ГОНСАЛЕС-ВИППЛЕР М. "ЗАЩИТНАЯ КНИГА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ", 2005

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. КРЕСТ И ЗВЕЗДА

Крест - древнейший символ-амулет, однако вопреки общему мнению он не имеет христианского происхождения. Языческие народы Европы и Западной Азии использовали крест задолго до рождения Иисуса Христа.

Наиболее ранние из образцов - найденные у шумеров и ассирийцев. В основном это были равносторонние кресты, часто заключенные внутрь круга, некоторые из них полностью состояли из кругов или имели по небольшому кружку в каждом из четырех углов. Круг, скорее всего, символизировал Землю, а стороны креста - четыре основных направления света и четыре времени года.

В некоторых ассирийских рельефах и надписях встречается фигура, которую можно описать как солнечный или лучевой крест: это солнечный диск, от которого отходят четыре руки и четыре луча. Отдельные исследователи полагают, что оконечники этого креста представляют собой четыре стороны неба, подвластные богу Ану. Хорошо известный мальтийский, или коптский крест также относится к ассирийскому периоду.

Крест Атлантиды. На этом древнем символе видны три концентрические стены столицы атлантов и большой водный канал, входящий с юга. Считается, то древняя магия Атлантиды перешла к жрецам Египта, с искусством которых в этой области никто и никогда не смог сравниться. Наследниками атланто-египетской традиции считают себя многие знаменитые мистические школы в мире, например, розенкрейцеры, масоны, Золотой рассвет и Ordo templi orientalis

Первые кресты были равносторонними; некоторые из них заключены внутри круга, символизируя землю и четыре времени года, а другие - гаммадионы образованы из четырех греческих гамм, расположенных в форме креста

В дохристианскую эпоху язычники чаще всего использовали греческий, т.е. простой равносторонний крест. Его изображения можно найти на кухонной утвари, вазах и бронзовом оружии из Скандинавии, Германии, Австрии, Франции и Англии. Первоначально он символизировал небеса и их животворные силы, а позднее превратился в амулет, дарующий владельцу защиту, успех, богатство и долголетие.

Различные формы креста: а. Равносторонний крест; b. Латинский или христианский крест; с. Крест св. Андрея, попросившего распять его на нем из почтения к кресту Иисуса; d. Тау; е. Крест Лорана; f. Другой вариант креста Лорана; g. Символ-монограмма Христа

Когда Колумб и его капитаны обнаружили в Америке равносторонний крест, они были потрясены и немедленно приписали его существование учению апостола Фомы, который, работая плотником, якобы посетил Индию. Археологи Перу и Мексики утверждают, что виденные Колумбом кресты не имели связи с христианством, а представляли собой "крест ветров", который служил индейцам символом четырех сторон света, откуда приходят ветры и дожди. Позднее эти знаки обрели солярный или звездный характер.

Найденный в римских катакомбах и на памятниках раннего христианства тау или crux commissa называют также "крестом предтечи" или крестом Старого Завета.

Некоторые исследователи полагают, что тау символизирует молот Тора - бога грома из скандинавской мифологии, однако более принято ассоциировать с молотом Тора свастику. Другие ученые приписывают тау финикийское или египетское происхождение; они считают тау разновидностью одного из египетских иероглифов, изображающего женские половые органы, - признак рождения и жизни.

Согласно Старому Завету, Бог велел пророку Иезекиилю пройти по Иерусалиму и сделать знак на челе людям, которых следовало избавить от избиения (Иез, 9:4). Еврейское слово "знак" читается хитвита тay, что заставляет многих исследователей считать его аналогом креста тау. Поставленный кровью пасхального агнца на дверях израильтян до их бегства из Египта знак тоже идентифицирован как крест тау. Однако бесспорных доказательств истинности этих предположений нет, как нет и неопровержимых свидетельств того, что египетские символы анх и нефер представляют собой варианты креста тау.

