, поскольку ему с собой интересно. Шут живет как придется, радостно и легко. Он не завидует, не гордится, не требует, его претензии сведены к минимуму. Но он стучится - и ему отворяют, он просит - и ему дают, он трудится, не требуя вознаграждения, но получает оное. У него нет цели, поскольку у природы ее тоже нет.

Единственное, чего он не может сделать, так это стать хозяином собственной судьбы, поскольку стать хозяином судьбы - значит покориться ей, ведь покорного судьба ведет, а непокорного - тащит, первого - любит, а второго - губит.

Побудь немного дураком ради своей же пользы. Выбери свой путь, и пусть все будет, как будет. "Дурак должен знать свой знак". И это знак спонтанности и соразмерности, естественности и простоты. Живи с легким сердцем, ни от чего не отказывайся, ни от чего не уклоняйся. Прими все, с чем столкнешься, поскольку человек не мает своего предназначения, не ведает, в чем его вред и в чем его польза. Любая роль, которую ты играешь, - только роль, и артист заслужит признание за исполнительский талант, а не за то, счастлив или несчастлив его персонаж.

Первый астрологический дом

Чтобы уточнить для себя неясные места, можно обратиться к трактовке этой карты средствами астрологии.

Первый астрологический дом отвечает за личность, "я" человека, осознание своей уникальности и способы выражения и утверждения этой индивидуальности. Он указывает на телосложение и внешность, говорит о первом впечатлении, которое производит человек, о качествах, каковые он сам в себе признает, или образе, которому хочет соответствовать.

Первый дом свидетельствует о жизненной силе и темпераменте, свойствах характера, поведении индивидуума в обществе. Это отношение к своей жизни и самому себе, сущностное восприятие людей и мира в целом.

Если первый дом сильный, человек умеет себя подать и без больших усилий добивается любви и внимания окружающих, оттого и смотрит на свою персону и на весь мир через розовые очки. Если первый дом слабый, человеку трудно выразить себя, его восприятие действительности искажено и мрачно, а чувства уязвимы, поэтому он постоянно защищается от мира, надевая маски шута, гордеца или неудачника.

Первый дом "работает", когда личность человека затронута: он рассказывает о себе, слушает, доверяет другому свою тайну, показывает личный пример, находится в центре внимания, как критического, так и хвалебного, жаждет чего-либо всей душой.

Глава вторая. ВОЙНА И ПОЛИТИКА (Колесница и Правосудие)

Если первая пара карт личностна по сути и символизирует законы судьбы или жизнь, сообразную естественному ходу вещей, то карты "Колесница" и "Правосудие" социальны. Они указывают на законы человеческого общества и определяют правила поведения и способы взаимодействия личности с другими людьми.

Эту пару карт можно назвать Колесницей Справедливости, Законом и Беззаконием, Воином и Миротворцем, Гармонией и Дисгармонией, Порядком и Хаосом, Прямотой и Уклончивостью, Войной и Компромиссом. Так как данные сюжеты и роли являются самыми распространенными и наиболее трудными, им придется уделить особое внимание.

Как и любая пара вечных сюжетов, она образована динамичным мужским и статичным женским образом. Колесница - мужская, личностная карта, а Правосудие - женская, безличная. При этом сюжет Правосудия - поле соглашения и компромиссов - является общим и наиболее приемлемым, а сюжет Колесницы - частным и не слишком удачным: плохой мир лучше доброй ссоры.

Оба сюжета роднят наличие воли и преобладание умственного над эмоциональным. Дело в том, что Воин (Колесница) мгновенно превращает свои эмоциональные горячие порывы в резкие, безапелляционные поступки. А Справедливость (Правосудие) эмоционально холодна, поскольку беспристрастна. Первому чувствовать некогда (так и погибнуть можно!), а второй - незачем, иначе она не сможет быть объективной. Обоим персонажам чувства только мешают.

Одна карта Призывает силой решать проблемы и добиваться желаемого. Другая обязывает идти на компромисс и взаимовыгодные соглашения. Проблема в нахождении золотой середины, где и в чем можно уступить, а где необходимо отстаивать свои права и убеждения.

В одном случае на тебя хотя бы реагируют, правда, это порой и опасно. В другом - могут являть полное к тебе безразличие, что еще неприятнее. В каждой ситуации есть свой проигравший и свой выигравший, свои добро и зло. У каждого своя собственная правда и свои аргументы. Но в случае Справедливости или других судим мы, или судят нас. А в случае Колесницы - это конфликт, непосредственное участие в выборе своей доли.