Тау более известен как крест св. Антония. Антоний был коптским отшельником, который с помощью тау излечивал воспаления кожи и гангрену, названную в его честь огнем св. Антония или антоновским огнем. Члены братства этого святого носят на правом плече знак в форме тау со словом "Антон". С течением столетий символ тау все более усложнялся, и теперь его чаще можно встретить в виде тройного тау.

В первые века нашей эры использовали четыре формы креста: греческий или равносторонний крест, crux commissa или тау, crux decussata или андреевский крест (крест св. Андрея) и crux immissa или crux capitata, известный также как латинский крест. Последний наиболее популярен и общепринят, поскольку считается, что на кресте такой формы был распят Иисус, поэтому иногда его называют крестом Голгофы или страстным крестом. Изображаемый в руках воскресшего Бога крест воскресения всегда рисуется с прикрепленным к нему флажком. Иногда латинский крест предстает в виде древа; во многих христианских молитвах поминается смерть Иисуса Христа на "древе крестовом".

В течение V в. н.э. был также весьма распространен крест-монограмма, составленный из двух первых букв имени Христа в греческом написании. Впервые этот символ появился после смерти Константина Великого, приблизительно в 337 г.: на нем были большая буква X и более крупная - Р. В качестве амулета его вырезали из дерева или камня и писали или рисовали на пергаменте. Считалось, что он наделяет владельца всемогущей силой крови Иисуса.

Крест превратился в признанный символ христианства только в IV в., когда императрица Елена, мать Константина Великого, нашла, согласно легенде, истинный крест. Исторически считается, что истинный крест, на котором умер Иисус, был обнаружен в правление римского императора Тиберия, когда епископом Иерусалима был св. Иоанн, следовательно, Елена могла лишь открыть его заново; однако по коптским источникам благодаря ее раскопкам обнаружено невиданное - не один, а три предмета, которые предположительно являлись истинным крестом и двумя крестами разбойников, распятых вместе с Иисусом. Поскольку императрица не знала, на каком из них умер Иисус, она велела принести мертвое тело и приложила его сначала к одному кресту, а потом к другому - без видимых результатов; на третьем кресте покойник вернулся к жизни, поэтому императрица решила, что он и был тем, на котором распяли Иисуса.

Монограмма имени Христа, вырезанная на ониксе. Состоит из буквы X, пересекаемой буквой Р, - двух первых букв греческого имени Христос, что значит Мессия (из "Cabinet de Pierres Antiques Gravees" Горлеуса. Париж, 1778)

Императрица послала часть креста сыну, а остаток захоронила в церкви, построенной рядом с Голгофой; Константин отправил свою часть креста папе, и с тех пор эта реликвия хранится в Ватикане.

Иногда латинский крест рисуется с двумя перекладинами вместо одной; вторая, которая короче основной, символизирует табличку, прибитую над головой Иисуса с его именем и титулом царя евреев. В таком виде латинский крест получил название креста Корана и рыцарей-госпитальеров; изредка к нему добавляют третью перекладину - там, где были ноги Христа.

Считается, что истинная табличка, на которой имя Иисуса было написано на еврейском, греческом и латинском, тоже была найдена императрицей Еленой вместе с гвоздями, пригвождавшими Иисуса, случайно в римской церкви св. Крока в 492 г. Почти тут же папа Александр III издал буллу (папский указ), подтверждавшую их подлинность.

Нахождение императрицей Еленой истинного креста и признание его папой добавили в ауру уже пользовавшегося уважением символа мистицизма и сверхъестественного могущества. Крест стали использовать в качестве амулета великой силы, способной рассеивать зло и окружать владельца непробиваемым щитом света.

Сама императрица (канонизированная католической церковью под именем св. Едены) превратилась в символ, который применяют в магических чарах, особенно в привороте. Для популярного любовного заговора требуются четыре золотых гвоздика, зеленый шелковый платок, фотография нужного человека и образок св. Елены размером с открытку. Фотографию прикрепляют гвоздиками к изображению святой, а затем завязывают пятью узлами в зеленый платок. Девять дней в честь св. Елены следует читать особую молитву; после этого заговор считается завершенным и любимый не может не покориться тому, кто его навел.

Среди христиан принято осенять себя крестом, в частности, чтобы оградиться от Сатаны, поскольку царь ада и его демонические орды живут в постоянном страхе перед ним, как и другие создания тьмы, включая вампиров и черных ведьм. В начале христианской эры, когда последователи Иисуса еще подвергались преследованиям римлян, они осеняли себя крестом, чтобы узнать друг друга.

Христианские церкви не поощряют использование креста в качестве амулета, и сегодня священнослужители настаивают, что он является чисто религиозным символом и должен рассматриваться лишь с этой точки зрения. Но никакие проповеди не в силах убедить верующего человека в том, что крест не обладает чудесными силами, и вопреки увещеваниям церковников христиане продолжают его рисовать для защиты собственной, а также имущества, включая скот. При изготовлении крестов разного размера и для любых целей применялись все мыслимые металлы и драгоценные камни. Крест, который обычно носят на цепочке на шее, несколько утратил свой первоначальный религиозный символизм, превратившись в известный и действенный амулет против зла, каковы бы ни были цели, и означает для владельца присутствие Христа, а фактически рассматривается этими людьми как сам Христос. Носить крест - это значит пребывать в обществе духа Иисуса при каждом шаге жизненного пути.

РАСПЯТИЕ

Несмотря на то что в I-II вв. крест высекали на надгробьях и памятниках, публичным символом христианства он стал, тогда, когда император Константин убрал со щитов римских солдат орла, заменив его христианским крестом. Произошло это приблизительно в IV в., после того как Елена объявила, что нашла истинный крест.

Символом распятие стало с превращением креста из знака мучений и стыда в эмблему силы и славы. Образ Христа на кресте восходит к пятому столетию, однако в церкви он появился лишь в VII в., причем вначале его изображали в полном одеянии. После XI в. оно постепенно становится традиционной набедренной повязкой.

Набор крестов и распятий из золота, железа и лиможской эмали. Крест справа вверху покрыт астрологическими знаками Зодиака; справа внизу - символ русской православной церкви с распятием

Нимб, часто встречаемый на ранних изображениях распятия, который затем украсил головы всех святых, - тоже, как и крест, языческого происхождения. Возможно, первоначально его смыслом являлась скорее сила, чем святость. Исходящие лучи Солнца означают эмблему жизни и божественности во всех древних культурах. Позже обладающих магической силой людей (как, например, Моисей и Магомет) стали наделять нимбами вокруг головы. Хотя первые нимбы были круглыми и продолжают оставаться такими для иконописцев, в IX в. появилась квадратная форма, а в XI в.- треугольная. Нимб с крестом внутри принадлежит Богу.

Распятие в отличие от креста не считается особенно популярным амулетом на счастье и защиту, поскольку побуждает в том, кто его носит, глубокую печаль; многие люди полагают, что, будучи мощным оберегом от зла, распятие тем не менее приносит владельцам слезы и несчастье.

Этот символ и жадность погубили несколько столетий назад одного из моих предков. Это одна из красочных легенд с отцовской стороны. В начале шестнадцатого столетия он прибыл из древнего испанского города Саламанки на остров Пуэрто-Рико (который тогда назывался Сан Хуан Баптиста) в надежде поправить карибским золотом пошатнувшееся благосостояние семьи. Его звали дон Алонсо де Гонзага, граф Пизуэлы. На острове он появился вместе с братом, доном Альваро де Гонзага. Вначале они пытались нанять команду из индейцев для помощи в осуществлении их планов, а затем осели в центре острова близ деревни, которая позже стала городом Ларес. Им повезло с золотодобычей, поэтому вскоре они обзавелись приличным количеством золотой руды.

Крах случился однажды ночью, когда какой-то незнакомец пригласил братьев выкопать с ним огромный клад. В обмен он пообещал испанцам две трети его содержимого. Предложение показалось братьям похожим на сбывшуюся мечту, поэтому они охотно согласились присоединиться к этому человеку.