СИЛА СЛАБОГО И СЛАБОСТЬ СИЛЬНОГО

Уместно заметить, что борьбу эту умный человек ведет таким образом, чтобы не принизить ни своего, ни чужого достоинства. Если он в состоянии перевести противоборство в плоскость сражения идей, а не самолюбий, то выйдет из столкновения с наименьшими потерями.

Человек тонкий, творческий, развитой проиграет в борьбе примитивному, грубому или равнодушному. И тогда достойный быть счастливым получит столько пощечин и тычков от менее деликатных противников, что сойдет с дистанции - укатают сивку крутые горки... Победитель же еще долго будет испытывать удовольствие от процесса жизни, посмеиваясь над безумством бескомпромиссного служения идее или гордыней. Посредственность жизнеспособнее таланта. Не попадитесь на эту удочку!

Но и победителю только кажется, что он властвует над своей судьбой или попирает чужие интересы. На удар ему отвечают ударом, на грубое слово таким же по сути словом, на силу отвечают ненавистью, страхом или той же силой.

Поэтому Воин, вместо того чтобы пользоваться плодами жизни в свое удовольствие, вынужден все время реагировать на слова и удары, защищая свои приобретения или нападая на других, завоевывать новые. У сильного всегда бессильный виноват, кто сильнее, тот и прав, сильному не требуется оправдания, кто смел, тот и съел, а победителей не судят.

ПОЛИТИКА (ПРАВОСУДИЕ)

Карта "Правосудие" ("Справедливость", "Суд", "Фемида") обычно изображает сидящую перед входом в здание женщину. В отличие от Верховной Жрицы особа эта находится в напряженной позе, выставив ногу вперед, поскольку готова встать в любой момент. В одной руке женщина сжимает меч, в другой держит весы. Глаза ее нередко завязаны. Приближаться к этой даме нет никакого желания. Суд, который она творит, обжалованию не подлежит, и приговор исполняется сразу.

Человек, готовый встать, - момент перехода от покоя к движению, от размышления к действию, от равновесия к неравновесию. Весы - это измерять, оценивать; образ равновесия, компромисса, справедливости, гармонии, а также знак постоянных колебаний вокруг некоей точки отсчета. Меч - символ войны и жестокости, наказания и его неотвратимости.

Повязка на глазах - необходимость действовать невзирая на лица - в данном случае непредвзято, объективно. Кто-то завязал женщине глаза. Это указывает на ее подчиненную роль. Судья выполняет чью-то волю: закона, старшего, сильного, большинства - или следует регламенту и букве закона.

Весы - это еще и взвешенный поступок, рациональность, экономность и рассудочность, контроль за мыслями, чувствами и делами. Здесь знак Весов начинает походить на Деву. Но Дева взвешивает, чтобы определить, в чем отличие, а Весы - в чем сходство.

Родственные сюжеты. Судебное разбирательство, переговоры, спор, выяснение отношений в рамках дозволенного. Уступка, подчинение обстоятельствам, закону, порядкам, условностям. Молодая жена начала жить в доме родителей мужа. Молодой специалист пришел в новый коллектив. Брак по расчету. Добрый следователь и злой следователь. Покупатель и продавец торгуются. Конституция страны, Гражданский кодекс, кодекс чести. Соломонов суд. "А судьи кто?"

Символисты всех времен и народов ищут равновесие между днем и ночью, светом и тьмой, добром и злом, душой и телом, миром горним и миром земным. Мы же оставим эту область для любителей чистой метафизики и займемся непосредственно толкованием бытового смысла сюжета.

Сразу видно, что эта уверенная в себе особа знает все юридические тонкости. Остается лишь изложить по порядку причину вашего к ней визита.

Корни его лежат в представлении о посмертном суде. Боги с помощью весов взвешивали души или сердца смертных. Избежать суда было невозможно. Суд загробный не признавал отсрочек по времени, доводов разума и всплесков эмоций и являлся всемерно технической процедурой.

Душу покойного клали на одну чашу весов, а особый эталонный разновес - на другую. Безгрешная душа по своей массе оставалась равной этому эталону, а грешная набирала лишние миллиграммы. В соответствии с тем, что показывали весы, назначалось наказание.