Все трое быстро достигли места, где предположительно было закопано сокровище, - одинокого мыса, заканчивающегося обрывом. Братья нервничали и томились от беспокойства. На все их вопросы странный спутник отвечал очень лаконично, а свет масляных ламп не мог рассеять бархатную тьму тропической ночи. Прежде чем приступить к работе, спутник объявил им, что они смогут взять любую часть клада, но поделить ее на три совершенно равные части. Ни при каких обстоятельствах они не должны были разговаривать или спорить по поводу какой-либо драгоценности.

Они молча копали, пока не добрались до громадного сундука с сокровищем. Едва удержавшись от восклицания при виде его деревянной крышки, два брата взломали ее и зачарованно уставились на сверкающие драгоценности и золотые дублоны. Однако суровый взгляд незнакомца привел их в чувство, и они принялись делить клад. Никаких трудностей не возникало, пока не показалось дно сундука: там, наполовину скрытое оставшимися монетами лежало громадное золотое распятие - оно было столь богато инкрустировано алмазами, что терялась сама фигура Иисуса. Терновый венец состоял из изумрудов, а кровь христовых ран - из рубинов. Драгоценные камни сверкали так ярко, что осветили собой ночь.

Дон Алонсо протянул дрожащую руку, чтобы схватить распятие, но пальцы дона Альваро сомкнулись на его запястье, мешая дотронуться до драгоценности. Два брата взглянули друг на друга глазами, почерневшими от гнева и жадности. Дон Алонсо снова потянулся к распятию, а дон Альваро снова его остановил. Забыв о клятве хранить молчание, шепотом чертыхнувшись, оба вскочили на ноги и схватились за висевшие на поясе мачете.

Внезапно распятие и другие сокровища исчезли, погасли масляные лампы, а по горным склонам раскатилось чудовищное ржание. Братья почувствовали, как некая сила подняла их на спину гигантского безголового мула, копыта которого высекали искры. Долгое время они сидели, парализованные ужасом, на спине этого мистического скакуна, пока он носил их по пропастям и ущельям, оглашая округу призрачным ржанием, а тьма вибрировала от звуков проклятия их семьям на пять поколений. Братья узнали, что их спутник был самоубийцей, который перед смертью закопал этот клад, и единственной их надеждой на спасение было найти преданных друг другу и чтущих божеские законы двух братьев, способных устоять перед богатством распятия и не подраться. Поскольку дон Альваро и дон Алонсо поддались искушению, духу самоубийцы надо было ждать еще сто лет, прежде чем он сможет попытаться найти других двух братьев, способных освободить его.

В наказание за жадность наши предки никогда больше не видели Испанию и жили в бедности, до конца своих дней. Это проклятие падало и на их потомков вплоть до пятого колена, и если верить легенде, оно оказалось очень сильным. Семьи Гонзага и их аристократические потомки в течение нескольких столетий не могли избавиться от злого рока. Наконец, отчаявшись, мой прапрадед решил изменить благородное, но несчастливое имя Гонзака на более обычное Гонсалес, и после этого его судьба изменилась, словно по волшебству. Когда он скончался в весьма почтенном возрасте 92 лет, он оказался одним из самых богатых землевладельцев Пуэрто-Рико. Мой дед, которого тоже звали Алонсо в честь несчастного предка, любил рассказывать мне эту историю, когда я была маленькой девочкой. Древнее семейное имя исчезло, но земли моего деда и просторный особняк, который мы считаем своим домом, - часть района Пизуэла, получившего это название в честь дона Алонсо де Гонзака, графа Пизуэлы.

Эта история свидетельствует о том, какая святая аура окружает распятие, что делает его совершенно непригодным в качестве амулета или украшения. Страдания Иисуса на кресте, столь очевидно явленные в его изображении, слишком священны, чтобы выражать что-либо, кроме печали и тихого горя. Те же самые последствия ожидают человека, который по традиции носит распятие.