В Древнем Египте подобная процедура исполнялась Осирисом, за его работой наблюдала богиня справедливости Маат. На вторую чашу весов клали статуэтку этой богини или страусовое перо, заменяющее разновес. У древних греков роль судьи принадлежала Зевсу. Души мертвых подвергались взвешиванию в исламе и зороастризме, это же свойственно китайской и тибетской традициям. В христианстве взвешиванием занимается Судья мира. Верующие называют этот суд Страшным, и они правы.

Надменный взгляд и воинственная поза превращают Справедливость в исполнительницу наказания, что совсем не соответствует беспристрастному умонастроению этой карточной фигуры.

Как видно, суд над смертными исполняется мужчинами-богами, и, кроме весов, им ничего не требуется. А вот прообразом карточного изображения по служили греческая Немезида или римская Юстиция. Им, правда, кроме меча и весов, полагалась еще и повязка на глаза, чтобы не видеть результатов и не мочь применить свое грозное оружие. Таким образом, строгая дама-судья становилась не такой уж и страшной, ее можно было обмануть, а сама процедура суда превращалась в абсурд.

Как же трактовать ситуацию, если выпала эта карта? Не эмоционально, а отстраненно. Как возникновение в жизни неподконтрольных неприятных событий. Они кажутся несправедливыми, исходят от людей, наделенных властью и положением, и касаются оценки личных качеств человека и его деятельности. Непосредственной угрозы для здоровья и жизни нет. Это скорее моральный ущерб, обида, возмущение, негодование.

Плачевные или раздражающие обстоятельства появляются словно на пустом месте, в результате посторонней инициативы. Жил себе человек и никого не трогал, и вдруг на его пути возникает строгий судья. Есть в этом нечто мистическое, жесткое, ирреальное.

Стоит заметить, что встреча с судьей оказывается возможной только в результате былых поступков человека, которым он не придавал значения. Если это и суд, то суд высший. Мелочи судью не интересуют, и наказывать он будет не за конкретный поступок вчерашнего дня или сегодняшнего утра, а по совокупности - за отношение к жизни, как таковой. Данное событие наступило как ответ на действие или бездействие. Весы - точный прибор и символ своевременности, они никогда не ошибаются.

Какой вывод необходимо сделать из создавшейся ситуации? Во-первых, наша оценка окружающего или окружающих всегда субъективна и зачастую неверна. Во-вторых, не суди, и не судим будешь. В-третьих, не возмущайся, не ропщи, не обманывай себя и других, а подумай, что нужно изменить и сейчас, и в будущем. В-четвертых, благодари Бога, ведь ты еще легко отделался. Тебя заранее предупредили, тебе указали: ты что-то делаешь неправильно. К тому же судья - женщина, это чья-то мать, жена или дочь. Все еще можно исправить.

Рассматривай себя как часть целого, потому что именно таким видят тебя окружающие. Судя о людях, сравнивай их с собой, находи отличия и сходства. Окружающие будут заняты тем же, определяя, кто ты есть и на что годишься. Чтобы твои суждения были объективны, а позиции здравы, пребывай в психологическом равновесии, о чувствах и эмоциональных привязанностях позабудь. Толку от них никакого.

Твои действия и оценки должны быть сообразны общепринятым правилам и законам, поскольку в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а для тебя сейчас везде - чужие монастыри. Балансируй вокруг приемлемого для себя центра: все твои поступки и слова должны быть взвешенными и беспристрастными. Умерь гордыню и предубеждение.

Любое неравновесие приведет к возмущению и в первую очередь коснется тебя самого. Забудь о том, что существует плохое и хорошее, поскольку сейчас есть только необходимое и вынужденное. Соглашательство и лицемерие, обман и расчет, договор или сговор - выбирай на вкус.

О мирном разрешении ситуации, о поиске общего и объединяющего - вот о чем думай. Сейчас у тебя нет друзей и близких, зато есть враги и партнеры.

Главное, что тебе необходимо, - это решить проблему выбора и соразмерности: волки должны быть сыты, а овцы - целы.

Решай за себя и принимай решение за других, иначе они сделают это за тебя. Не уступай в принципиальных вопросах. Учитывай чужие интересы, но не забывай о собственных. Отстаивай свое мнение, не умаляя чужого достоинства и не позволяя унизить себя. Зачем тебе та победа, от которой не будет радости?

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
версия страницы для мобильных устройств

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2020 контакт: koshka@cartalana.org