СВАСТИКА

К сожалению, нацисты избрали свастику своей особой эмблемой, покрыв этот символ позором, хотя в древности люди видели в нем один из наиболее могучих знаков силы и славы. Выбор нацистов не был случайным, поскольку известно, что Гитлер и его последователи весьма глубоко разбирались в магии. Они ставили сцены язычества, во время которых молодые женщины, одетые в туники цвета земли, несли символы старинных религий, окруженные большими железными свастиками. В нацистские обряды входили астрология, рунная магия и сатанизм. Гитлер интересовался скандинавской мифологией, потому выбрал в качестве эмблемы своей партии свастику, поскольку считается, что она представляет собой молот Тора - могучего бога грома скандинавов. Он всегда изображался как голубоглазый золотоволосый гигант, чей волшебный молот давал ему силу над прочими богами. Героический образ импонировал Гитлеру, потому что воплощал в себе его мечты о превосходстве светловолосой арийской расы.

Судя по всему, свастику придумали именно первобытные арийцы. Другие ее названия - гаммадион, armed cross, fylfot и croix pattee. Гаммадион - это крест из греческих гамм, расположенных так, что их углы образуют общий центр. Некоторые ранние христианские мистики видели в гаммадионе символ Христа и краеугольный камень церкви. Однако те, кто идентифицируют гаммадион со свастикой, очевидно, путают с нею равносторонний крест, использовавшийся язычниками. По правде говоря, между этими двумя символами очень мало или вообще никакого сходства. Точно так же armed cross или fylfot, описанный как "равносторонний крест, каждая оконечность которого продолжена под прямым углом, причем все либо в направлении по часовой стрелке, либо против нее", весьма вероятно, является одним из вариантов эмблемы, но не ею самой.

Различные варианты свастики - одного из наиболее могучих магических символов древности

Ранние христиане иногда использовали свастику в качестве эквивалента креста, и поскольку этот символ часто ставили в катакомбах, возможно, что люди пытались с его помощью защитить мертвых.

Большинство современных ученых согласно с предположением об арийском происхождении свастики; само же ее название пришло из Индии. Оно образовано из корней su, что означает "хорошо", и asti - "существование". Поэтому слово переводится как "удачный" или "счастливый".

Танец Шивы, символизируемый свастикой. Шива - владыка танца; его пляска рождает движения, ведущие к переменам в космосе. Огонь, окружающий его, обозначает жизнь вселенной, а пламя в его руке - огонь, который однажды разрушит мир. Медь, Южная Индия, около 800 г. (Музей Виктории и Альберта)

Существуют два варианта свастики. Один из них, выбранный нацистами, имеет лучи, завернутые вправо, и символизирует весеннее Солнце; второй называется саувастика: ее лучи указывают влево; это символ осеннего Солнца и всеобщего разрушения. Некоторые исследователи идентифицируют свастику с богом Ганешой и мужским принципом, а саувастику - с богиней Али и женским принципом. В изображениях присутствует и танец Шивы, который, как считают, обозначает круговорот четырех времен года и вращение Земли по четырем сторонам света. Большинство оккультистов видят в движении сущность жизни, в частности, круговое рассматривается как генератор энергии. Когда ведьмы хотят создать собственный конус силы, они, держась за руки, водят хоровод по часовой стрелке. Дервиши, индусы и шаманы вращаются, повторяя танец Шивы и форму свастики.

Китайцы тоже знакомы со свастикой, которую называют лей вен, т.е. "громовой свиток", что приводит на память скандинавские мифы, которые приравнивают свастику к молоту Тора - бога грома волшебного Асгарда. Все эти сведения подчеркивают универсальность символических значений, несмотря на безграничное разнообразие общественных культур.

Свастика часто вырезается на пьедесталах статуй Будды и на груди скульптурок и изображений Бодхисатв - тех, кто однажды станут Буддами. В качестве китайского иероглифа свастика означает благоденствие, счастье и долголетие. Хотя она не служит распространенным амулетом, но продолжает оставаться важным символом, к которому обращаются во время особых магических обрядов как в добрых, так и злых целях.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ ДАННОЙ СТАТЬИ 

cartalana.orgⒸ 2008-2021 контакт: koshka@cartalana.org